Размер имеет значение: на что оказался способен малый и средний бизнес в России

Илья Арзуманов

Автор Inc.

2 июня исполнилось 3 года с момента принятия «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года». Ее главная цель — к указанному сроку повысить вклад малых и средних предприятий в отечественную экономику до 40% (по примеру развитых стран). Чтобы проверить, как продвигается реализация этой долгосрочной программы, Inc. подсчитал некоторые актуальные показатели российского малого и среднего бизнеса и сравнил их с целевыми индикаторами, перечисленными в документе.


Стратегия развития МСП в цифрах


40%

ВВП к 2030 году такой показатель заложен в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства»


25

МЛН РАБОЧИХ МЕСТ должны обеспечить малые и средние предприятия к 2024 году


6,2

млн субъектов малого и среднего бизнеса насчитывается в России


19,2

млн человек заняты в МСП


46

субъектов МСП должны приходиться на 1 тыс. жителей РФ к 2030 году


7%

составил рост численности занятых в МСП граждан за последние 3 года

Количество предприятий

«Малые и средние предприятия (МСП) — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов», — говорилось в преамбуле документа. В 2014 году их было лишь 4,5 млн, рост к моменту принятия стратегии составил почти 25%. С 2016 года он существенно замедлился: за 3 года количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось до 6,2 млн, лишь на 11%.

Впрочем, стратегия не оперирует количеством МСП напрямую — заложенный в нее соответствующий индикатор привязан к численности населения.


Выполнив расчеты, Inc. пришел к выводу, что планы на его рост более чем осуществимы, — даже несмотря на низкие темпы последних 2-х лет.


Согласно документу, в 2030 году на 1 тыс. жителей РФ должно приходиться 46 субъектов малого и среднего бизнеса. По расчетам Inc., сейчас этот показатель равен 41,3, а средний рост с 2016 года составил 1,2 единицы в год. При сохранении таких темпов показатель к 2030 году на 21% превысит ожидания составителей стратегии.

Количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая индивидуальных предпринимателей)

В расчете на 1 тыс. человек населения; в единицах

ГодПоказатели стратегии развития МСПпо Оценке Inc.*
201638,9
201740,3
20184041,3
20204243,7
20254449,7
20304655,7

* (2016–2018 — расчеты на основе данных Росстата и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Среднее количество субъектов МСП в РФ за год (по данным ФНС) поделено на среднюю численность населения РФ за год (по данным Росстата), результат умножен на 1000.

«КБ Архипов», Москва. Фото: Валерий Белобеев/Inc.

Численность занятых

Из первых абзацев текста стратегии следует, что в 2016 году российские малые и средние предприятия обеспечивали «рабочие места для 18 млн граждан». В прошлогоднем послании Федеральному собранию Владимир Путин призвал увеличить это число до 25 млн к 2024 году. Эта задача была включена в майский президентский указ 2018 года.

В настоящий момент число занятых в МСП составляет 19,2 млн человек. Эта цифра включает сумму среднесписочной численности работников всех малых и средних предприятий (15,74 млн по данным ФНС), а также численность индивидуальных предпринимателей (3,41 млн по данным ФНС). Рост занятых в МСП за последние три года (от показателя 2016-го) составил около 7%. Для реализации президентского распоряжения рост за следующие пять лет должен составить 30%.

Стратегия же оперирует таким индикатором, как доля среднесписочной численности работников МСП от общей численности занятого населения страны. Последние 3 года значение обоих показателей практически не менялось. Численность занятых (без учета безработных, зарегистрированных на бирже труда) из месяца в месяц колебалась в диапазоне от 71,2 млн до 73,1 млн человек, среднесписочная численность работников МСП — в диапазоне от 15,7 млн до 16,1 млн человек.


По расчетам Inc., индикатор уже сильно отстает от графика — сейчас его значение составляет 22,1%, что на 5,2 процентных пункта ниже запланированного.


Последние два года рост не превышал 0,2 процентных пункта. Если ничего не изменится, к 2030 году пропасть между планами и реальностью увеличится вдвое — до 10,5 процентных пунктов.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых у субъектов малого и среднего бизнеса

В общей численности занятого населения; в процентах

ГодПоказатели стратегии развития МСПпо Оценке Inc.*
201721,9
201827,322,1
202028,422,5
202531,523,5
20303524,5

* (2017–2018 — расчеты на основе данных Росстата и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Cредняя сумма среднесписочной численности работников МСП за год по данным ФНС) поделена на среднюю численность занятого населения РФ за год (по данным Росстата, без учета зарегистрированных на биржах труда безработных), результат умножен на 100.

«Союз», Тула. Фото: Марк Боярский/Inc.

Рождаемость бизнеса

Один из значимых индикаторов, на который опирается стратегия, — коэффициент «рождаемости» малых и средних предприятий. Это количество МСП, созданных за отчетный период, на 1 тыс. действующих на дату окончания этого периода.

По расчетам Inc., в настоящий момент этот показатель составляет 16,8 — то есть план по «рождаемости» немного перевыполняется. Однако если низкие темпы роста последних 3-х лет сохранятся (в среднем лишь на 0,15 единиц в год), то в 2020 году «рождаемость» начнет отставать от плана и к 2030 году это отставание достигнет 17,5%.

Коэффициент «рождаемости» субъектов малого и среднего бизнеса

(Количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий); в единицах

ГодПоказатели стратегии развития МСПпо Оценке Inc.*
201616,5
201717,0
201816,516,8
202017,517,1
20252017,9
203022,518,6

* (2016–2018 — расчеты на основе данных системы «Спарк» и ФНС, 2020–2030 — экстраполяция). Указанные годовые значения получены как среднее арифметическое от суммы коэффициентов «рождаемости» МСП за календарные месяцы 2016, 2017 и 2018 гг. Коэффициенты для месяцев рассчитаны на основе данных ФНС о численности субъектов МСП в РФ на 10 число каждого месяца с июля 2016 по январь 2019 гг., а также данных системы «Спарк» о численности зарегистрированных ИП и компаний в каждом месяце за тот же период.

Avgvst, Екатеринбург  (на фото интерьер магазина в Москве). Фото: Максим Селин/Inc.

Доля в экономике

Главная цель, ради которой задумывалась долгосрочная стратегия развития МСП, — увеличение их вклада в экономику страны. В большинстве развитых государств доля малых и средних предприятий в национальном ВВП превышает 50%. Например, по данным Института экономики роста, в Великобритании она составляет 51%, в Германии — 53%, в Австралии и Швеции — по 58%, в Израиле и Финляндии — по 60%.

Доля МСП во внешнем валовом продукте России оценивалась в документе в размере «около одной пятой». Ее двукратное увеличение — до 40% — было определено «стратегическим ориентиром». Для достижения этой цели к 2030 году в программу закладывался ежегодный рост показателя на «1% и более». В марте 2018 года об этих планах напомнил президент Владимир Путин, отметив в своем послании Федеральному собранию, что к 2025 году вклад МСП во внешний валовый продукт «должен приблизиться к 40%».

Примечательно, что в России до текущего года такой показатель официально вообще не подсчитывался. В январе Росстат опубликовал его впервые за свою практику — по итогам 2017 года он составил близкие к исходной «одной пятой» 21,9%, при этом данных за 2018 год еще нет. Ранее ближайшим аналогом в официальной статистике была «доля валовой добавленной стоимости МСП в ВВП», рассчитываемая Минэкономразвития. В 2015 году она составляла 19,9%, а в 2016 году — 21,6%.


Что говорят про стратегию власти


Антон Силуанов

министр финансов, январь 2019


Пообещал к концу 2019 года увеличить вклад МСП в ВВП до 23%.


Максим Орешкин

министр экономического развития, сентябрь 2018


Заявил, что в нацпроект по развитию МСП заложен рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.


Сергей Собянин

мэр Москвы, Гайдаровский форум


«Я не очень верю, что доля малого и среднего бизнеса будет 30%. Тогда нужно закрыть «Газпром», «Роснефть», без этого 30% не будет. Либо месторождения раздать малому и среднему бизнесу.»