Как открыть частный детский сад

Как открыть частный детский сад
Фото: Gary Hershorn/Getty Images

Бизнес на детском дополнительном образовании остается одним из самых популярных в России (это подтверждает исследование Inc.). Что не удивительно: для большинства родителей траты на обучение детей входят в число первоочередных — многие скорее сэкономят на себе, чем на развитии ребенка. Но опыт показывает, что открыть частный детский сад или школу намного сложнее, чем кофейню или маникюрный салон. Образовательный бизнес требует не только значительных вложений, но и пристального внимания к ряду технических и коммуникационных моментов. Вот на какие из них стоит обратить внимание в первую очередь.

Если аренда, то долгосрочная

Если у вас нет помещения в собственности, его нужно арендовать. Найти локацию можно на крупных онлайн-площадках объявлений вроде ЦИАН и «Яндекс.Недвижимость», но без выезда на место не обойтись. Изучите транспортную доступность и связность дорожной сети, убедитесь в наличии мест для парковки. Вот несколько основных критериев, на которые стоит опираться при выборе помещения для детского сада.

  • Наличие собственной территории не менее 1 тыс. кв. м. у отдельно стоящего здания или (если речь идет о жилом доме) — двора с детской игровой площадкой.
  • Достаточный уровень освещенности — для классов не годятся помещения с окнами ниже уровня земли или на уровне земли.
  • Локация не должна находиться на первой линии застройки относительно магистральных улиц города.
  • Оптимальным является расположение сада на первом этаже здания; это удобно для входа-выхода детей и упрощает соблюдение норм противопожарной безопасности.

Важно договориться с собственником помещения о долгосрочной аренде и зарегистрировать договор. Так будет удобно всем: владельцу не придется каждый год искать новых клиентов, а для предпринимателя это — страховка от ежегодного неадекватного повышения арендной платы.

Для детского сада вам понадобится достаточно внушительная площадь — поэтому цена и условия аренды очень важны. Стоимость 1 кв. м в Москве колеблется от 800 до 3 тыс. руб. (в зависимости от района). Если в саду будет даже всего один класс, то с учетом служебных помещений (коридоры, раздевалки, помещение для преподавателей) нужно минимум 100 кв. м, что дает цену аренды в диапазоне 80—300 тыс. руб. в месяц. Для двух групп (например младшей и старшей) площадь увеличивается пропорционально — у каждой, помимо отдельного класса, должна быть своя раздевалка, туалеты и зона приема пищи. В регионах стоимость аренды значительно ниже.  Там в расчетах инвестиций стоит опираться на процентное соотношение: арендная плата не должна превышать 40% в структуре ваших текущих расходов.

Долгосрочный договор подлежит государственной регистрации. Этот процесс требует от обеих сторон (но в большей степени — от арендодателя) предоставления дополнительных документов, что снижает потенциальные риски для вас, — например, помещение проверяют на различные обременения.

При долгосрочной аренде собственники помещений часто предоставляют арендные каникулы — а значит, вы сможете спокойно сделать ремонт с учетом своих потребностей. Детский сад — не офис, сняться с места и переехать через год-другой невозможно без серьезных финансовых и имиджевых потерь. Местонахождение сада — порой один из первых критериев, по которому родители его выбирают. Переезд неизбежно лишит вас как минимум трети клиентов.

Важно прописать в договоре все технические моменты. Адаптация помещения под детский сад требует специфических изменений — например увеличения витражности окон, установки дополнительного обогрева помещений, изъятия электрооборудования из обычных зон доступа. Собственник может быть к этому не готов, и ваша задача — четко проговорить с ним вопросы перепланировки, ремонта и амортизации помещения. Постарайтесь разделить с арендодателем ответственность в этих моментах, а потом обязательно пропишите их в договоре, чтобы все было максимально прозрачно.


Структура расходов на частный детсад

Для запуска бизнеса в Москве вам понадобятся первоначальные инвестиции в размере 7 млн руб. (плюс еще 3—4 млн руб. каждый год на покрытие убытков до выхода на окупаемость). При удачном раскладе на точку безубыточности сад может выйти за 9—12 месяцев, на полную окупаемость — за 3 года.

CAPEX:


40%

— ремонт.


40%

— обустройство классов.


10%

— первоначальные платежи по договору аренды.


10%

— прочие расходы.

OPEX:


50%

— заработная плата.


40%

— аренда.


10%

— прочие расходы.

Ремонт, кадры и игрушки

На первых порах вам понадобятся средства на следующие крупные статьи расходов.

Продуманный ремонт помещения. Нет смысла экономить на улучшениях, которые будут служить вам годами. Переносить стены с потолками и пробивать выводы под кондиционеры в работающем круглый год детском саду просто не получится. Вот самые важные моменты в ремонте, которые нельзя упускать.

  • Системы кондиционирования и вентиляции воздуха. Они требуют штробления стен и прокладывания силовых кабелей, рассчитанных на определенную мощность. Понадобится также сделать систему дренажа для отвода воды.
  • Обогрев полов в тех зонах, где на полу уложена плитка. Для этого вам также понадобится отдельный электрический кабель.
  • Система отопления. Например, в Москве отопительный сезон длится в среднем 7—8 месяцев. Поменять в это время батареи теоретически можно, но для этого придется временно закрыть сад из-за отсутствия тепла в помещении.

Качественное наполнение. Это одно из ваших основных конкурентных преимуществ. Клиенты при выборе сада обращают внимание не только на качество ремонта, но и на состояние мебели, посуды и всего остального, из чего складывается ежедневный быт детей. Стоит отдавать предпочтение проверенным производителям, имеющим сертификаты соответствия продукции законодательным нормам. И не забывайте о нормах СанПиН, в которых прописаны основные требования к мебельному оборудованию и интерьеру групп. Главный критерий — обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. В соответствии с ним, рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Игрушки, посуда, текстиль также должны выдерживать обработку при высоких температурах. Детская мебель и развивающие игрушки из магазина IKEA вполне вам подойдут.

Кадры. Большая часть затрат придется на привлечение и удержание специалистов высокого уровня. Например, в Москве, в зависимости от опыта работы, категории диплома о специальном образовании и личных амбиций, зарплатные ожидания педагогов могут составлять от 50 тыс.  до 150 тыс. руб. Но работникам важно профессионально расти и развиваться — поэтому необходимо закладывать и дополнительные расходы на курсы, семинары и тренинги. Средняя стоимость участия в профильных семинарах и фестивалях — от 3 тыс. до 5 тыс.  руб. Однодневные тренинги и курсы — около 15 тыс. руб. Среднемесячные траты на это не превышают обычно 5—7 тыс. руб. на человека.

В ваших интересах — найти людей, разделяющих ваши ценности, а это усложняет подбор персонала. Скорее придется прибегнуть к рекомендациям «сарафанного радио» и положиться на интуицию, чем искать специалистов на Hh.ru. Максимально эффективно нанимать сотрудников по рекомендациям коллег. Грамотных педагогов передают «из рук в руки», они крайне редко ищут работу сами. Также стоит мониторить курсы профессиональной подготовки.

Привлечение клиентов. Бизнес в образовательной сфере — это, в первую очередь, формирование сообщества людей, объединенных общей целью. Этот процесс — длительный и не всегда простой. Вот что может работать.

  • Проведение на базе детсада тематических мероприятий, не направленных на прямые продажи, — например семинаров для родителей, музыкальных суббот. Это позволит потенциальным клиентам оценить обустройство сада и познакомиться с коллективом.
  • Работа в социальных сетях. Выделите ваши основные ценности и соотнесите их с ценностями целевой аудитории. Например, вы верите в то, что без английского языка у ребенка нет будущего и лучше как можно раньше приступить к его изучению. Говорите об этом прямо, показывайте реальные примеры успехов детей, участвуйте в конкурсах, разрабатывайте пособия и обязательно рассказывайте об этом в социальных сетях. Проводите массовые мероприятия и акции, организуйте экскурсии, показывайте, какие книги читают дети в вашем центре и как они помогают формировать им нужные качества. Не пытайтесь угодить всем: закрывайте понятные «боли» потребителей — и к вам придут целевые клиенты.
  • Формирование личного бренда руководителя и педсостава. У вашей команды должны быть открытая и понятная позиция, готовность к контактам и быстрой обратной связи (но без заискивания перед клиентом). Спокойно транслируйте свои взгляды на воспитание и образование, освещайте собственные ошибки и трудности. Хорошим примером может быть инстраграм-аккаунт «Новой школы».

Четко следуйте выбранной системе образования

Частное образование 10 лет назад и сейчас — большая разница. Времена, когда родители стремились дать детям всё и сразу, прошли: теперь редко интересуются, преподаете ли вы английский новорожденным и считают ли ваши пятилетние воспитанники до миллиона в уме.

Сейчас всё больше родителей заинтересованы в том, чтобы гармонично развивать ребенка и определить именно его путь в развитии. Ваша задача — «попасть в эту струю». Для этого четко следуйте тому методу образования, который вы выбрали для своего дела. Эта стратегия поможет вам на всех фронтах: и в интерьерных решениях, и в рекламной компании, и в поиске инвесторов для развития. В частном детском образовании важно не обмануть ожидания клиентов и уже на пороге четко дать им понять, «о чем вы».

4 «железных правила»

Можно выделить четыре основных момента, отступать от которых не следует ни при каких обстоятельствах.

  • Не экономьте на юридическом сопровождении. Оно стоит около 40 тыс. руб. в месяц и включает в себя (помимо консультаций по юридической тематике) разработку внутренней документации, договоров с клиентами, трудовых договоров и пр. Это оказывается эффективнее, чем оформление юриста в штат организации, — ведь за сопоставимые деньги вы получаете консультации как по договорному и лицензионному праву, так и по претензионной и судебной работе. Это поможет избежать многих сложностей в работе с родителями и проверяющими инстанциями.
  • Никаких зарплат в конвертах! Все финансовые потоки должны быть прозрачными и правильно оформленными. Это совсем не сложно, если в штате есть хороший бухгалтер.
  • Следите за исполнением требований санитарных норм. Нарушения СанПиН могут привести к значительным штрафам и даже закрытию вашего сада соответствующими государственными органами. Иногда может сложиться впечатление, что правила по санитарии работают только в государственных детсадах, а в частных каждый волен делать что хочет (и как решит руководитель). Это, конечно же, совсем не так: санитарные нормы и правила распространяются на все дошкольные учреждения независимо от их форм собственности (кроме тех, которые располагаются в жилых помещениях). Ваша задача — найти баланс между обязательными требованиями и рекомендациями СанПиН, вашим видением организации работы и бюджетом, техническими возможностями и ограничениями вашей локации.
  • Оформляйте договоры с родителями. У вас много целей: гармоничное развитие ребенка, извлечение прибыли, юридическая защита компании и ее сотрудников. У родителей цель одна — защита интересов их детей в саду, — но каждый из них трактует договор по-своему. Пропишите права и обязанности, режим работы всех групп на год вперед, условия посещения, систему перерасчета оплаты и скидок, согласие на съемку ребенка. Это займет время, но защитит вас от массы проблем и недопонимания в будущем.