Правильно собранный плейлист позволяет создать нужную атмосферу в заведении и добиться стабильно высоких продаж (например, благодаря спонтанным покупкам). Накануне Нового года это особенно актуально — плейлист помогает создать ощущение праздника — и напомнить, что пора покупать подарки. Но важен не только сам подбор треков — надо еще обеспечить хорошее качество звука и комфортную для посетителей громкость. Вот несколько советов, которые помогут вам извлечь максимум пользы из музыкального оформления своего заведения (и не забудьте: воспроизведение любой музыки должно быть легальным — иначе штрафы).
При выборе музыкального фона нужно учесть множество вещей. Для начала стоит составить портрет вашей целевой аудитории — это позволит точнее подобрать трек-лист.
Например, в супермаркетах «Лента» играют мелодии девяностых и нулевых годов — они хорошо знакомы посетителям этих магазинов. Здесь работает правило «привычная музыка — значит, правильно и комфортно». В автосалонах Lexus чаще играют джаз и лаундж — это спокойная ритмичная музыка, под которую хочется выпить кофе и насладиться выбором автомобиля. А в магазинах одежды Zara можно услышать ритмичные и «живые» треки хауса или софт-хауса — модному бренду нужна такая же модная музыка.
Покупатели уже привыкли к тематическому оформлению витрин, специальным акциям и новогоднему плейлисту в преддверии праздников. Рождественские плейлисты звучат в каждом торговом центре еще с начала ноября. Это не удивительно: такие треки, как Last Christmas (George Michael), Happy New Year (ABBA), Magic Moments (Perry Como), создают праздничное настроение и напоминают посетителям, что пора покупать подарки. Но здесь, как и во всем, важна мера — опросы показывают, что обилие рождественской музыки может раздражать и отпугивать покупателей. Новогодних хитов наберется от силы 20-30, поэтому составлять плейлист только из них будет ошибкой. Старайтесь выбирать не самые избитые, и лучше просто разбавить ими свое основное музыкальное оформление.
При выборе периодичности проигрывания праздничных композиций, ориентируйтесь на то, сколько времени клиент проводит у вас. В ресторане, где посетители проводят по 30-60 минут, достаточно будет одной рождественской мелодии в 20 минут, это примерно каждая седьмая композиция. Для продуктового магазина, где покупатели проводят максимум по 10-15 минут, оптимально будет сделать тематическим каждый третий трек.
В среднем, один человек поглощает около 0,3 Дб. Громкая музыка привлекает внимание посетителей, но в то же время люди могут жаловаться, что им некомфортно разговаривать.
Конечно, в разной обстановке и музыкальное сопровождение воспринимается по-разному. Например, в SPA громкая музыка помешает расслабиться, а в спортзале — настроит посетителей на активную тренировку.
При частом воспроизведении одних и тех же треков страдают как посетители, так и персонал. Ваши сотрудники целый день находятся на рабочем месте — музыкальные повторы их могут раздражать. Иногда и клиенты проводят в заведении достаточно много времени, чтобы повторяющийся трек успел застрять у них в головах.
Лучше составить плейлист минимум из 300 композиций — чтобы в течение дня вообще не было повторов. Попробуйте подготовить подборку на каждый день и менять ее в течение недели.
Даже одно помещение можно зонировать с помощью музыки. Например, на территории фитнес-клуба есть несколько залов для разных видов спорта. В зоне кардио лучше использовать легкие и энергичные электронные треки и поп-музыку, а в зале для кроссфита — добавить более агрессивные композиции. Занимающимся йогой придется по душе спокойная музыка с этническими элементами, а на ресепшн и в раздевалках стоит «крутить» спокойный приглушенный джаз и лаундж.
Если говорить о ресторане, то люди приходят туда не только поесть, но и пообщаться с друзьями, провести деловые переговоры, поработать. Поэтому нужно постараться обеспечить комфорт всем категориям посетителей. В каждой зоне можно настроить свой режим громкости — таким образом удастся избежать конфликта между гостями. Также можно организовать тихую зону, где музыка не играет вообще — это позволит сотрудникам отдохнуть в перерыве и повысит их работоспособность.
Не стоит использовать для музыкального оформления слишком меланхоличные треки — кому-то из ваших гостей они могут испортить настроение. Лучше подобрать максимально нейтральную музыку — ближе к позитивной. Если вы планируете включать композиции с вокалом, лучше сделать выбор в пользу зарубежных треков: песни на русском заставят ваших гостей невольно прислушиваться.
Стоит быть аккуратнее и с топ-чартами: использование хитов в плейлисте снижает продажи, а вовсе не повышает их — известные композиции перетягивают на себя внимание клиента. На первый взгляд, этот эффект не так уж плох для маникюрного салона или парикмахерской, где клиент находится продолжительное время и не может заниматься чем-то еще параллельно. Но треки, которые ротируются повсеместно, могут вызвать как положительную, так и резко отрицательную реакцию — поэтому рисковать всё же нежелательно.
Мы неосознанно подстраиваемся под темп услышанной музыки. Медленные треки располагают к тому, чтобы человек не спеша двигался по залу и присматривался к товарам (например, в магазине парфюмерии). Энергичная музыка побуждает передвигаться активнее и отлично подходит для магазинов-дискаунтеров (остальным ее хорошо использовать в «горячие» периоды — например, накануне Нового года).
Комфортный для посетителей темп зависит и от времени суток. В ресторане с утра лучше включить размеренную музыку — гости еще не проснулись и хотят спокойно позавтракать. В середине дня большинство людей уже достаточно активны — можно использовать более энергичные треки. А к вечеру, когда гости приходят, чтобы снять напряжение после рабочего дня или что-то отметить — стоит перейти к зажигательным танцевальным композициям.