РАЗОБРАТЬСЯ 5 марта

Правила бизнеса экс-CEO General Electric Джека Уэлча: «Если ваш бизнес не первый и не второй в отрасли, его нужно продавать»

РАЗОБРАТЬСЯ 5 марта

Правила бизнеса экс-CEO General Electric Джека Уэлча: «Если ваш бизнес не первый и не второй в отрасли, его нужно продавать»

Текст

Джейхун Мамедов

1 марта 2020 года умер бывший генеральный директор General Electric Джек Уэлч. За 20 лет управления концерном он вывел его из кризиса, поднял рыночную стоимость с $14 млрд до $400 млрд и прославился как «менеджер века». Правда, за то, что он массово сокращал сотрудников, чтобы повысить эффективность, его прозвали еще и «нейтронным Джеком» — после него, как после взрыва, оставались голые стены. Inc. вспоминает правила и принципы, которых придерживался Уэлч.

Об изменениях

Меняйтесь сами, прежде чем вам придется это сделать. Изменения — это сегодняшние реалии бизнеса. Готовность к переменам — сильное качество. Да, из-за перемен на какое-то время компания может оказаться в полной растерянности. Но если вы не растеряны, значит, просто не знаете, что происходит на самом деле.

Если вы не хотите меняться, обязательно найдется тот, кто сделает это за вас. Успех в бизнесе — это не столько умение масштабно предсказывать, сколько способность реагировать на реальные изменения по мере того, как они возникают. Когда скорость изменений снаружи превышает скорость изменений внутри, приближается конец.

Самоуверенность может убить, а уверенность в себе — привести к победе. Между двумя этими понятиями тонкая грань. Уверенность в себе — это открытость к изменениям и новым идеям, независимо от того, кто их озвучивает. Уверенные в себе люди не боятся ставить под сомнение свои взгляды. Они наслаждаются интеллектуальными сражениями и обогащают свои идеи.

Мне нравится оспаривать чужие идеи. Никто не любит страстный спор больше, чем я. Это работа, в которой ты в какой-то момент хочешь обнять оппонента, а через время — дать пинка. Людям, которые отказываются признавать свои ошибки и просчеты, не место в компании.

О страхах перед ошибками

Разговоры об ошибках делают сотрудников более свободными в действии, это снимает зажим и страх ошибиться. Когда я руководил инвестиционным банком, у нас были сбои в системе. Мы 17 раз за 14 месяцев появлялись на первой странице Wall Street Journal, где нас называли дураками. Все эти ошибки я признавал и рассказывал о них.

Настоящие руководители личным примером побуждают команду экспериментировать и не бояться ошибок. Вдохновляют на риск и обучение. Компании-победители работают с рисками и учатся на этом опыте.

Эксперименты — ключ к росту. Убедитесь, что ваша команда чувствует себя уверенно и не боится возможной ошибки.

О самом глупом человеке в комнате

Лидеры — это те, кто имеет мужество принимать нетипичные и интуитивные решения. Они прислушиваются к своей интуиции, независимо от мнения других. Жесткие решения вызывают множество жалоб и сопротивление. Задача лидера — выслушать, объяснить и двигаться вперед. Лидеров судят по принятым решениям, поскольку их выбор определяет общий успех организации. Обеспечьте прозрачность, доверие и четкое видение, и ваша команда будет поддерживать ваши решения — и правильные, и неправильные.

Ежедневная деятельность лидера должна строиться вокруг развития людей. Побеждают только команды с лучшими игроками, поэтому лидеры должны тратить свою энергию и время на оценку, обучение и развитие участников. Важно признавать работу команды и поощрять ее пиковую производительность, каждый раз вселяя в сотрудников уверенность.

Ничто так не снижает моральный дух команды, как незаинтересованный руководитель. Лидер должен быть на месте тренера и болельщика одновременно. Эффективные лидеры борются с негативом и подбадривают всех своим оптимизмом. Они не дают плохой экономике и жестокой конкуренции подавлять уверенность команды и увеличивать вероятность ошибки.

Лидер чувствует себя очень комфортно, даже когда выглядит как самый глупый человек в комнате. Его работа — задавать всевозможные вопросы. Обсуждая решения, предложения, ситуацию на рынке, лидер говорит: «А что, если?», «Почему нет?», «Как это получится?» Своим любопытством, граничащим со скептицизмом, он стимулирует дискуссию, чтобы получить более масштабные и качественные решения на выходе.

Постоянно удивляюсь тому, как много делают сотрудники, когда им не говорят, что делать. В обществе знаний люди должны принимать решения самостоятельно. Чем меньше управляешь, тем лучше. Тщательный надзор и бюрократия убивают конкурентный дух компании.

Лидер вдохновляет людей своим ясным видением — как сделать лучше. Он не предоставляет пошаговое руководство к действию, а придумывает идею и формулирует видение, исходя из которого сотрудники начинают действовать. Поэтому настоящий лидер создает видение, правильно формулирует его, страстно берется за него и неустанно ведет его до реализации.

О маленьких победах и простоте

Любую маленькую победу следуют отметить. Празднование вселяет в сотрудников чувство победы, создает атмосферу признания и позитивной энергии. Это не просто один из трюков поведенческой психологии, а привычка, которую необходимо интегрировать в корпоративную культуру. У маленьких побед такая же ценность, как и у больших. В конце концов, именно достижение маленьких целей открывает дорогу к большим победам.

Настоящий лидер не запутывает и не нагромождает, а стремится к простоте. Люди не должны бояться прозрачности и точности, они должны быть уверены, что каждый человек в их организации — от высшего до низшего звена — понимает, к чему стремится бизнес. Не поверите, как трудно людям быть простыми, как они боятся быть простыми.

Простой месседж быстрее распространяется, простой дизайн быстрее оказывается на рынке. Имейте смелость быть простым. Простота — это искусство. Избавляйтесь от нагромождений, которые замедляют и осложняют принятие решений.

У меня есть выражение на тот случай, когда приходится увольнять сотрудников: «Люби их, когда они уходят, так же как ты их любил, когда они были с тобой в пути». Есть и еще одно: «Доллар, потраченный на увольнение, — самый дешевый из тех, которые вы когда-либо потратите». Если придерживаться этих двух правил, то удастся избежать многих неприятностей. Вас воспримут как справедливого человека. Возможно, в начале люди вас не будут любить, но со временем начнут уважать.

О преимуществах маленьких компаний

Превратите свою компанию в обучающую организацию и создайте атмосферу свободного общения и обмена идеями. Желание и способность постоянно учиться из любого источника и в любом месте, а также умение быстро реализовывать полученное знание на практике — ключевое конкурентное преимущество.

Ведите себя так, будто бы вы — небольшая компания. Маленькие компании еще ничем не нагромождены, просты и неформальны. Они горят внутри, развивая бизнес, и отмахиваются от бюрократии. Маленькие компании строятся на хороших идеях. Им нужны люди, и поэтому они активно вовлекают новых сотрудников, поощряют их и увольняют исходя из результатов. Маленькие компании ставят высокую планку и стремительно двигаются к ней.

Если ваша компания на четвертом или на пятом месте по отрасли, то вы в опасной зоне. Когда компания №1 будет просто чихать, у вас начнется пневмония. Будучи первым, вы контролируете свою судьбу, пока позиции ниже переживают нелегкие времена. Если вы не на первом месте, ищите способы стать сильнее.

Бизнес должен быть первым или вторым в своей отрасли в пересчете на долю рынка, в противном случае его нужно продавать.

Фото: Erik Freeland/Corbis via Getty Images