ГАЗПРОМ НЕФТЬ 20 февраля
Как заработать больше на своей АЗС
Текст
Андрей Велесюк
Фото
сеть АЗС «ОПТИ»
В 2018 году «Газпром нефть» запустила сеть партнерских АЗС — компания объединяет независимые заправки под брендом «ОПТИ». Одна из ключевых особенностей сети — IT-платформа, собственная разработка, которая помогает автоматизировать и оптимизировать работу станций. Inc. выяснил, на каких условиях владельцы независимых АЗС могут присоединиться к сети и какие IT-решения могут быть интересны в рамках развития сети «ОПТИ».
«О том, что „Газпром нефть“ планирует развивать партнерскую сеть, я впервые услышала в конце 2017 года, — говорит гендиректор ООО „Топ-нефть“ Алена Легостаева. — В апреле 2018 года мы познакомились с представителями „ОПТИ“, а уже в августе заключили договор».
Алена владеет независимой АЗС в Воскресенске. В сеть «ОПТИ» она вошла одной из первых. С одной стороны — независимым АЗС всё сложнее конкурировать с крупными компаниями, у которых есть большие бюджеты на маркетинг. С другой стороны — доверие покупателей год от года снижается. Люди уверены, что независимые заправки торгуют некачественным топливом, и убедить их в обратном довольно сложно, в том числе из-за ограниченных возможностей в рекламном продвижении. При этом в случае всплесков потребительской активности топлива не хватало. Алена Легостаева резюмирует, что «проще плыть с большим кораблем, чем маленькой лодочкой».
Источник: данные компании
станций входят в сеть партнерских АЗС «ОПТИ».
регионов охватывает АЗС «ОПТИ».
млн литров топлива реализовано в 2019 году.
руб. — инвестиции на ребрендинг в среднем (итоговая сумма зависит от состояния АЗС, в том числе от технического оснащения).
«Для нас важны партнерские отношения, а значит, бизнес должен быть выгоден как компании, так и нашему партнеру, — говорит директор по развитию сети АЗС „ОПТИ“ Наталия Забожчук. — Поэтому уже на этапе входа мы говорим будущему партнеру, что работать нужно обеим сторонам. Если с его стороны не будет вовлечения в работу — по обучению персонала, контролю происходящего на АЗС, отслеживанию качества обслуживания клиентов, — наши усилия ни к чему не приведут».
За вход в сеть необходимо заплатить паушальный взнос 500 тыс. руб. Его разносят во времени, чтобы на владельца независимой АЗС не было серьезного финансового давления. Если партнер заходит в сеть с несколькими АЗС, взнос снижается. Далее он будет выплачивать ежемесячное роялти — фиксированные 25–50 тыс. руб. в месяц плюс 0,5%–1% от выручки за нефтепродукты. За реализацию сопутствующих товаров дополнительных денег брать не будут.
При желании партнера в рамках сотрудничества осуществляется и поставка топлива. Одним из приоритетных направлений сети «ОПТИ» является его качество. Поэтому продукция на АЗС проходит регулярные проверки «Газпром нефть-Лаборатории», специализированного предприятия в структуре компании. Для контроля качества топлива на станциях используются также мобильные лаборатории, каждая из которых оснащена экспресс-анализаторами и устройствами для отбора проб из стационарных резервуаров станций и пистолетов топливораздаточных колонок (ТРК).
Главный бенефит, на который может рассчитывать владелец независимой АЗС, вступая в сеть, — увеличение доходности бизнеса. Растет количество клиентов, реализация нефтепродуктов и продажи сопутствующих товаров. В целом, участники начинают продавать на 50–70% больше топлива. Средний рост продажи составляет 150%. Есть примеры, когда реализация вырастает в разы.
Еще один пункт, о котором часто говорят владельцы независимых АЗС, — проблемы с персоналом. Найти и обучить сотрудников непросто, поэтому на помощь приходят такие решения, как онлайн-курсы или обучающий центр для работников АЗС «ОПТИ».
«Наш партнер получает широкий набор инструментов, который помогает развивать его бизнес. Конечно, ключевой является IT-платформа, она позволяет АЗС работать эффективней. Ее доработки производятся на основании запросов партнеров, а значит, помогают им решать их ежедневные задачи», — рассказывает Наталия Забожчук.
Владелец продукта IT-платформы «ОПТИ» Ольга Корабельник рассказывает, что сейчас это решение представляет собой несколько собранных воедино систем, способных автоматизировать и оптимизировать работу станций. Они охватывают все основные аспекты: от работы управляющих до маркетинговых акций и выкладки сопутствующих товаров.
Это полностью разработка команды «ОПТИ», и на российском рынке подобных решений пока не существует. Одна из особенностей — платформа работает в облаке, имеет веб-интерфейс и доступна по ссылке, то есть не нужно ничего скачивать. Партнеры получат несколько цифровых инструментов для работы на АЗС. Вот некоторые из них.
В декабре эксперты премии Com News Awards признали IT-платформу сети АЗС «ОПТИ» — партнера «Газпром нефти» — лучшим цифровым решением в топливной сфере. Критериями выбора были масштабируемость, инновационность, сложность, а также прозрачность, эффективность и значимость для городов, где они реализуются. Платформу «ОПТИ» признали лучшей среди 26 рассматриваемых проектов.
Помимо этого в рамках развития IT-платформы АЗС «ОПТИ» компания готова сотрудничать со стартапами и разработчиками, если они предложат релевантные решения. Для развития платформы команда сети взаимодействует с акселератором StartupDrive от «Газпром нефти».
«IT-платформа АЗС „ОПТИ“ — один из компонентов в формирующейся экосистеме для независимых АЗС, которую мы строим прямо сейчас, — говорит руководитель акселератора StartupDrive Константин Мусатов. — Мы продаем не только топливо. Прямо сейчас в проработке находятся продукты, которые мы будем реализовывать для независимых заправок».
Сейчас на IT-платформе пилотируют несколько решений от отечественных стартапов, которые в дальнейшем планируют сделать частью экосистемы. В первую очередь «Газпром нефть» в сегменте сбыта моторного топлива интересуют разработки, касающиеся продаж сопутствующих товаров на АЗС: компьютерное зрение, выкладка товаров, автоматическое определение Out of shelf (товара нет в торговом зале) и Out of stock (товара нет в торговой точке).
Как стать участником сети «ОПТИ»: шесть шагов
С момента первого контакта владельца независимой АЗС с командой развития сети «ОПТИ» до запуска станции в среднем проходит 50–60 дней. Вот что нужно будет сделать в эти дни.
Алена Легостаева отмечает: главное, к чему нужно быть готовым новому участнику сети, — резкий рост клиентов и объемов продаж. «Объем топлива, который мы проливаем, за год увеличился примерно на 100%. Количество клиентов–физлиц за это же время выросло приблизительно на 70%, а с юрлицами стало проще заключать договоры — бренду „ОПТИ“ доверяют больше, чем независимым АЗС», — говорит она.
Также вырос средний чек — раньше он в зависимости от месяца составлял от 500 до 900 руб. Сейчас — не бывает ниже 1 тыс. руб., а в некоторые месяцы поднимается до 2 и более тыс. руб. Причин у этого несколько: доверие к бренду, высокое качество топлива и регулярные маркетинговые активности по привлечению и удержанию клиентов.
Гендиректор ООО «Топ-нефть» утверждает, что сейчас для независимых АЗС стать участником федеральной сети — один из лучших вариантов дальнейшего существования. «Всего за год сеть набрала большие обороты, поэтому я бы рекомендовала тем, у кого есть такая возможность, подключаться к „ОПТИ“. В нашем случае все показатели выросли вдвое, причем, я уверена, у сети большой потенциал для роста».