Почему венчурная модель оказалась жизнеспособнее ICO. Как венчурные инвесторы избегают рисков на рынке криптовалют

Почему венчурная модель оказалась жизнеспособнее ICO. Как венчурные инвесторы избегают рисков на рынке криптовалют

Рынок криптовалют привлекает инвесторов возможностью заработать быстро и много. В то же время риски, которые берут на себя его участники, — одни из самых больших в современном бизнесе. Это доказывает разница в поведении, которую демонстрируют обычные инвесторы и профессиональные венчурные фонды. Об этом Inc. рассказал Александр Табернакулов, соавтор книги «Блокчейн на практике», которая выходит в апреле в издательство «Альпина Паблишер» (промокод на скидку 15% для читателей Inc. — Tabernakulov).


С 2017 по 2018 годы криптостартапы привлекали финансирование двумя способами: при помощи венчурного капитала или за счёт ICO (первичного предложения монет) — криптовалютного краудфандинга. Основное различие этих методов заключалось не в технических особенностях, а в подходах инвесторов.

Венчурные фонды тщательно анализировали бизнес-модели и присматривались к командам стартапов. Фонды и ангелы задавали основателям новоиспеченного «убийцы Uber на блокчейне» вопросы вроде: «Достаточен ли спрос на продукт?», «Готов ли MVP (минимально жизнеспособный продукт)?», «Способна ли команда стартапа сделать из идеи бизнес?» Венчурные инвесторы не торопились вкладывать десятки и сотни миллионов долларов на ранней стадии. Они традиционно ограничивались чеком в $50 тыс.—$200 тыс.

Среди участников ICO редко попадались квалифицированные инвесторы. Те, кто вкладывал в ICO, руководствовались романтической верой в блокчейн или жаждой быстрой наживы. Романтики вкладывали в стартапы, которые казались им новым биткоином или Ethereum. Они надеялись, что каждый вложенный $1 через несколько лет превратится в $100, как минимум. Поэтому такие инвесторы были восприимчивы к «убийцам Uber на блокчейне». Их больше занимал масштаб замыслов, нежели бизнес-модель. Жаждущие наживы покупали криптографические активы на ICO, а затем продавали их в 2-3 раза дороже сразу же после появления на бирже.


Пока биткоин рос к своей пиковой стоимости — $20 тыс. в декабре 2017 года, держатели криптовалют легко расставались со сбережениями. Криптовалютный пузырь временно создал атмосферу изобилия. Аномально легкие деньги привлекали не только инвесторов, но и основателей стартапов.


В отличие от венчурных инвесторов, участники краудфандинга готовы были давать деньги «под честное слово» без каких-либо юридических соглашений. Поэтому большинство блокчейн-компаний в поисках финансирования закономерно выбирали путь ICO.

С января 2017 года по февраль 2018 года блокчейн-стартапы привлекли с помощью ICO в 3,5 раза больше средств, чем за счет венчурного капитала: соотношение $4,5 млрд к $1,6 млрд. СМИ спешили хоронить фонды и публиковали материалы с заголовками в духе «Как ICO уничтожит венчурный капитал».

Окончание 2018 года рынок криптовалют встретил спадом. Стоимость биткоина упала до $3,5 тыс. Дешевеющее «криптовалютное золото» снизило интерес венчурных и ICO-инвесторов к блокчейн- и криптостартапам. Аналитическая компания Diar опубликовала отчет, согласно которому ноябрь 2018 года стал провальным месяцем для ICO-стартапов. По итогам ноября ICO-компании привлекли в общей сложности $65 млн, тогда как в течение года средний ежемесячный объем инвестиций составлял $1,2 млрд. Глава венчурного фонда Digital Currency Group Барри Силберт сообщил о расторжении полудюжины венчурных сделок. Несмотря на прохладное отношение венчурных фондов и ICO-инвесторов к блокчейн-компаниям, венчурная модель все же оказалась жизнеспособнее криптовалютного краудфандинга. И вот почему.


ICO — романтика и жажда легких денег


К лету 2017 года ICO-стартапы собирали десятки миллионов долларов за считанные часы или даже секунды. Например, браузер Brave привлек $35 млн в криптовалюте Ethereum за 30 секунд. Вместе с эйфорией криптоэнтузиасты чувствовали, что аномально легкие деньги скоро закончатся. Стартапы думали не о том, как сделать из идеи бизнес. Они торопились упаковать идею в маркетинговую обёртку и продать на ICO. Такие компании даже походили на венчурные стартапы: бизнес-планы на 5 языках, международная команда на сайте, а у некоторых даже MVP. Но атрибуты не имели ничего общего с сутью. К весне 2018 года статистика ICO-компаний выглядела неутешительной. По данным новостного ресурса Bitcoin.com, к марту 2018 года 46% всех ICO провалились.

С января по март 2018 года стоимость Ethereum, второй по капитализации криптовалюты после биткоина, упала с $1,4 тыс. до $400. А к концу 2018 года — до $130. Вместе с ней рухнули биржевые котировки ICO-активов. 76% первичных предложений монет I квартала 2018 года принесли убытки инвесторам. Например, стартап Dragon привлек $420 млн и стал пятым по величине ICO 2018 года. С марта по апрель стоимость его криптоактива DRG упала с $2,3 до $0,7. В сентябре того же года аналитическая компания GreySpark Partners сообщила о спаде на рынке, который связан с разочарованием в техническом развитии продуктов и большом количестве аферистов.


Эти события обнажили 2 главные проблемы ICO-инвестирования. Первая — доходы краудинвесторов зависят от цены биткоина и эфира, а не от успехов стартапа. А курсы двух главных криптовалют не могут контролировать ни основатели компаний, ни инвесторы.


Вторая проблема — мошенничество организаторов ICO, которые скрылись с деньгами инвесторов. В мае 2018 года The Wall Street Journal опубликовало результаты исследования 1,45 тыс. первичных предложений монет. По данным WSJ, около 20% ICO, проведенных с начала 2017 года, мошеннические. Спустя 2 месяца исследовательская компания Statis Group признала обманом 80% всех ICO.

ICO-стартапы, которые решили выполнить обязательства перед инвесторами, столкнулись с другой проблемой. Миллионных капиталов оказалось недостаточно для запуска жизнеспособного продукта «убийцы Uber на блокчейне». Поэтому ICO-стартапы неизбежно возвращаются к тестированию гипотез и неопределенности. Основатели, которые сохранили в криптовалюте средства, привлеченные на ICO, столкнулись с дополнительной проблемой — недостатком ресурсов. После обвала курсов биткоина и эфира к концу 2018 года они вынужденно сократили до 70% персонала.


Венчурный капитал — постепенное развитие бизнеса в течение 5-10 лет


По итогам 2017 года компании привлекли на ICO $5 млрд, а по результатам 2018 года — $17 млрд, то есть 340% от показателей годичной давности. К концу 2018 года рост объемов венчурных инвестиций в блокчейн- и криптокомпании достиг схожих процентных показателей — 316%. Однако объемы венчурных инвестиций были существенно скромнее: $900 млн по итогам 2017 года и $2,85 млрд по результатам 2018 года.

Это первая причина большей жизнеспособности венчурной модели. Фонды действовали аккуратнее даже в условиях всеобщего помешательства. В ноябре 2000 года «Пузырь доткомов» преподал инвесторам суровый урок стоимостью $1,7 трлн. Именно на такую сумму обрушилась совокупная рыночная стоимость акций интернет-компаний.

Чтобы стартап развивался, его основатели не должны пресыщаться деньгами. Объем инвестиций растет по мере развития компании. Подтверждением тому служат венчурные крипто- и блокчейн-стартапы с миллиардной капитализацией. Так, криптовалютный кошелек Coinbase начал работать в 2012 году. В том же году стартап привлек $600 тыс. посевных инвестиций. В 2013 году — еще $6,1 млн по итогам раунда А и $25 млн по итогам раунда B, в котором принял участие венчурный фонд Andreessen Horowitz. В 2015 году Coinbase открыл раунд C и получил еще $75 млн от фонда DFJ. В 2017 году компания привлекла $108 млн от фонда Institutional Venture Partners в ходе раунда D. Осенью 2018 года Coinbase закрыл раунд E на $300 млн во главе с хедж-фондом Tiger Global. На тот момент капитализация компании достигла $8 млрд, а Bloomberg прогнозировал годовую прибыль в $1,3 млрд.

Подобный сценарий продемонстрировал другой криптовалютный единорог — трейдинговая платформа Robinhood. Компания начала работать в 2013 году и в первый год привлекла посевные инвестиции на $3 млн. Спустя 5 лет стартап получил $350 млн по итогам раунда D от фонда Юрия Мильнера DST Global и группы инвесторов. К тому моменту капитализация компании составила $5,6 млрд. Между посевными инвестициями и раундом D Robinhood привлек еще $170 млн по итогам 3-х раундов.

Истории Coinbase и Robinhood отличаются, например, от истории блокчейн-платформы Tezos. Стартап без бизнес-модели привлек на ICO $230 млн за 2 недели в июле 2017 года. После этого команда Tezos погрязла в конфликте из-за раздела денег и до сих пор так и не выпустила продукт.


Отсюда вытекают 2 и 3 причины жизнеспособности венчурной модели. Венчурные инвесторы на ранней стадии не мыслят категориями моментального обогащения. Они анализируют цикл планомерного развития бизнеса компании на протяжении 5-10 лет и присматриваются к команде.


И только потом принимают решение вложить капитал. Примеры Coinbase и Robinhood подтверждают фокус венчурных инвесторов на коммерческой составляющей стартапа. Оба сервиса предлагают модель монетизации за счет комиссий с криптовалютных транзакций. С этой точки зрения подход венчурных инвесторов отличается от романтиков, которые верят в «убийцу Uber на блокчейне» или стремятся продать криптоактивы стартапа на бирже в течение нескольких месяцев.

После окончательного падения ICO-ажиотажа к концу 2018 года венчурная модель продолжает работать. Вот несколько подтверждений за I квартал 2019 года. Компания Morgan Creek Digital привлекла $40 млн в венчурный криптовалютный фонд от двух государственных пенсионных фондов из США. Coinbase приобрел аналитический трейдинговый сервис Neutrino за $13,5 млн. Еще один аналитический блокчейн-стартап CoinMetrics привлек $1,9 млн посевных инвестиций. Сервис для выпуска финансовых инструментов на блокчейне Nivaura привлек посевные инвестиции на $20 млн. Пока энтузиасты ждут возрождения ICO в виде STO и IEO, венчурные фонды фокусируются на стартапах, которые способны встроиться в уже сложившийся рынок криптовалютного трейдинга.