Участник сообщества предпринимателей «Шмит 16» и основатель Payment Systems Анатолий Марьин рассказывает, как после нескольких неудач нащупал нерешённую проблему клиентов и понял, что такое product/market fit, — и как учился принимать трудные решения по методу Джеффа Безоса.
Об ошибках и провалах в бизнесе не принято рассказывать на широкую аудиторию. Большинство историй про компании посвящены успехам их основателей, которые с радостью делятся своими достижениями. Но истории успеха далеко не всегда могут принести реальную пользу и действительно помочь другим предпринимателям. Потому что путь к успеху проложен через ошибки, предательства и их преодоления.
Я стал предпринимателем 10 лет назад и за не столь пока долгую бизнес-карьеру основал несколько компаний. Не все из них стали успешными, но история каждой из них научила меня чему-то важному. Возможно, уроки, которые я вынес из своих провалов, помогут вам избежать ваших.
Сейчас Анатолий Марьин возглавляет компанию Payment Systems, которая разрабатывает мобильные приложения: для проверки и оплаты штрафов автовладельцев — в России, для выставления и оплаты счетов МСБ — в США.
В начале своего предпринимательского пути я долго размышлял, чем хочу заниматься, какую компанию основать. Тогда я еще работал наёмным сотрудником в консалтинге и рассчитывал финансовые и операционные модели. К вопросу собственного дела я решил применить аналогичный подход.
В 2010 году, когда под Москвой горели леса, а в самом городе стоял ужасающий смог, в розничной продаже полностью пропали респираторы. Я выяснил, что у оптовых поставщиков их более чем достаточно, и решил попробовать заняться их продажей.
Я понимал все переменные: где закупать маски, какую наценку ставить и кому продавать. Но как аналитик, который привык просчитывать и минимизировать риски, я обнаружил, что не могу преодолеть две неопределённости:
У меня была картинка на сегодня, но не было гарантии на завтра. Я увидел, что уже бывал в подобной ситуации много раз.
К тому моменту я уже исследовал пару десятков возможностей создать бизнес. И реально каждый раз появлялась неопределённость, которую я не мог преодолеть аналитически. И каждый раз отступал.
Я понял, что дело не в неопределённости прогноза погоды. Я просто боюсь совершить ошибку, принять решение, не проверенное цифрой.
В реальности я стоял перед выбором: вернуться в консалтинг и не иметь дело с неопределённостью или же прыгнуть в неё с головой и стать предпринимателем. Я решился пойти на риск, и это решение стало одним из больших поворотных моментов для определения меня как для предпринимателя, так и для личности.
В итоге мы классно заработали на этой возможности. И интересно, что заработали на бизнес-сегменте, а не на ретейле, чего вообще не прогнозировали.
После удачи с респираторами я решил заняться стимулированием лояльности клиентов. Вместе с Алексеем Богдановым, моим партнером, мы запустили Shoppoints — мобильное приложение, предлагающее покупателю вознаграждение за посещение офлайновых точек. Компания подняла $1,5 млн от российского фонда, а технологию продали таким «монстрам», как М.Видео и X5 Retail Group.
В нашу компанию даже хотел вложиться Олег Тиньков, который тогда активно развивал Tinkoff Digital, акселератор и венчурный фонд. Олег хотел приобрести контрольный пакет с возможностью докупки до 80%, но мы не хотели вновь становиться наёмными сотрудниками. Мы верили в себя и в свои предпринимательские способности, а потому отказались от сделки.
Я убедил крупных клиентов, что программа лояльности будет работать, что люди будут приходить в магазины за вознаграждение и покупать товары, которые продвигались через наше мобильное приложение. Люди это делали, но на один магазин в среднем за целый день приходилось всего две-три покупки, а большая часть призов доставалась «призоловам» — людям, которые «профессионально» занимаются поиском вознаграждений.
Мы поняли, что, несмотря на наши титанические усилия, людям недостаточно нужен наш продукт. И у компаний-клиентов не получается сделать из продукта значимый маркетинговый канал, несмотря на их длительную веру в наше видение.
Параллельно с Shoppoints мы запустили StarCard — готовую SaaS-платформу для малого и среднего бизнеса, которая позволяла запустить собственную программу лояльности уровня крупных розничных продавцов. Мы продали наше решение трети целевого рынка в Москве — это компании с годовым оборотом менее $30 млн. Но оказалось, что этот рынок настолько мал, что компанию с оценкой хотя бы в несколько десятков млн долларов на нём не создать.
Оказалось, что мы снова переоценили размер проблемы, которую решал наш продукт.
В итоге мы вместе с инвесторами решили закрыть компанию. А я наконец усвоил один из главных уроков своей предпринимательской карьеры: нельзя убедить людей, что они нуждаются в том, без чего легко могут обойтись. Успешный бизнес — это баланс между верой в продукт и вниманием к пользователям. Нельзя построить успешный продукт лишь на своем видении.
В 2015 году я наткнулся на рассказ о команде из пяти человек, которая сделала сервис для оплаты штрафов и зарабатывает на нём $70 тыс. в месяц. В отличие от моих предыдущих компаний, сложность бизнеса в разы ниже, а прибыль в разы выше.
Я подумал, что мы явно что-то не то делаем. И мы решили попробовать сделать что попроще — сервис для оплаты штрафов, но в «мобайле». Мобильный интернет мы тогда уже хорошо понимали.
Через несколько месяцев мы выложили в App Store первое приложение. И вот тут я впервые увидел, что такое product/market fit.
Product/market fit — дословно переводится, как «соответствие продукта рынку». Найти product/market fit значит создать продукт, ценный для потребителей и способный удовлетворить потребность рынка.
В первый день, когда мы только запустились, приложение установили 300 человек — из ниоткуда. Через пару дней — 500. Сделали базовую оптимизацию — уже 1 тыс. человек. В первый же день пошли платежи и выручка.
Product/market fit — это когда рынок начинает есть и просит ещё. Не из-за рекламы и маркетинга, а просто потому что предприниматель дал людям то, что им реально нужно.
Product/market fit — это когда ты не успеваешь обслуживать пользователей. Когда не ты гоняешься за ними, а они сами идут к тебе с деньгами. Так происходит, когда ты встраиваешь свой продукт в уже существующие силы рынка.
Когда product/market fit нет, предприниматель с пользователем — как с ребёнком: ходит за ним с ложечкой, запихивает ему свой продукт, как кашу, изгаляется по-всякому, проводит интервью, чтобы понять, что пользователю не нравится. А когда продукт нужен рынку, всё наоборот: к тебе приходит уже голодный человек, он съест всёми, что ты можешь ему отдать. И всё начинает складываться. Пользователи сами приходят к предпринимателю, бизнесу надо только успевать адаптировать продукт и расти, чтобы успевать всех обслуживать.
И пока ты не испытал это состояние самостоятельно, легко думать, что так всё и должно быть: что нужно месяцами и годами вытачивать воронку, привлекать пользователей маркетингом, стараться возвращать их в продукт ремаркетингом или ещё чем, в то время как продукт просто может быть недостаточно нужным.
На мой взгляд, жизнь именно про это: про попытки попробовать то и это, про риски и про то, чтобы познавать неизвестность. Жизнь — это не про то, чтобы идти по проторённой понятной дорожке.
Я регулярно забываю об этом, и, как и все, боюсь. И когда такое происходит, я вспоминаю про Regret Minimization Framework Джеффа Безоса. То есть представляю, что мне 90 лет, я оглядываюсь на жизнь и спрашиваю себя: «Сомневаюсь, сделать ли мне XYZ. Буду ли я жалеть, если не сделаю?» И если ответ «да, буду сожалеть», — я сразу чувствую энергию пойти и делать. А если «нет, жалеть не буду», то становится ясно, что делать не надо.
Метод, который использует основатель Amazon Джефф Безос, чтобы определиться со сложным решением.
Это работает, потому что получается выйти из текущего момента, дискомфортов и страхов сегодняшнего дня, которые часто представляются бОльшими, чем они есть, — и переместиться в точку, из которой видна бОльшая картина жизни. И из этой точки часто видно гораздо лучше.
Я-будущий почти всегда выбирает то, что страшит меня-сегодняшнего. И я думаю, это верно. Смысл в том, чтобы идти, — путь появится под ногами.