Понравиться роботу. Заменит ли искусственный интеллект живых хантеров и эйчаров

Понравиться роботу. Заменит ли искусственный интеллект живых хантеров и эйчаров
Фото: Dr Who / Frank Barratt / Stringer

По данным PeopleStrong, глобальный рынок HR-tech растет быстрыми темпами и к 2021 году приблизится к отметке в $34 млрд. Российские компании не отстают от мировых процессов и уже несколько лет активно используют AI-технологии для рекрутинга и найма специалистов. Однако заменит ли полностью искусственный интеллект живых хантеров и эйчаров (и нужно ли к этому стремиться)? Руководитель Службы исследований HeadHunter Мария Игнатова считает, что нет, — и вот почему.


Использовать ИИ с умом


Можно потратить много времени и денег на внедрение искусственного интеллекта в HR — и получить нулевой результат. Чтобы ваши усилия не пропали даром, нужно ставить перед собой четкую цель: не просто внедрить ИИ, а решить конкретную бизнес-задачу. При этом желательно не делать что-то самому с нуля, а найти людей, уже преуспевших в этом, и вместе с ними разработать верную стратегию.

Но не стоит полностью полагаться на искусственный интеллект. По мнению известного американского HR-аналитика Джоша Берсина, основателя Bersin by Deloitte, ИИ никогда не заменит живых рекрутеров и эйчаров. Ключ к эффективности часто лежит не в автоматизации, а в правильной организации рабочего процесса: расстановке приоритетов, изменении ролей, оперативности. Кроме того, большинство менеджеров принимает решения интуитивно, — поэтому человеческий разум просто невозможно заменить.

Представим ситуацию: руководство поставило перед HR-отделом цель внедрить чат-ботов. Менеджеры потратили на это много сил и времени, но в конце концов новшество не сработало. Одна из причин: ботов — по незнанию —   использовали для найма специалистов на высокие должности, тогда как они лучше всего подходят для заполнения массовых вакансий. Вот почему так важна оценка человека. Мы можем использовать технологии, но всегда должны понимать —  зачем.


По цифровому следу


Если применять технологии с умом, они успешно справляются с современными HR-задачами. Например, многие компании используют чат-ботов для первичного собеседования с соискателями, претендующими на массовые вакансии. Бот способен отсеять ненужные заявки, собрать информацию о кандидате и пригласить его на собеседование в офис.

Альтернатива чат-ботам — аудиоботы: они звонят кандидатам с номера 8 800 и задают вопросы, предусматривающие односложные ответы «да/нет». В результате, когда рекрутер берет трубку, у него уже есть начальная информация о соискателе. Эту технологию в России активно использует компания «Бургер Кинг».

Очное собеседование со временем может быть заменено видеоинтервью. Такой способ общения с кандидатами уже прижился в Сбербанке: соискатель не только рассказывает о себе, но и становится участником виртуальной экскурсии по своему будущему офису.

Постепенно набирает обороты в России и People Analytics (кадровая аналитика). Эта технология позволяет предотвратить конфликты внутри компании и даже предсказать увольнение сотрудника за 12 месяцев до его ухода. People Analytics анализирует поведение персонала, находит причины возникновения конфликтов и определяет, когда тот или иной человек «выгорает». Для этого используются soft data (субъективные знания) и hard data (цифровой след сотрудника) — данные, которые хранятся в памяти рабочего компьютера: деловая переписка, общение в корпоративных мессенджерах и т. д.

Некоторые российские компании уже предоставляют услуги кадровой аналитики. Например, ABBYY для этого создала отдельный продукт — Yva. Сервис представляет собой нейронную сеть, которая предугадывает события на основе полученных знаний. Система учитывает скорость отправки сообщений и выполнения задач сотрудником, тональность его разговоров и время ухода с работы домой.

Если раньше функцию кадровой аналитики частично выполняли пульс-опросы, то теперь этот инструмент не работает (в среднем удается охватить только 10% сотрудников). Будущее за тем, что в США называют «непрерывным восприятием», — за анализом поведения сотрудников в режиме реального времени, на основе которого можно сделать объективные выводы.


Без человека – никак


По статистике HeadHunter, большинство российских рекрутеров (77%) убеждено: боты не смогут полностью заменить людей, а будут их помощниками, избавляя от рутинной работы. При этом 56% респондентов допустили, что некоторые функции (привлечение кандидатов, оценка их резюме и приглашение на собеседования) полностью возьмет на себя ИИ. С этими функциями AI-технологии частично справляются уже сейчас.

Согласно зарубежному исследованию Global Human Capital Trends 2018, в будущем вырастет спрос не только на технические, но и на сугубо человеческие навыки: комплексное решение проблем, когнитивные способности и социальные навыки. Иными словами: процессы создания, установки и обслуживания технологий составляют лишь часть работы. Эту точку зрения подтверждают результаты опроса, проведенного Всемирным экономическим форумом: в десятку главных бизнес-скиллов вошли присущие людям (а не машинам) критическое мышление, креативность и умение управлять персоналом.