Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

adv@incrussia.ru

Журнал

Три бизнес-ошибки VR-сети: опыт бизнес-ангела Ильи Егоркина

Три бизнес-ошибки VR-сети: опыт бизнес-ангела Ильи Егоркина

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

По следам Блиновской: кто может стать следующим фигурантом громкого дела (спойлер — магам и коучам приготовиться)

Разобраться • 26 марта 2025

По следам Блиновской: кто может стать следующим фигурантом громкого дела (спойлер — магам и коучам приготовиться)

По следам Блиновской: кто может стать следующим фигурантом громкого дела (спойлер — магам и коучам приготовиться)

Текст: Алина Алещенко

Иллюстрация: Михаил Топычканов


3 марта суд Москвы приговорил «королеву марафонов» Елену Блиновскую к пяти годам колонии по делу об уклонении от уплаты налогов. Стоило официально завершиться делу «исполнительницы желаний», как внимание органов привлекла Александра Митрошина — ее обвиняют в отмывании денег.

Инфоблогерам, как и блогерам в целом, сейчас становится сложнее — все чаще на них стало обращать внимание государство. «Инк.» разобрался, какими еще блогерами могут заинтересоваться представители налоговой службы и как вести себя тем, кто строит бизнес на инфопоприще.

3 марта суд Москвы приговорил «королеву марафонов» Елену Блиновскую к пяти годам колонии по делу об уклонении от уплаты налогов. Стоило официально завершиться делу «исполнительницы желаний», как внимание органов привлекла Александра Митрошина — ее обвиняют в отмывании денег.

Инфоблогерам, как и блогерам в целом, сейчас становится сложнее — все чаще на них стало обращать внимание государство. «Инк.» разобрался, какими еще блогерами могут заинтересоваться представители налоговой службы и как вести себя тем, кто строит бизнес на инфопоприще.

Налоговые разбирательства, с которых все началось

Первыми «жертвами» ФНС в истории с блогерами стали Артем и Валерия Чекалины. Сейчас они по-прежнему находятся под домашним арестом, следствие продолжается: экс-супругов обвиняют в выводе из страны более 250 млн руб. с использованием подложных документов.

Блиновскую на тот момент не задело: пока ее «коллеги» находились под следствием, сама Елена отвечала СМИ, что у нее все хорошо и она представляет органам все требуемые документы. Однако через месяц ситуация изменилась и тогда стало понятно: за блогеров взялись всерьез, и дело Чекалиных было лишь началом. Так, в 2023 году Блиновскую остановили на полпути из страны. Ей предъявили обвинения по двум статьям УК РФ: об уклонении от уплаты налогов и отмывании денежных средств. Сумма неуплаченных налогов составляла 918,9 млн руб.

Тогда же Елена отправилась под домашний арест. Ее мужу также предъявили соучастие — он занимался дроблением бизнеса. В январе 2024 года Блиновская отправилась в СИЗО. Имущество супругов арестовали.

Развязка наступила в начале марта 2025 года: Савеловский суд Москвы вынес решение по делу Блиновской. Ее признали виновной в уклонении от уплаты налогов практически на 1 млрд руб., отмывании денег и неправомерном обороте средств.

«Королеву марафонов» приговорили к пяти годам лишения свободы, при этом в доход государства ушло ее арестованное во время следствия имущество. Помимо этого, блогеру назначили штраф в 1 млн руб. и запретили заниматься коммерческой деятельностью на четыре года. Блиновская полностью признала вину и заплатила около 320 млн руб. в счет долгов по налогам еще во время следствия.

Практически сразу стало известно о деле против еще одного блогера — Александры Митрошиной. Ее обвиняют в отмывании свыше 127 млн руб., которые она легализовала покупкой квартиры. Митрошина вину признала.

Пока она находится под домашним арестом. Стоит отметить, что расследование против блогера начали еще в 2023 году, — тогда, по версии следствия, Митрошина не уплатила более 120 млн руб. налогов за доход от образовательного курса. В мае 2023 года Митрошина заявила, что погасила этот налоговый долг.

Тренды и причины ужесточения контроля

Не только крупные блогеры с миллионными доходами подпадают под внимание государства. В стране стали внимательнее относиться к этому сегменту рынка в целом.

Юрий Нестеренко

Юрий Нестеренко,

основатель коммуникационного агентства «НЕпростоPR»

«Все, что касается блогосферы, в последние годы привлекает больше внимания и со стороны контролирующих органов, и со стороны общественности. Одна из главных причин — эта сфера долгое время находилась в серой зоне. Практически полное отсутствие финансового контроля и регулировки дали блогерам свободу для любой деятельности. А со сменой популярных до 2020-х традиционных медиа на новые блогеры стали одним из главных инструментов информационной борьбы».

Регулировать блогосферу действительно стали тщательнее. С 1 ноября 2024 года блогеров, у которых более 10 тыс. подписчиков, обязали регистрироваться в реестре Роскомнадзора. С 1 января текущего года блогеров, которые проигнорируют требование, ждут ограничения: запрет на размещение рекламы и призывов задонатить. Кроме того, в Госдуме рассматривают еще и штрафы.

Дмитрий Анищенко,

налоговый адвокат, основатель адвокатской практики DA Tax

«Незаметно для многих инфобизнес вырос в полноценную отрасль, финансовые показатели которой сопоставимы со многими классическими отраслями предпринимательства. Стоит вспомнить дело Блиновской — сумма, которую ей насчитали по результатам проверки, раньше могла встретиться только в материалах проверок крупнейших налогоплательщиков».

Ранее Анищенко защищал в налоговом суде блогера Дмитрия Портнягина.

Действительно, финансовые показатели инфобизнеса высоки. Вот что говорит Дарья Рыжкова, основатель компании Smart Ranking, составляющей рейтинг edtech-компаний.

Дарья Рыжкова,

основатель компании Smart Ranking

«Мы оцениваем рынок инфобизнеса в основном по данным платформы Getcourse, на которую приходится около 70% этого рынка. В 2024 году школы на GetCourse заработали 168 млрд руб., это на 10 млрд больше уровня 2023 года. Они планировали рост на 27%, до 200 млрд, однако повышение ключевой ставки, замедление Youtube и общее удорожание трафика не позволили достигнуть этих показателей. С учетом школ на других платформах рынок составит примерно 200 млрд. При этом 100 edtech-компаний, по нашим подсчетам, в 2024 году заработали 145 млрд».

Юрий Нестеренко

Юрий Нестеренко,

основатель коммуникационного агентства «НЕпростоPR»

«В интересах государства — несколько задач. Первая — это контроль финансовой составляющей блогосферы. Вторая — это информационная составляющая. Если посмотреть на контент, который транслирует большая часть лидеров мнений, то мы увидим, что назвать его полезным язык не повернется. Это одна из главных причин, по которой к сфере сейчас повышенное внимание.

Государство понимает, что новые поколения до сих пор подвержены влиянию информационного фастфуда, который привлекает красивой картинкой, но по факту не несет в себе духовных или нравственных ценностей».

По мнению Пейзуллы Магомедова, сооснователя и исполнительного директора коммуникационного агентства Didenok Team, на примере инфобизнеса государство «учит» всех.

Пейзулла Магомедов,

сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства Didenok Team

«Наверное, ни один курс по налоговой декларации и отчетности не продвинет конкретного предпринимателя так, как текущие кейсы с проверками. Важно каждому взять из них максимум пользы с точки зрения того, как вести свою предпринимательскую деятельность без налоговых нарушений».

Тем не менее, как отмечает Магомедов, одной «показательной поркой» для этого не обойдешься: необходимо еще и заниматься образованием блогеров в области налогов.

Пейзулла Магомедов,

сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства Didenok Team

«Не уверен, что на начальных этапах каждый маленький игрок сферы инфопредпринимательства шагает в нарушение закона намеренно. Думаю, виной тому безграмотность в налоговых вопросах. Возможно, государству нужно уделить особое внимание не только проверкам, но и дополнительным мероприятиям по ликбезу в вопросах налогов, что в результате положительно сказалось бы на снижении количества кейсов с нарушениями».

Типичные ошибки блогеров

Намеренно или нет, но ошибки инфоблогеры совершают, — только достоянием общественности становятся самые громкие случаи. Слабое знание юридических аспектов в среде блогеров отмечает также медиаюрист Михаил Хохолков.

Михаил Хохолков,

медиаюрист

«Все чаще можно наблюдать случаи, когда в суды поступают иски по делам о возврате денег, уплаченных за некачественно оказанные услуги. Особенно при продаже инфокурсов. В судебной практике насчитываются сотни подобных дел, связанных с возвратом денег, уплаченных за бесполезные курсы. По неправильной или отсутствующей маркировке рекламы тоже набираются десятки кейсов».

Блогеры, по словам Хохолкова, наиболее подвержены налоговым рискам, а также могут столкнуться с проблемами из-за нарушения авторских прав, распространения недостоверных и порочащих сведений, различного рода фейков, а также запрещенной законом информации. В области уплаты налогов, помимо дробления бизнеса, уже ставшего традиционным, нечистоплотные или юридически неграмотные блогеры смогут столкнуться с рисками, связанными с сокрытием реального дохода (например при работе с донатами), а также работы с самозанятыми (где высокий риск признания договоров ГПХ трудовыми).

Михаил Хохолков,

медиаюрист

«Безусловно, много рисков несет и реклама без маркировки. Хотя закон действует уже несколько лет, тем не менее даже у крупных блогеров периодически проскакивают рекламные посты без необходимых пометок. Либо они не сдают отчетность и не передают статистику».

По сути, блогерам, для которых их дело — заработок, а не хобби, необходимо разбираться в законодательстве на уровне предпринимателя. По мнению Михаила Хохолкова, главное правило, которое поможет избежать проблем, — это соблюдение требований законодательства.

Михаил Хохолков,

медиаюрист

«Многие блогеры, особенно начинающие, не утруждают себя изучением нормативных актов. Мол, мы что-то знаем, что-то знакомые юристы рассказали, налоги платим, значит, все хорошо. Но это слишком общий подход. Чтобы минимизировать любые риски, необходима помощь профессиональных юристов, специализирующихся в этой области».

Налоговый адвокат Дмитрий Анищенко также отмечает проблемы, характерные для инфоблогеров.

Дмитрий Анищенко,

налоговый адвокат, основатель адвокатской практики DA Tax

«На мой взгляд, главная проблема — „когнитивная“: налоговым органам очень непривычно работать с таким неклассическим бизнесом, они не всегда понимают, что является „продуктом“ такого бизнеса и как формируется его себестоимость (проще говоря, за что блогеры получают деньги и что им для этого приходится делать). Это играет злую шутку, в частности, при налоговых проверках, когда инспекция отказывается учитывать конкретные расходы блогера на ведение его деятельности просто потому, что в представлении инспектора они странные»».

Как блогерам легализовать деятельность

Фактически ответ один — строго соблюдать все законы и отслеживать изменения.

Вот что советуют эксперты.


1

Базовые требования — обязательно зарегистрироваться как самозанятому, ИП или ООО. Документы, связанные с обработкой персональных данных, также должны быть у всех. Дальше все зависит от основного вида деятельности блогера. Например, если речь идет об оказании образовательных услуг, то нужно получить лицензию.


2

Ликвидировать безграмотность. Важно разобраться в деталях налоговых вопросов и ежеквартально контролировать, насколько четко ведутся бухгалтерские и налоговые дела. Просто держать всю бухгалтерию на аутсорсе, доверять и не вникать в отчетность не самый лучший вариант.


3

Оценивать риски. Если блогер понимает, что в его случае очевиден риск привлечения к ответсттвенности за дробление бизнеса, — стоит задуматься о применении «амнистии» по дроблению. Это закон, принятый в прошлом году. По его условиям, если налогоплательщик «отказывается» от дробления бизнеса в 2025 году и «объединяет» весь свой «раздробленный» бизнес, его освобождают от ответственности за неуплату налогов в 2022-2024 годах.

Перспективы

Послабления для инфоблогеров не будет: сфера, вероятнее всего, будет становиться все более и более «зарегулированной».

Михаил Хохолков,

медиаюрист

«Сейчас информация о регулировании деятельности блогеров „раскидана“ по разным законам. И кажется, что это не очень удобно как законодателю, так и самим блогерам. Поэтому идет речь о том, чтобы чтобы собрать воедино все нормы, которые регулируют деятельность именно в интернете, и либо классифицировать ее в виде отдельного закона, либо сделать частью нового».

Он также отмечает, что в настоящее время активно прорабатывается законодательство в части лицензирования образовательной деятельности блогеров. «Я думаю, что это произойдет в течение 2025 года», — отмечает эксперт.

О последствиях для блогосферы говорит и Юрий Нестеренко.

Юрий Нестеренко

Юрий Нестеренко,

основатель коммуникационного агентства «НЕпростоPR»

«Борьба с инфоблогерами и псевдопсихологами — это еще не конец, продолжение обязательно последует. Мы уже видим создание реестра социально ответственных блогеров, рабочих групп по детской медиабезопасности и других примеров социальной архитектуры, необходимых для реализации идеологических задач. В скором времени будут появляться новые инициативы, например обязательства по некоммерческому участию блогеров в социальных проектах».

Нестеренко также прогнозирует, что следующими под пристальном вниманием государства окажутся так называемые «маги», то есть блогеры, которые производят «эзотерический» контент.

Хохолков же считает, что под внимание государства может попасть любой блогер.

Михаил Хохолков,

медиаюрист

«Безусловно, инфлюенсеры стремятся привлечь к себе внимание аудитории. Но очевидно, что и контролирующие органы видят ровно все то, что блогер транслирует. Идет ли речь об атрибутах „успешного успеха“ либо об обещаниях нереальных в миру достижений. Если двадцатилетний селебрити со всех аккаунтов утверждает, что он заработал миллион, миллиард или около того за неделю, будьте уверены — его проверят. Хотя встречались случаи налоговых проверок и микроблогеров. Просто достаточно попасть в поле зрения с чем-то незаурядным».

Пейзулла Магомедов, сооснователь и исполнительный директор Didenok Team, считает, что в информационном поле перестанет появляться такое огромное количество ежеквартальных кейсов, когда инфобизнесмен или просто блогер попал в громкую проверку и допустил серьезное нарушение.

Пейзулла Магомедов,

сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства Didenok Team

«Хочется верить в то, что мы будем видеть добросовестных представителей инфорынка не только с точки зрения контентного и информационного качества продукта, но и с точки зрения ведения честного предпринимательства с выплатой налогов.

Законное ведение своего бизнеса предполагает трату ресурсов на компетентного бухгалтера, юриста. Поэтому в конечном итоге это приведет

— к очищению рынка от недобросовестных и некомпетентных предпринимателей и инфобизнесменов;

— увеличению стоимости за каждый инфокурс, поскольку инфобизнесмены будут все дополнительные расходы закладывать «сверху», чтобы оставаться на том же уровне дохода».

Магомедов добавляет: все крупные медийные игроки уже под надзором и точно подвергались налоговым проверкам.

Пейзулла Магомедов,

сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства Didenok Team

«Зная и видя динамику развития налоговых служб с точки зрения автоматизации внутренних процессов, внедрения систем мониторинга нарушений в предпринимательской индустрии и на рынке в целом, я могу сказать, что цель налоговых органов — любой нарушитель, которого будет подсвечивать система».

Каким категориям блогеров следует ожидать более пристального внимания со стороны государства

— «Магам» и «эзотерикам»: уже разрабатывается закон о запрете рекламы соответствующих услуг, однако можно ожидать, что их ждут другие законодательные ограничения и проверки.

— Блогерам, которые занимаются обучением: их будут проверять на предмет образовательных лицензий и легальности деятельности.

— Блогерам, которые будут избегать государственной регистрации и, соответственно, выплаты налогов. Им, вероятнее всего, будут ограничивать возможности для рекламы: уже сейчас рассматривают закон о введении штрафов.

— Одиозные инфоблогеры. Любые скандальные действия или чрезмерная демонстрация богатства могут спровоцировать проверку. Именно поэтому, по словам PR-специалистов, такие блогеры сейчас стараются привлекать к себе меньше внимания.