Мода на винтаж прошла, но любители «вещей с историей» никуда не делись: люди по-прежнему покупают их — и далеко не всегда чтобы сэкономить. Кажется, бизнес на винтаже устроен просто: покупаем вещь на барахолке, наводим лоск и выкладываем фото в Instagram, — но все немного сложнее. Продавцы винтажа бывают довольно скрытными, но Inc. все же удалось выпытать у них кое-какие лайфхаки. Рассказываем о четырех околовинтажных бизнес-моделях: что предлагать клиентам, как продвигаться и на чем строить экономику.
Избавлять людей от старья
Шопоголикам знакомы страдания из-за вещей, устаревших морально: платье, единожды надетое на свадьбу подруги, 2 года висит в шкафу без дела, а могло бы принести кому-нибудь радость — и деньги. На этом зарабатывают комиссионные магазины.
Расходная часть бизнеса — аренда шоурума, поддержание сайта, зарплата сотрудников, реклама и налоги. Прибыль формируется за счет комиссии — она составит около 30%. «Эта бизнес-модель в свое время дала нам возможность хорошо вырасти, потому что не надо было привлекать средства извне, можно было использовать деньги, которые постоянно находятся в обороте», — говорит Анна Любан, основательница Second Friend Store.
Чтобы получить оборот, придется делать ставку на дорогую одежду, — масс-маркет не окупается: «Вещи быстро изнашиваются, а восстановление может обойтись слишком дорого, — объясняет Анна. — К тому же, за большую цену их не продашь». Например, в Second Friend Store вещи стоят в среднем по 8-10 тыс. рублей. Вещи поэтому должны быть в хорошем состоянии, независимо от возраста. Ценообразование в винтаже — не тот случай, когда клиент всегда прав: «Бывает, покупают пальто в ЦУМе за 200 тыс. рублей, которое потом не носят, и хотят у нас его продать за те же деньги. Такой вариант не прокатит: как только покупку выносишь из магазина, она теряет стоимость. Не все это понимают», — объясняет Анна.
Ненужной может оказаться не только одежда, но и предметы интерьера. Например, основательницы проекта FChairs, ресторанные критики Ольга Овчарова и Катя Калина помогают закрывшимся заведениям распродать ненужную мебель. Проект не требует больших вложений — достаточно быть хорошим организатором и уметь налаживать деловые связи: «Продавцы у нас — волонтеры. Площадка для сейла всегда бесплатная в обмен на промо, алкогольный спонсор тоже не берет с нас денег. Наши посетители — это очень качественная аудитория, и мы помогаем партнерам продвигаться».
Привлечь качественную аудиторию помогает правильное позиционирование: «Мы с самого начала хотели быть нишевым проектом не для всех. FChairs — это некий противовес всем приевшейся IKEA», — объясняет Ольга. Поэтому проект работает в формате закрытых гараж-сейлов, которые анонсируются на страницах проекта в Instagram и Facebook. Запись ограничена: приглашение с адресом проведения сейла получают в личные сообщения только первые 300-400 написавших.
Делиться сокровищами
Если вы знаете все местные блошиные рынки и из каждого отпуска возвращаетесь с десятком новых покупок, тягу к поиску сокровищ можно превратить в бизнес. Так поступил основатель магазина Total Vintage Александр Гершевич, когда понял, что посещение антикварных лавок из приятного времяпрепровождения превратилось в основную цель его поездок: «Когда я приезжаю в новую страну, прежде всего ищу винтажные магазины с наценкой. Там расспрашиваю продавцов, где они берут вещи; если это блошиный рынок, иду туда, знакомлюсь с продавцами — и так по цепочке».
Владельцы магазина сувенирных наперстков (пожелавшие остаться неизвестными) с этой целью ездят в Великобританию: «Особое удовольствие — багажный рынок. Автомобили выстраиваются в длинные ряды на огромном поле под открытым небом и открывают свои багажники с сокровищами. Секрет удачной покупки — это или оказаться первым покупателем и ухватить редкий товар, или пройти мимо продавца в четвертый раз, когда он уже собирается уезжать, и получить хорошую скидку».
В продаже с трудом добытой винтажной одежды не обойтись без шоурума: людям важно примерить, пощупать, оценить качество. Чтобы экономить на аренде, приходится объединяться с конкурентами, — Александр делит помещение еще с пятью продавцами винтажа. По его словам, конкуренции он не чувствует, зато стоимость аренды отбивается продажей 1-2 вещей (в месяц продает в среднем до 20 изделий). Наценка на одежду иногда составляет 500-600%, меньше 300% — это уже работа в убыток.
Если основная площадка — Instagram, важно тщательно продумать его концепцию: «Должна быть красивая атмосферная картинка. Мы стараемся сделать нечто среднее между fashion-съемкой и иллюстрациями из каталога, которые позволяют хорошо разглядеть вещь», — объясняет владелец Total Vintage. Не менее важна регулярность: Александр собственноручно публикует до 3-х постов в день, обязательно сопровождая картинки подписью: краткое описание вещи (ткань, эпоха), стоимость и условия приобретения.
Фото: Vintage Marketplace, Total Vintage
Стать поставщиком коллекционеров
В винтажном бизнесе можно занять совсем узко специализированную нишу, если на нее есть высокий спрос, а у вас — экспертиза.
Например, основатель магазина Vintage USSR Watch and Store Даниил Конев занимался коллекционированием старинных часов из разных стран, но потом сфокусировался на часах производства СССР 1940-90-х гг., — эта ниша долгое время была недооценена, но сейчас на неё есть спрос. Часы покупает на барахолках и блошиных рынках, ремонтирует сам или отдает в мастерскую (стоит это в среднем 3 тыс. рублей за штуку); в месяц удается продать от 5 до 30 штук.
Часы — практичная вещь, но коллекционеры что только не собирают. Основатели одного из магазинов фарфора заметили, что подписчики все чаще оставляют заказы на сувенирные наперстки (оказалось, что многие их коллекционируют), — так появился отдельный тематический магазин. Цена на наперстки колеблется от 200 рублей до 1,5 тыс. рублей, но встречаются и редкие антикварные виды — они стоят дороже, от 2 тыс. рублей. Фарфоровые наперстки производства именитых мануфактур стоят столько же, сколько большие фарфоровые декоративные тарелки. Помимо наперстков продают «сопутствующие товары» — специальные подставки («домики») для коллекций.
Продавать коллекционные предметы можно через все тот же Instagram, но поскольку в данном случае фото однотипны, упор в оформлении стоит делать не на атмосферу, а на подробное описание мельчайших деталей.
История, образ, атмосфера: как продвигать винтажные вещи
Когда речь заходит о винтаже, сразу начинают мелькать слова «атмосфера» и «история». И то, и другое — неотъемлемая часть продукта, и чтобы делать бизнес на винтажных вещах, каждую нужно красиво преподнести. Используйте цепляющие образы — ностальгические или из поп-культуры.
Например, когда вышел сериал «Удивительная миссис Мейзел», действие которого происходит в конце 1950-х, владельцы проекта винтажных и антикварных сумок Vintagebagsmoscow Павел и Вадим увидели, что в их коллекции есть сумочка точь-в-точь как у главной героини, — и тут же написали об этом, поставив соответствующие хэштеги. Благодаря этому на их аккаунт попали не только любители винтажа, но и фанаты сериала — что увеличило охват публикации. «Похожая история была с фильмом «Москва слезам не верит»: у главной героини была в руках сумка как в нашей коллекции. Мы тоже сделали об этом пост и опубликовали фото», — рассказывают создатели проекта.
Устроить праздник винтажа
У Марины Чуйкиной и Татьяны Легеры уже были свои бизнесы на винтаже, когда в 2016 году они решили организовать винтажный маркет. В первом Vintage Marketplace Moscow, который прошел во дворе Музея современного искусства, приняли участие всего 20 человек — организаторы пригласили своих знакомых. Через них же находили впоследствии бесплатные площадки. Но за 2 года проект вырос до 100 участников и теперь на маленьких площадках не помещается — приходится арендовать большие.
Выручка складывается из взносов участников — по 10 тыс. рублей за место. Платят не все: известные московские модницы участвуют бесплатно — маркет благодаря им получает дополнительный пиар. В расходы входят аренда помещения, оборудования, мебели. Прибыль Чуйкиной и Легеры составляет 100 тыс. рублей на двоих.
Важную роль в успехе маркета играет атмосфера. Организаторы Vintage Marketplace Moscow приглашают знакомых диджеев и организуют чилл-аут: «Для нас важно, чтобы гости могли перевести дыхание в перерывах между шопингом», — делится Марина.
В расслабленной атмосфере посетители склонны к спонтанным покупкам — а вот дорогие вещи, напротив, не покупают: «Мы крайне редко выставляем антиквариат, потому что это дорого, а у нас демократичный вариант. Чтобы купить дорогую вещь, нужно подумать 10 раз, а наш сейл проходит стремительно», — говорит основательница FChairs Ольга. Она делится лайфхаками: тщательный подбор ассортимента, музыки и напитков: «Мы нишевый проект и подбираем вещи специально к сейлу. У нас бывают тематические мероприятия. Например, мы как-то устраивали шотландский сейл и специально заказывали стулья и кресла в клетку. У самого мероприятия был дресс-код: все гости должны были прийти в клетчатой одежде. У нас не бывает такого, чтобы гости пили из пластиковых стаканчиков. Все должно быть красиво, как на светской тусовке».
При участии Марии Михантьевой