Предприниматели, с одной стороны, люди занятые, а с другой, как выяснилось, много читающие, причем с пользой для дела. И хотя ни одна книга не даст совет, на 100 % применимый к вашей ситуации, умный автор — как собеседник, который подкидывает вам неожиданные идеи и помогает посмотреть на ситуацию с новой стороны. Вот 10 вышедших в последние годы книг от эксперта бизнес-школы «Сколково», которые стоит прочитать, чтобы решить одну из типичных предпринимательских задач: создание бренда, выход на новые рынки, переговоры.
Джим Коллинз (Jim Collins). Turning the Flywheel
Названия книг, пока не переведенных на русский язык, даны в оригинале.
Стратегия — то, чем хочется заниматься меньше всего, когда вокруг столько дел. Но как раз начало года — отличное время «выйти из операционки» и подумать, как ты хочешь провести ближайшие несколько лет.
Эта короткая (менее 150 стр.) книга посвящена разбору одного из ключевых, по мнению автора, факторов успеха лучших американских компаний — принципа «стратегического маховика» (flywheel), выведенного в другой его нашумевшей книге ,«От хорошего к великому».
Суть принципа: элементы стратегии должны усиливать друг друга, как бы раскручивая маховик позитивных изменений. Например: «снижаем затраты» — «снижаем цены» — «получаем больше клиентов» — «можем снизить цены ещё больше за счёт эффекта масштаба» и т. п.
Чем хороша именно эта книга: Колинз на примерах из практики показывает, как именно описанные принципы реализуются (или нет, что тоже вариант) в жизни.
Клейтон Кристенсен (Clayton Christensen). The Prosperity Paradox: How Innovation Can Lift Nations Out of Poverty
Создатель теории прорывных инноваций (disruptive innovation) в своей новой книге задает очень логичный и своевременный вопрос, почему одним странам — Китаю, Японии и Южной Корее — удаётся в сжатые сроки поднять благосостояние на порядок, а прогресс в других — в России и Мексике — гораздо скромнее. Его вывод — на базе множества примеров, от Sony до рынка мобильной связи в Африке, — что ключом к успеху являются не просто инновации, а инновации, направленные на создание новых рынков (market creating). Другой тип инноваций, направленный на повышение эффективности работы на существующих рынках (market sustaining), — гораздо менее успешен. Россию он считает примером экономики, ориентированной на второй тип инноваций.
И даже если то, чем вы занимаетесь, будет далеко от прорывных инноваций, эта книга позволит не ударить в грязь лицом во время разговоров умных людей про инновационное развитие и экономический рост.
Рори Сазерленд (Rory Sutherland). Alchemy: The Dark Art and Curious Science of Creating Magic in Brands, Business, and Life
Современный маркетинг — давно про продажу эмоций и состояний, но что делать, если у вас техническое образование, аналитический склад ума и цифрам вы верите больше?
Автор книги — один из топ-менеджеров рекламного агентства Ogilvy и один из ведущих практикующих специалистов в области брендинга — делится примерами (в том числе из своего опыта), доказывающими, что чрезмерно аналитический и логический («инженерный») подход к разработке и продвижению продукции на рынок, не учитывающий эмоций, ущербен.
Свою мысль и идеи автор доносит через многочисленные яркие примеры (например, знали ли вы, что «чилийский сибас» — не совсем чилийский и совсем не сибас?). Книга полна рекомендаций, как вырваться из лап «инженерного» подхода и применять рекомендуемый «психологический» подход на практике.
Гифф Констебл (Giff Constable). Talking to Humans: Success Starts With Understanding Your Customers»
Как протестировать идею, если нет денег? Как понять, что для нового товара есть ниша на рынке?
Это проблема не только российского рынка: многие предприниматели если и проводят исследования рынка и клиентских предпочтений, то делают это нерегулярно и несистемно. Частично это происходит от ложного представления, что такого рода исследования чрезмерно сложны и дороги.
Книга как раз для тех, кто не готов тратить большие деньги на заказ маркетинговых исследований на стороне.
Автор показывает, как самостоятельно сформировать гипотезу и получить срез мнения потенциальных покупателей на возможный новый продукт.
Ну и решающий аргумент — книгу активно рекомендует в качестве обязательной к прочтению «дедушка» метода «бережливого стартапа» (Lean Startup) в Кремниевой Долине Стив Бланк.
Панкадж Гемават (Pankaj Ghemawat). The New Global Road Map: Enduring Strategies for Turbulent Times
Сейчас много говорится, в том числе с государственных трибун, как российский бизнес может и должен покорять зарубежные рынки. Есть даже — пока немногочисленные — истории успеха, но совсем мало практических инструкций, что делать, куда бежать и у кого просить совета. И предприниматели тоже зачастую действуют наугад, опираясь на свой опыт и чутье. Книга профессора IESE и NYU Stern School of Business Панкаджа Гемавата поможет подойти к процессу системно.
Основной тезис: международная экспансия должна быть дополнением к прочному положению на «домашнем» рынке, а не основой стратегии. При этом автор рекомендует при выходе на внешние рынки фокусироваться на странах, близких с культурной, административно-юридической, географической и/или экономической точек зрения.
Например, эмпирические данные показывают, что общий язык повышает оборот взаимной торговли между странами в 2 раза, общее колониальное прошлое — в 2,5 раза, географическое соседство — в 3 раза (а отсутствие такой близости — сравнимо снижает вероятность успеха). Пример: топ-3 стран зарубежного присутствия для американских компаний — Канада, Великобритания и Мексика, — хотя с точки зрения размера экономик эти страны далеко не лидеры.
Евгений Щепин. «ВкусВилл: Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так»
Рассказ от первого лица об одной из редких историй успеха последних лет на рынке розницы, где, казалось бы, достичь успеха на фоне замедления экономического роста и стагнации потребительского спроса в последние годы невозможно.
Автор очень подробно рассказывает и разбирает (вплоть до конкретных формул) управленческие инструменты, которые позволили «ВкусВиллу» этого успеха достичь, а также те препятствия, которые несколько раз чуть не погубили компанию. Многие вещи поражают воображение — например, беспрецедентный уровень децентрализации в принятии решений и финансовой прозрачности для каждого сотрудника, которые, с другой стороны, и лежат в основе достигнутых результатов.
Игорь Рызов. «Переговоры с монстрами: как договориться с сильными мира сего»
Жесткие переговоры — своего рода национальный вид спорта, которым занимаются по необходимости чуть ли не каждый день. Как шутят предприниматели, «ты получаешь не то, чего заслуживаешь, а то, о чём договоришься».
Книга очень практичная, основанная на личном опыте автора, с большим набором инструментов, которые можно применять «с колёс», и не претендующая на создание «единой теории всего» (чем страдает существенная часть книг российских авторов). На примерах разбирает, почему «наведение страха на оппонента» многими переговорщиками из крупных российских компаний (в терминологии автора — «монстров») — на самом деле, набор тактических приёмов, и даёт конкретные рекомендации и контрприёмы. Конечно, ни одна книга не сделает из вас победителя всех переговоров с поставщиками и чиновниками, но вы сможете видеть, как вами манипулируют, и не попадать в ловушки.
Дмитрий Степанов, Юлия Михальчук. «Ответственность директора перед корпорацией за причиненные ей убытки в судебной практике».
Многие годы вопросы ответственности лиц, входящих в органы управления компании, включая советы директоров, за причинённые ей убытки воспринимались как во многом эфемерные и теоретические.
Ситуация стала меняться с принятием в 2013 г. специального постановления высшего судебного органа, которое привело к взрывному росту количества и размера соответствующих претензий, рассматриваемых российскими судами.
Дмитрий Степанов и Юлия Михальчук в своей книге попытались обобщить судебную практику в этой области, проанализировав примерно 4 тыс. дел, рассмотренных за 2014—2017 гг. на уровне российских арбитражных судов округов и высших судебных инстанций, выведя ключевые принципы для наложения российскими судами взыскания на лиц, которые могли повлиять на причинение убытка компании.
Книга пригодится не только генеральным директорам, но и тем, кто хочет взыскать убытки с недобросовестных контрагентов.
Мортен Хансен. «Мастер своего дела»
Если вы закупили себе в домашнюю библиотеку книгу по тайм-менеджменту, эффективности и рассчитываете, что в наступившем году это обеспечит вам прорыв, то прочитайте еще вот эту небольшую книгу. Возможно, вы захотите дать себе дополнительный выходной и перестанете проводить в выходные рабочие совещания для команды.
Автор провёл анализ взаимосвязи между подходами к работе (управленческими практиками) и результативностью 5 тыс. менеджеров и выявил 7 стратегических приёмов, которые объясняют две трети разницы в результативности (производительности) между разными менеджерами.
Один из выводов: оптимальное время работы — 50 часов в неделю. Если работаете меньше — значит, делаете меньше, чем могли бы; а при работе больше — отдача быстро сходит на нет.
Марина Мелия. «Наши бедные / богатые дети»
Развитие рыночной экономики и рост числа состоятельных семей в стране, как ни странно, привели к тому, что сложностей в воспитании детей стало больше. Воспитательные практики, наработанные обществом ранее, не дают ответов состоятельным родителям, сталкивающимся с новыми проблемами и вопросами, вызванными чрезмерным изобилием и контролем в жизни ребёнка. Как замотивировать ребенка? Где грань между свободой и ответственностью? Как научить правильно относиться к деньгам?
Хотя книга — про детей из состоятельных семей, она будет полезной для любых родителей, которые «уже заработали на хлеб с маслом». Опыт показывает, что деньги зачастую просто кристаллизуют и делают более явными тенденции, которые уже наблюдаются в обществе в целом. Написано легко, живо. Структурировано, большое число примеров.