Разобраться • 30 декабря 2023
Итоги 2023 года: что повлияло на российский рынок по мнению Inc.
Итоги 2023 года: что повлияло на российский рынок по мнению Inc.
Текст: Наташа Покровская
2023 год оказался богатым на события, создающие дополнительные риски и сложности в работе предпринимателей, но тем не менее за первое полугодие российский бизнес вырос на 4%. Подводя итоги, Inc. рассказывает о главных трендах и процессах, которые формировали информационное поле, прямо или косвенно влияя на рынок в 2023 году.
Несмотря на санкции, экономический кризис и другие негативные факторы, с которыми бизнесменам приходилось справляться на протяжении всего года, в сфере предпринимательства в России наблюдается положительная динамика. По данным аналитики «Контур.Фокуса», количество индивидуальных предпринимателей к июню 2023 года увеличилось до 4 095 826 (против 3 875 220 в начале года), а юридических лиц — до 3 232 886 (против 3 190 611 в начале года).
Самый большой рост c начала года — на 7,8% — показала отрасль, связанная с почтовой связью и курьерской доставкой. На втором месте — розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, с приростом 7,7%. В некоторых индустриях бизнес-активность, наоборот, снизилась — так, сократилось число юрлиц и ИП, которые занимаются страхованием и деятельностью негосударственных пенсионных фондов (-4,9%), работают на рынке органов государственного управления по обеспечению военной безопасности, обязательному социальному обеспечению (-1,4%), а также в области телерадиовещания (-1%).
Российский рынок тем временем продолжает трансформироваться под влиянием нестабильного и полного вызовов времени, в котором мы живем. Эти изменения сказываются на деятельности бизнеса как позитивно, так и негативно, но адаптироваться к ним приходится всем. Вот краткий обзор факторов, которые, по мнению Inc., сильнее всего повлияли на работу отечественных предпринимателей в 2023 году.
За первое полугодие 2023 года рекламный рынок вырос на 27%, а во втором квартале — на целых 50% (по состоянию на август 2023 года). Один из главных трендов в маркетинге — уход в нативное упоминание (ненавязчивая реклама: упоминание продукта или бренда в статье, которая раскрывает, главным образом, другую тему. — Прим. ред.), спровоцированный изменениями в законодательстве, которые произошли в этом году: весь рекламный контент теперь подлежит обязательной маркировке. Подробнее об этом мы рассказывали тут.
«К сожалению, из-за обтекаемых формулировок нового законодательства осталось непонятным: что конкретно подпадает под действие новых норм, — говорит руководительница коммуникационного агентства Media Angels Юлия Макаревич. — В итоге все упоминания продуктов и компаний ушли в нативный формат, что создает определенные сложности для популяризации бренда».
Такая трансформация рынка способствовала росту внимания к онлайн-площадкам, в особенности — к Telegram, в который многие компании попытались «забрать» свою аудиторию из заблокированной Instagram* (принадлежит Meta, признанной запрещенной организацией на территории России). На фоне вступления в силу штрафов за отсутствие маркировки 2 сентября 2023 года стоимость размещения рекламного контента в телеграм-каналах в сентябре — октябре 2023 года выросла в среднем на 35% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
По данным РБК, за этот период цены поднялись не только в Telegram, но и во всем сегменте интернет-рекламы. Как сообщает издание со ссылкой на основателя рекламного агентства Digital Church Марка Хлуднева, общий рост составил 5–10% (год к году).
По информации, которой поделился с Inc. представитель сервиса «Точка Реклама» Андрей Корыхов, маркетинговые траты в сегменте малого и среднего бизнеса в 2023 году выросли на 25% по сравнению с предыдущим годом. При этом средний чек вырос на 5% (средний клиент из сферы МСБ платит за рекламу 15 тыс. руб.). По оценкам руководительницы направления стратегии и маркетинга агентства Profitator Оксаны Михалко, размещение рекламного контента подорожало примерно на 20% практически на всех площадках.
В связи с массовым уходом международных брендов из России, начавшимся в марте 2022 года, рисками для западных компаний из-за ситуации в мире, которые теперь влечет за собой сотрудничество с российскими партнерами, часть отечественных предпринимателей лишились поставщиков и проверенных годами логистических связей.
В сложившемся положении многие были вынуждены обратиться к китайским поставщикам, так как заказывать материалы, комплектующие и т. п. привычными способами стало проблематично или же вовсе невозможно. При этом насчет качества восточных альтернатив пока что можно поспорить. Подробнее о растущей популярности товаров из Поднебесной и о влиянии этой тенденции на локальный рынок мы писали тут.
По данным ФТС, на азиатские страны в 2023 году приходятся почти 70% товарооборота России.
Одним из самых обсуждаемых бизнес-трендов в 2023 году стало массовое использование нейросетей в работе. По состоянию на ноябрь 2023 года четверть российских компаний внедрили технологии искусственного интеллекта: 24% из 10 тыс. респондентов, опрошенных сервисом «Авито работа» и банком «Точка», заявили, что их компании уже используют ИИ. При этом 49% из них взаимодействуют с «разумными» системами каждый день.
Дмитрий Ивченко,
основатель IT-компании «ТП Лаб»
«Нейросети существенно экономят время и силы специалистов. Это особенно ценно для малого и среднего бизнеса, например, если весь отдел маркетинга состоит лишь из нескольких сотрудников, выполняющих весь огромный объем задач по продвижению и рекламе. Обращение к искусственному интеллекту поможет создать рекламные тексты, изображения и автоматизировать создание промоматериалов. Вся работа, на которую раньше ушло бы несколько рабочих часов или дней, делается буквально за считанные минуты. Скорость работы, делегирование рутинных задач алгоритмам, использование автоматической генерации и облачных сервисов — это тренды текущего года, которые, безусловно, сохранятся в 2024 году».
Массовая популярность искусственного интеллекта началась со знакомого каждому, кто хотя бы немного следит за новостями, чат-бота ChatGPT, который в ноябре 2022 года представил американский разработчик OpenAI. К началу февраля 2023 аудитория бота достигла 100 млн человек.
Появление ChatGPT стало стартом для гонки среди технологических гигантов: Google запустила Bard, а Microsoft — Copliot. В нашей стране аналоги нейросети OpenAI разработали «Яндекс» (YandexGPT) и «Сбер» (GigaChat).
В июле 2023 года безработица в России достигла рекордно низкого уровня, сократившись до 3% (это самый малый процент за период наблюдений с 1991 года). В июне показатель составлял 3,1%, в мае — 3,2%, в апреле — 3,3%, в марте — 3,5%, в феврале — также 3,5%, в январе — 3,6%.
Такая статистика означает сокращение количества людей, ищущих работу, а следовательно — кадровые проблемы для российского бизнеса. Уменьшение числа кандидатов негативно скажется на бюджетах компаний, так как «заинтересовывать» потенциальных сотрудников приходится не только гибкими условиями труда или прогрессивной корпоративной политикой, но и деньгами, — это подтверждает hr-эксперт, основательница «Школы Карьерного Менеджмента» Айгюн Курбанова.
Айгюн Курбанова,
основательница «Школы Карьерного Менеджмента»
«Сейчас на одну вакансию в среднем по всему рынку всего 3,5 резюме. Такой дикий дефицит соискателей означает, что в следующем году будут повышаться заработные платы, потому что других способов переманить необходимые кадры из других компаний у работодателя не остается».
Хуже всего приходится отраслям, в которых требуются люди рабочих профессий, потому что в таких специалистах сильнее, чем в прочих, заинтересован военно-промышленный сектор (ВПК). Там нужны все: от швеи, которая шьет военную форму, до работников заводов. «ВПК „сметает“ линейный персонал с рынка, привлекая людей повышенными окладами, потому что госсектор может позволить себе крупные траты, — объясняет Курбанова. — Все остальные сферы: логистика, стройка, ретейл, и т. д. — от этого страдают». Также сложно найти кадры в медицине и высокоуровневых специалистов в IT.
Еще одним фактором, спровоцировавшим «кадровый голод», стало объявление частичной мобилизации в сентябре 2022 года, которое также усложнило процесс найма сотрудников. Многие мужчины призывного возраста стали вести себя особенно осторожно: кто-то покинул страну, а кто-то просто перестал отвечать, когда на экране высвечивается незнакомый номер, пропуская и звонки рекрутеров. Подробнее о том, как в 2023 году изменился наем, мы рассказывали тут.
Одним из самых весомых событий, которыми завершается 2023 год, стало решение Центрального банка России повысить ключевую ставку до 16% годовых. С сентября 2022 года по конец июля показатель держался на уровне 7,5%, а затем увеличился до 8,5% и продолжил расти: до 12% — в августе, затем до 13% — в сентябре, до 15% — в октябре, а в декабре достиг упомянутого выше значения.
Из-за повышения ключевой ставки увеличивается долговая нагрузка на компании, а в условиях нестабильной экономики растут риски невыплаты займов. Эти факторы вынуждают предпринимателей снижать бизнес-активность. Развитие производств замедляется, и падают реальные доходы населения. Следовательно, у людей нет денег на лишние покупки, что ведет к снижению темпов продаж.
Сильнее всего от высокой ставки пострадает рынок недвижимости: меры, принятые Центробанком, приведут к ужесточению условий ипотек и закономерному снижению спроса на жилье.
Сергей Дзерко,
частный инвестор, сооснователь маркетингового агентства Prostor Agency Group, совладелец сервисного центра 007МАСТЕР.РУ, провайдера proxy.house и сервиса интернет-маркетинга SEOLINK
«Кредиты стали дороже. С повышением ключевой ставки банки соразмерно увеличивают проценты за использование кредитных денег, чтобы компенсировать увеличение риска. Это может привести к замедлению экономического роста, поскольку предприятия и потребители будут менее активными в своих финансовых операциях. В целом, повышение ключевой ставки до 16% может вызвать значительные изменения, включая спад инвестиций и увеличение уровня безработицы. Однако это бывает просто необходимо для стабилизации инфляции и восстановления доверия к экономике».