Грамотный PR поможет любому стартапу повысить узнаваемость, привлечь потенциальных клиентов и улучшить показатели SEO. Не все предприниматели умеют привлечь внимание журналистов и не настроить их против себя. Вот три совета, как построить идеальную стратегию работы со СМИ.
№1
Относитесь к журналисту как к человеку
Как журналист, я понимаю, что заинтересует прессу, а что вызовет лишь раздражение. Предоставьте материал, актуальный и полезный для конкретного издания — и внимание вам обеспечено. Журналистов постоянно приглашают в другие города, на события и презентации продуктов, никак не связанные с темами, о которых они пишут. А журналисты охотно поддерживают контакт с теми пиарщиками, которые не ленятся узнать специализацию конкретного корреспондента. Такие люди никогда не берут быка за рога — они начинают переписку с вежливого знакомства и посылают пресс-релизы, только если уверены, что это интересно именно конкретному журналисту. То есть, надо относиться к представителю прессы как к человеку, а не как к инструменту продвижения.
№2
Не будьте назойливы
У журналистов часто просто нет времени отвечать всем. Если вам не отвечают, это не значит, что ваш продукт плохой. Даже если вы прислали что-то интересное, у сотрудника СМИ могут быть более приоритетные задачи. О вас могли просто забыть среди тысяч писем в день, поэтому не стесняйтесь ненавязчиво напомнить о себе.
№3
Объясните, почему ваша история так важна
В работе над новым материалом я всегда стараюсь привлекать комментарии экспертов — это делает текст интереснее и дает читателю возможность познакомиться с разными точками зрения. Поэтому я постоянно в поиске качественных источников. Иногда я получаю письма примерно такого рода:
Здравствуйте,
Моя компания продает кошачью еду. Можете о нас написать?
С уважением,
М. Лапкина
Корм для кошек не имеет отношения к моим обычным темам, но и такой запрос можно сделать более актуальным. В работе с медиа стоит всегда заранее ответить на все возможные вопросы: кто, что, где, когда — и, самое главное, почему. Скажем, письмо из примера выше можно легко сделать куда более интересным:
Здравствуйте, Арианна!
Мне понравилась ваша последняя статья об удаленной работе. Особенно меня заинтересовал тот факт, что многим «цифровым кочевникам», о которых вы пишете, часто бывает одиноко. Недавнее исследование показало, что 20% «цифровых кочевников» сегодня путешествуют со своими питомцами, и я думаю, что это отличный способ сгладить одиночество в пути.
Я — основатель YOLO Cat Food. Мы лидируем на рынке кошачьей еды для путешественников. Я и сама постоянно нахожусь в дороге — от Тайваня до Рио. Я хотела бы помочь вам с материалом для будущих статей. Вот несколько идей навскидку:
1. Как домашние животные помогают бороться с одиночеством в дороге
2. Животные в офисе: действительно ли они повышают производительность?
3. Бизнес на пляже с котом и ноутбуком
4. Я знаю, что у вас плотный график, но буду рада, если у вас найдется пять минут на этой неделе, чтобы поговорить со мной.
С уважением,
Мария Лапкина
Основатель YOLO Cat Food
(Электронная почта / Телефон / Соцсети / Веб-сайт)
Связав свою тему с тем, что интересно изданию или журналисту, вы куда быстрее привлечете к себе внимание.
Правильное «Почему»
Формируя стратегию продвижения, подумайте о своих целях. Возможно, ваш маркетинговый бюджет можно потратить гораздо эффективнее, чем вы думаете, и вообще не обращаться к прессе. Задайте себе вопрос, почему вы хотите, чтобы СМИ о вас написали.
Правильные ответы:
Мы хотим создать репутацию экспертов в нашей области.
Мы думаем, что пресса поможет нам в диалоге с клиентами.
Мы хотим повысить узнаваемость бренда у конкретной аудитории.
Мы провели расчеты, и получилось, что стоимость приобретения одного клиента соответствует нашему маркетинговому бюджету.
Неправильные ответы:
Это бесплатный способ привлечь клиентов.
Круто было бы попасть в BuzzFeed.
Думать, что освещение в прессе и соцсетях может быть «бесплатным» — самая большая ошибка! Чтобы организовать успешную PR-кампанию, приходится потратить немало времени на составление контактных листов, изучение трендов в новостях и телефонные звонки.