Бизнес на детском дополнительном образовании остается одним из самых популярных в России (это подтверждает исследование Inc.). Что не удивительно: для большинства родителей траты на обучение детей входят в число первоочередных — многие скорее сэкономят на себе, чем на развитии ребенка. Но опыт показывает, что открыть частный детский сад или школу намного сложнее, чем кофейню или маникюрный салон. Образовательный бизнес требует не только значительных вложений, но и пристального внимания к ряду технических и коммуникационных моментов. Вот на какие из них стоит обратить внимание в первую очередь.
Если у вас нет помещения в собственности, его нужно арендовать. Найти локацию можно на крупных онлайн-площадках объявлений вроде ЦИАН и «Яндекс.Недвижимость», но без выезда на место не обойтись. Изучите транспортную доступность и связность дорожной сети, убедитесь в наличии мест для парковки. Вот несколько основных критериев, на которые стоит опираться при выборе помещения для детского сада.
Важно договориться с собственником помещения о долгосрочной аренде и зарегистрировать договор. Так будет удобно всем: владельцу не придется каждый год искать новых клиентов, а для предпринимателя это — страховка от ежегодного неадекватного повышения арендной платы.
Для детского сада вам понадобится достаточно внушительная площадь — поэтому цена и условия аренды очень важны. Стоимость 1 кв. м в Москве колеблется от 800 до 3 тыс. руб. (в зависимости от района). Если в саду будет даже всего один класс, то с учетом служебных помещений (коридоры, раздевалки, помещение для преподавателей) нужно минимум 100 кв. м, что дает цену аренды в диапазоне 80—300 тыс. руб. в месяц. Для двух групп (например младшей и старшей) площадь увеличивается пропорционально — у каждой, помимо отдельного класса, должна быть своя раздевалка, туалеты и зона приема пищи. В регионах стоимость аренды значительно ниже. Там в расчетах инвестиций стоит опираться на процентное соотношение: арендная плата не должна превышать 40% в структуре ваших текущих расходов.
Долгосрочный договор подлежит государственной регистрации. Этот процесс требует от обеих сторон (но в большей степени — от арендодателя) предоставления дополнительных документов, что снижает потенциальные риски для вас, — например, помещение проверяют на различные обременения.
При долгосрочной аренде собственники помещений часто предоставляют арендные каникулы — а значит, вы сможете спокойно сделать ремонт с учетом своих потребностей. Детский сад — не офис, сняться с места и переехать через год-другой невозможно без серьезных финансовых и имиджевых потерь. Местонахождение сада — порой один из первых критериев, по которому родители его выбирают. Переезд неизбежно лишит вас как минимум трети клиентов.
Важно прописать в договоре все технические моменты. Адаптация помещения под детский сад требует специфических изменений — например увеличения витражности окон, установки дополнительного обогрева помещений, изъятия электрооборудования из обычных зон доступа. Собственник может быть к этому не готов, и ваша задача — четко проговорить с ним вопросы перепланировки, ремонта и амортизации помещения. Постарайтесь разделить с арендодателем ответственность в этих моментах, а потом обязательно пропишите их в договоре, чтобы все было максимально прозрачно.
Структура расходов на частный детсад
Для запуска бизнеса в Москве вам понадобятся первоначальные инвестиции в размере 7 млн руб. (плюс еще 3—4 млн руб. каждый год на покрытие убытков до выхода на окупаемость). При удачном раскладе на точку безубыточности сад может выйти за 9—12 месяцев, на полную окупаемость — за 3 года.
— ремонт.
— обустройство классов.
— первоначальные платежи по договору аренды.
— прочие расходы.
— заработная плата.
— аренда.
— прочие расходы.
На первых порах вам понадобятся средства на следующие крупные статьи расходов.
Продуманный ремонт помещения. Нет смысла экономить на улучшениях, которые будут служить вам годами. Переносить стены с потолками и пробивать выводы под кондиционеры в работающем круглый год детском саду просто не получится. Вот самые важные моменты в ремонте, которые нельзя упускать.
Качественное наполнение. Это одно из ваших основных конкурентных преимуществ. Клиенты при выборе сада обращают внимание не только на качество ремонта, но и на состояние мебели, посуды и всего остального, из чего складывается ежедневный быт детей. Стоит отдавать предпочтение проверенным производителям, имеющим сертификаты соответствия продукции законодательным нормам. И не забывайте о нормах СанПиН, в которых прописаны основные требования к мебельному оборудованию и интерьеру групп. Главный критерий — обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. В соответствии с ним, рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Игрушки, посуда, текстиль также должны выдерживать обработку при высоких температурах. Детская мебель и развивающие игрушки из магазина IKEA вполне вам подойдут.
Кадры. Большая часть затрат придется на привлечение и удержание специалистов высокого уровня. Например, в Москве, в зависимости от опыта работы, категории диплома о специальном образовании и личных амбиций, зарплатные ожидания педагогов могут составлять от 50 тыс. до 150 тыс. руб. Но работникам важно профессионально расти и развиваться — поэтому необходимо закладывать и дополнительные расходы на курсы, семинары и тренинги. Средняя стоимость участия в профильных семинарах и фестивалях — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. Однодневные тренинги и курсы — около 15 тыс. руб. Среднемесячные траты на это не превышают обычно 5—7 тыс. руб. на человека.
В ваших интересах — найти людей, разделяющих ваши ценности, а это усложняет подбор персонала. Скорее придется прибегнуть к рекомендациям «сарафанного радио» и положиться на интуицию, чем искать специалистов на Hh.ru. Максимально эффективно нанимать сотрудников по рекомендациям коллег. Грамотных педагогов передают «из рук в руки», они крайне редко ищут работу сами. Также стоит мониторить курсы профессиональной подготовки.
Привлечение клиентов. Бизнес в образовательной сфере — это, в первую очередь, формирование сообщества людей, объединенных общей целью. Этот процесс — длительный и не всегда простой. Вот что может работать.
Четко следуйте выбранной системе образования
Частное образование 10 лет назад и сейчас — большая разница. Времена, когда родители стремились дать детям всё и сразу, прошли: теперь редко интересуются, преподаете ли вы английский новорожденным и считают ли ваши пятилетние воспитанники до миллиона в уме.
Сейчас всё больше родителей заинтересованы в том, чтобы гармонично развивать ребенка и определить именно его путь в развитии. Ваша задача — «попасть в эту струю». Для этого четко следуйте тому методу образования, который вы выбрали для своего дела. Эта стратегия поможет вам на всех фронтах: и в интерьерных решениях, и в рекламной компании, и в поиске инвесторов для развития. В частном детском образовании важно не обмануть ожидания клиентов и уже на пороге четко дать им понять, «о чем вы».
Можно выделить четыре основных момента, отступать от которых не следует ни при каких обстоятельствах.