Полный ИП: 4 способа законно снизить налоговую нагрузку

Полный ИП: 4 способа законно снизить налоговую нагрузку
Фото: Diego Cervo/Getty Images

Налоги нужно платить, но соблазн уклониться есть у многих. Хотя все знают, что это чревато проблемами с законом. Впрочем, их можно оптимизировать — строго в соответствии с буквой закона. Вот четыре честных способа снизить налоговую нагрузку на бизнес — используя статус ИП.


ИП-управляющие вместо наемных руководителей


В соответствии с действующим законодательством, единоличным исполнительным органом компании может быть как генеральный директор на трудовом договоре, так и управляющая компания или управляющий-ИП на договоре об управлении компанией. Налоги и страховые взносы он уплачивает самостоятельно.

Экономия:

Страховые взносы за работника на пенсионное, медицинское и социальное страхование, оплата отпуска и больничных, по системе УСН 6% от дохода ИП — вместо зарплатных налогов и сборов до 45%.

Риски:

Заменив генерального директора с зарплатой в 30 тыс. рублей на управляющего-ИП, которому можно будет, не боясь высоких налогов, платить все 300 тыс., вы должны доказать налоговой экономическую обоснованность такого шага. Выбирайте способ управления компанией на этапе разработки Устава — включите условие, что функции генерального директора могут быть переданы управляющему.

У компании с одним учредителем единственный участник не может быть управляющим-ИП. Велик риск, что договор с ним будет признан мнимой (притворной) сделкой, не имеющей деловой цели и прикрывающей выплату дивидендов. Но если участников двое, то обычно один из них реально является управляющим партнером и он как раз может стать ИП-управляющим. Если партнёр, являющийся ИП-управляющим, владеет 99% компании, выплаты ему могут признать дивидендами: чёткая грань между ними в законе не обозначена, поэтому решение зависит от налогового инспектора и судьи.

Выплаты вознаграждения ИП-управляющему от компании на общем режиме налогообложения (то есть от плательщика НДС), вызывают меньше вопросов, чем от компании на упрощённом режиме налогообложения «доходы минус расходы». Последний случай не указан в перечне расходов, не учитываемых при определении налоговой базы (ст. 270 Налогового кодекса), поэтому иногда налоговики считают, что в этой ситуации расходы на управление должны учитываться в целях налогообложения. Важно правильно составить договор: в нем должны быть прописаны KPI (бизнес-показатели, которых управляющий должен достичь, — выручка, прибыль и т.п.) — тогда экономическая целесообразность расходов на управляющего будет очевидной и их можно будет включать в затраты, уменьшающие базу по единому налогу.

Совет:

Договор с ИП-управляющим, помимо прочего, более явно, чем трудовой договор, мотивирует руководителя на достижение нужных показателей.


ИП вместо наемных сотрудников


Тенденция последнего года — перевод штатных сотрудников на аутсорс. Скажем, компании в штате не нужен дизайнер, загруженный наполовину и подрабатывающий на стороне. Ему предлагают зарегистрироваться как ИП и работают с ним по договору об оказании услуг.

Экономия:

Как и в предыдущем случае, нет страховых выплат плюс не нужно рассчитывать отпускные и платить «за часы» — только за реально выполненную работу.

Риски:

Налоговики знают о таких способах экономии, могут прийти в офис и опросить сотрудников, а при выявленных нарушениях — доначислить налоги. Поэтому особенно внимательно отнеситесь к оформлению отношений с ИП-подрядчиком, если это ваш бывший сотрудник. Документируйте всю выполненную им работу, отключите от корпоративной почты, проинструктируйте сотрудников: они должны соответствующим образом выстраивать с ИП-подрядчиком совместную работу (составлять ТЗ, оформлять работы договором). Нежелательно также предоставлять ИП-подрядчику рабочее место в офисе компании.

Самое главное:

Такой подрядчик сам должен понимать, что он свободная птица, — может привлекать других заказчиков, может вообще не работать. У вас будут проблемы, если при расторжении договора он потребует выходное пособие и сообщит в налоговую, что ИП был фиктивно.


Плата за бренд


У одной из моих клиенток, 26-летней девушки, девять бизнесов — но в них она не исполнитель, а вдохновитель, визионер и стратег. У каждого направления есть проджект-менеджер или партнер, и в такой модели собственник не контролирует бизнес — он может быть миноритарным партнером, монетизирующим свое имя, связи, доступ к надежным подрядчикам, технологии найма персонала или иные ресурсы. Такой предприниматель может зарегистрироваться как ИП, зарегистрировать свои торговые знаки и предоставлять связанным с ним компаниям лицензии на их использование.

Регистрация торгового знака занимает около полугода и еще почти столько же — регистрация лицензионного договора. Размер роялти, уплачиваемого владельцу торгового знака, в среднем составляет 3-5% от выручки, в зависимости от узнаваемости бренда.

Экономия:

Налог 6% вместо подоходного налога 13%.

Риски:

Начисление платы основному владельцу компании за пользование торговым знаком, не известным на рынке, может быть расценено как имитация рыночных отношений. Такой собственник должен получать дивиденды из чистой прибыли и платить с них подоходный налог.

Если же у вас известный бренд, вы участвуете в общественных мероприятиях, в благотворительности, у вас есть личный сайт, где рассказано о ваших брендах и их социальной роли, то налоговых проблем у лицензиатов обычно не возникает. Признаком добросовестности совладельца бизнеса может являться и факт получения им обычных дивидендов. Если же всю свою долю прибыли от бизнеса он получает в виде платы за лицензию и после этого у компании не остается налогооблагаемой прибыли, то это может быть признаком необоснованной налоговой выгоды за счет разницы в налоговых режимах.

Совет:

Как миноритарий, вы не сможете голосованием на собрании учредителей обеспечить выплату дивидендов, поэтому регистрация торгового знака — надежный способ гарантировать вознаграждение за использование личного бренда.


Собственник как рантье (тоже ИП)


Все меньше предпринимателей хотят жить на работе. Люди, умеющие делать бизнес системно, предпочитают появляться в офисе раз в неделю, сохраняя контроль над ситуацией.

Наш клиент, владевший заводом по производству бетона и сотней бетоновозов, забрал себе в личную собственность здание и бетоновозы, продал компанию менеджменту за символическую плату, зарегистрировался как ИП и сдал здание и бетоновозы в аренду своей бывшей компании. В такой модели не нужно думать, ворует ли руководитель продаж, делают ли левые рейсы водители. Бывший владелец получает арендную плату, платит с нее единый налог 6% и наконец может заниматься собой, семьёй — или новым бизнесом.

Экономия:

Налог 6% вместо подоходного налога с дивидендов 13%.

Риски:

Налоговиков насторожит такая схема, и они обязательно проверят реальность такого отхода от дел. Но если сделка реальна, то любой контроль и допрос сотрудников во время налоговых проверок покажет, что не бывший собственник, а новоиспеченные владельцы компании действительно обладают в ней всей полнотой власти.

Совет:

Эта модель подойдет предпринимателям, бизнес которых основан на серьезных материальных активах — дорогостоящем оборудовании, транспортных средствах, складах, торговых и офисных помещениях. При расширении бизнеса получить дополнительную технику в лизинг проще этому предпринимателю, чем операционной компании, — ведь у него есть активы и постоянный доход. Не оставляйте себе даже кабинета в своей бывшей компании: вам там нечего делать.