Принуждение к финтеху. Как МФО выжить после снижения ставок

Принуждение к финтеху. Как МФО выжить после снижения ставок
Фото: Getty Images

Центробанк предложил ограничить ставки по потребкредитам и займам 1% в день. От нововведения пострадают микрофинансовые организации, но выиграют их клиенты — высокие проценты и агрессивная маркетинговая политика МФО загоняют их в долговую яму. Основатель блокчейн-платформы GoldMint, вице-президент Национального объединения ломбардов Дмитрий Плущевский рассказывает, почему участникам рынка микрокредитования придется пересмотреть свои бизнес-процессы и пойти по более технологичному пути развития (или умереть).


Как было раньше


Для рынка новость об ограничении ставки не стала неожиданностью — Центральный Банк взял курс на ее планомерное снижение еще несколько лет назад. Последнее нововведение должно вступить в силу с 1 июля 2019 года: ежедневная максимальная ставка для займов до 30 тыс. рублей снизится более чем в 2 раза: с 2,3% до 1%.

Высокие ставки (по сравнению с банковским кредитованием) стимулировали многие МФО вести агрессивную маркетинговую политику. Они активно навязывали займы всем без исключения — даже тем, кто в них не нуждается, и тем, кто деньги точно не вернет.

Свои высокие ставки МФО обычно объясняют огромными рисками: они несут большие потери, но при этом якобы выполняют социальную миссию — дают населению быстрый доступ к деньгам. Конечно, здесь большая доля лукавства — ведь фактически огромные проценты (в среднем 576% годовых) ложатся на тех заемщиков, которые исправно их платят. Например, потребительские микрозаймы без обеспечения до 30 тыс. рублей (они выдаются на срок до 1 месяца), по данным ЦБ, во 2 квартале этого года в среднем стоили 631,337% годовых. При этом предельная стоимость для таких займов была установлена  на уровне 841,783% годовых.


Поучиться у ломбардов


Снижение ставок заставит участников рынка микрокредитования искать новые бизнес-модели: вводить систему поручительства, создавать финансовые супермаркеты, работать по ломбардной модели.

Сейчас МФО требуют от заемщика только контакты кого-то из его друзей или родственников, но при наличии поручителя они смогут выдавать более крупные ссуды. Многие игроки рынка уже сегодня переходят от бизнес-модели pay day loans (так называемые «займы до зарплаты») к выдаче стандартных кредитов. Эта модель подразумевает совсем другой скоринг и профилирование аудитории (а значит, понадобятся технологии, штат и все остальные необходимые ресурсы).

Помимо внедрения новых продуктов, микрофинансовым организациям придется искать и новые способы хеджирования рисков по невозврату: например, перепродавать портфели выданных ссуд или вводить залоговое обеспечение. Правда, здесь МФО вступают уже на поле ломбардов, с которыми конкурировать будет непросто, — их предельные ставки все равно останутся в 2 раза ниже (157,703% против 365% годовых). Зато можно перенять их бизнес-модель и предлагать уже комбинированный займ «ломбард+МФО», например выдать за золотую цепочку ее оценочную стоимость (скажем, 8 тыс. рублей) плюс еще 12 тыс. рублей по ставке pay day loan.

Современные технологии позволяют МФО быстро интегрировать в рабочие процессы принципы работы ломбардов. Есть и специальное программное обеспечение, банковские карты для ломбардов и даже вендинговые аппараты для автоматической оценки и хранения золота с последующей выдачей займа под залог.


Меняться или закрываться


Но если «путь ломбардов» может стать спасением для офлайн-МФО, у их онлайн-коллег такой возможности нет (по крайней мере, без серьезной реструктуризации бизнеса). Более того, как раз маркетинговые расходы серьезно увеличивают себестоимость займов в интернете: компании очень много тратят на продвижение своих услуг. Теперь, очевидно, эта часть издержек сократится, что приведет к снижению аудитории. А уменьшение числа выданных займов на фоне снижения максимальной процентной ставки драматически скажется на доходности бизнеса.

В этой ситуации онлайн-МФО могли бы переквалифицироваться — например, в сервисы по выдаче кредитных банковских карт. Ведь одна из их ключевых компетенций — лидогенерация и ничто не мешает им стать связующим звеном между человеком и банком. Можно также заняться продажей дополнительных услуг: страховок, денежных переводов, оплаты ЖКУ и т. д.

В любом случае, после снижения максимальной ставки до 1% в день всем МФО придется либо меняться, либо закрываться. Тот же дефолт лидера рынка «Домашние деньги» во многом связан с постоянным снижением процентов по выданным ссудам — бизнес-модель компании была рассчитана именно на максимальные ставки. У других МФО еще есть время избежать подобного финала.


Коллекторам – приготовиться


При снижении ставок МФО придется не только сократить число высокорисковых операций, но и повысить возвратность средств — ведь их доходность сильно упадет. В результате прибавится работы у коллекторов, которым МФО продают невозвратные займы. А как в России сейчас выбиваются долги — хорошо известно. Поэтому одновременно со снижением максимальной ставки обязательно встанет вопрос об ограничении деятельности коллекторских агентств, часто работающих на грани (а то и за гранью) закона. Получил распространение даже термин «черные коллекторы» — так называют тех, кто действует вне правового поля: угрожает и звонит по 150 раз в день, причем не только должнику, но и всем его контактам.

К слову, ограничить деятельность агентств по взысканию долгов планируют и в США — там коллекторы смогут контактировать с заемщиками только по электронной почте или через суд.