Отдать швартовы: «Брюсов» уберут с набережной Москвы-реки. Что будет с бизнесом на корабле?

Отдать швартовы: «Брюсов» уберут с набережной Москвы-реки. Что будет с бизнесом на корабле?
Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС
Корабль «Валерий Брюсов», почти десять лет честно отслуживший в Московском речном пароходстве, пришвартован у Крымской набережной Москвы-реки с 1993 года. С тех пор в нем размещались казино, гостиница и караоке-клуб. В 2013 году владелец дизайн-завода Flacon Николай Матушевский вдохнул в «Брюсов» новую жизнь. Стоящее на приколе судно превратилось в общественное арт-пространство с магазинами, кафе, творческими студиями и коворкингами. В последующие годы власть неоднократно устраивала на «Брюсове» проверки, по итогам которых корабль на некоторое время закрывался для публики, но всякий раз открывался вновь. Последнюю такую проверку плавучий арт-объект не пережил.

14 мая 2017 года по решению суда корабль уберут
с набережной. Причина в отсутствии договора водопользования — соглашения, по которому арендатору предоставляется водный объект в пользование за плату. Более 900 человек подписали петицию в защиту корабля. Собственники и резиденты «Брюсова» рассказали Inc. о своем отношении к случившемуся и планах на будущее.

«Предпочли бы узнать о закрытии раньше»

Иван Хмелевский,

владелец дизайн-студии The Bakery Design

— К закрытию корабля я отношусь негативно. И мы бы предпочли узнать об этом решении раньше, чтобы успеть принять меры. Сейчас, когда за месяц до закрытия нам сообщили, что надо съезжать, мы в сумасшедшем темпе ищем новое помещение. Куда переезжать — абсолютно не знаем, тут была река, парк, свежий воздух… Найдем ли мы такое же прекрасное место по приемлемой цене (в зависимости от размера помещения, аренда на «Брюсове» стоила от 40 до 100 тысяч рублей в месяц — Inc.)? Вряд ли. И теперь мы не заказы выполняем, а занимаемся переездом, что отражается на качестве работы студии. Точный объем убытков оценить сложно. Но это будут расходы на переезд, да и арендная плата на новом месте, скорее всего, будет выше.

«Будет много расходов»

Леон Крайфиш,

владелец магазина дизайнерской обуви Notmysize

— Корабль «Брюсов» собрал многих молодых дизайнеров Москвы. Никакого плохого отношения к арендодателям у меня нет, это не их вина. Будет много расходов — на переезд, арендную плату на новом месте… На корабле у нас работало три сотрудника: администратор и два продавца. Надеюсь, они согласятся работать в другом районе.

«У нас уменьшится поток учеников»

Александр Конов,

директор Арт-школы Петра Кончаловского

— Мы были готовы к этому, но все равно очень жаль. Мы душой прикипели к такому красивому месту. К счастью, департамент имущества и департамент культуры Москвы предложили нам переезд на Маяковку — в бывшую мастерскую Петра Кончаловского. Там арендная плата будет даже ниже, но не в этом суть. У нас, скорее всего, уменьшится поток учеников (а обучение у нас платное). Те люди, которые жили рядом с «Музеоном», уже не поведут своих детей в студию на Маяковскую. Да и для культурной жизни столицы это большая потеря.

Интерьер кафе SITO / Фото: ИТАР-ТАСС / Антон Новодережкин

«Наша прибыль явно упадет»

Александр Тягин,

бармен кафе SITO

— Слава Богу, у нас есть еще точка в саду им. Баумана, и нам будет легче перенести все убытки. Но безумно жаль, что так вышло, наша прибыль явно упадет. На «Брюсове» у нас работали 10 человек. Надеемся, все они останутся с нами и никого не придется сокращать.

«Мы потеряем несколько миллионов рублей»

Светлана Ильевская,

владелица арт-кофейни Mams & Paps

— Мы переезжаем на дизайн-завод Flacon. Однако то, что происходит сейчас с кораблем, — для всех очень неприятная история. Корабль уже закрывался, но у всех была надежда, что он останется «на плаву». На наш взгляд, это очень необдуманное решение мэрии. И да, мы понесем убытки. Наша кофейня ориентирована на людей, которые летом отдыхают в парке. Мы ждали летнего сезона, ведь зимой наши продажи «провисли». И тут эта новость! По нашим оценкам, убытки составят несколько миллионов рублей.

«Мы всегда были готовы к этому»

Инна Севастьянова,

владелица магазина аксессуаров NIM Design

— Мы не понесем никаких убытков. Наши основные продажи идут через интернет, и для нас это просто смена дислокации. Скорее всего, переедем на «Хлебозавод № 9», такое предложение уже поступило. Конечно, жаль «Брюсова»: это было культурное место, и нам очень нравится команда, которая сделала этот арт-проект. Но мы всегда были готовы к тому, что он может закрыться, ведь это уже случалось и раньше. Мы заключали краткосрочные договоры аренды, и очередной как раз истекает 14 мая. Так что денег, как арендаторы, мы не потеряли.

Фото: ИТАР-ТАСС / Антон Новодережкин

«Меня удивляет политика Москвы»

Николай Матушевский,

основатель компании Realogic, создатель дизайн-завода Flacon, арт-корабля «Валерий Брюсов» и городского пространства «Хлебозавод № 9»

— Мы предлагаем всем переехать на Flacon и «Хлебозавод № 9» на тех же условиях аренды. Для нас решение о закрытии не стало полной неожиданностью. Политика освобождения Москвы-реки проводится уже три года, и у нас постоянно были «сложности» с чиновниками. Мы понимали: если отношение к нам не поменяется, остаться на этом месте не получится. Так и произошло. Меня удивляет политика Москвы, при которой единственному креативному кластеру на воде, который нужен людям, не находится места. Хочу заверить арендаторов, что по арендной плате на новом месте они ничего не потеряют. С ними были краткосрочные договоры, которые мы вынуждены будем расторгнуть 14 мая.

«Петиция не спасет»

Сира Лобян,

PR-директор корабля «Брюсов»

— Петиция активистов «Брюсов» не спасет. Корабль уберут с Крымской набережной. У нас была очень дружная команда: 30 резидентов, а всего на корабле работало около 100 человек. Мы надеемся и дальше продолжать сотрудничество с ними. Конечно, грустно, что этот уникальный арт-объект будет потерян, но, к счастью, чиновники дали нам время до 14 мая. Поэтому мы успеем провести несколько прощальных мероприятий. А всем резидентам предлагаем переехать на другие наши площадки на тех же условиях.

Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.