Разобраться • 11 мая 2023
Старое лучше нового: как рынок автомобильных услуг в России вырос на 82 млрд руб. после введения санкций
Старое лучше нового: как рынок автомобильных услуг в России вырос на 82 млрд руб. после введения санкций
Текст: Павел Григорьев
Фото: Getty Images
В 2022 году российские автосервисы и продавцы запчастей заработали 500,6 млрд руб., узнал Inc. после анализа 10 906 юрлиц. Это на 20% больше, чем в 2021 году. Совокупная чистая прибыль увеличилась на 70%, больше всего — у розничных магазинов. Стоимость запчастей выросла в среднем на треть, сделав этот бизнес более маржинальным. Эксперты и игроки рынка связывают тренд с перестройкой логистических цепочек, вызванной западными санкциями, из-за которых прекратились официальные поставки почти всех иностранных марок в РФ.
Китайские автомобили в ближайшее время не покроют весь спрос, говорят эксперты, а объемы серого импорта пока мизерны в масштабах страны. Поэтому россияне в ближайшие три-пять лет продолжат ездить на стареющих иномарках, требующих всё больше внимания к себе. Эксперты утверждают, что это удачное время для тех, кто собираются открыть новый бизнес или диверсифицировать действующий. Тем не менее не все предприниматели разделяют оптимизм аналитиков. О том, как в тяжелые времена найти точки роста, — в исследовании Inc.
Inc. составил выборку из 10 906 российских компаний, которые занимаются техобслуживанием и продажей запчастей. Для этого мы задали условия фильтрации в базах «СПАРК» и «Контур.Фокус».
Условия фильтрации:
Для каждой фирмы мы запросили данные по выручке, себестоимости продаж и чистой прибыли за 2020, 2021 и 2022 гг., выгрузили их в Exel и проанализировали динамику встроенными инструментами.
Из них:
автосервисы (ОКВЭД 45.2) — 4 824 юрлиц, оптовые магазины запчастей (ОКВЭД 45.31) — 4 605 юрлиц, розничные (ОКВЭД 45.32) — 1 477 юрлиц.
Выручка 10,9 тыс. юрлиц в 2021 году составила 418,3 млрд руб. В 2022 году эти же фирмы заработали 500,6 млрд руб., что на 20% больше позапрошлого года. Тренд роста наблюдается третий год: в 2020 году они выручили 298,7 млрд руб.
Растет и чистая прибыль. В 2020 году исследованные фирмы получили «чистыми» 11,9 млрд руб., а в 2021-м — уже 18,9 млрд руб. По итогам 2022 года тренд сохранился: совокупная чистая прибыль выросла на 31% год к году — до 24,7 млрд руб.
2020 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|
Оптовая торговля автозапчастями, выручка | 200,8 млрд руб. | 293,0 млрд руб. | 363,3 млрд руб. |
Оптовая торговля автозапчастями, чистая прибыль | 6,2 млрд руб. | 11,6 млрд руб. | 14,2 млрд руб. |
Розничная торговля автозапчастями, выручка | 29,7 млрд руб. | 33,9 млрд руб. | 41,2 млрд руб. |
Розничная торговля автозапчастями, чистая прибыль | 1,4 млрд руб. | 1,7 млрд руб. | 2,8 млрд руб. |
Услуги автосервисов, выручка | 68,3 млрд руб. | 91,4 млрд руб. | 96,1 млрд руб. |
Услуги автосервисов, чистая прибыль | 4,3 млрд руб. | 5,6 млрд руб. | 7,7 млрд руб. |
Не все автомагазины и сервисы, фактически занимающиеся оптовой и розничной торговлей запчастями, а также ремонтом, используют перечисленные выше коды ОКВЭД. Поэтому в выборку не попали некоторые крупные игроки, например компания «Авторусь». Ее основной вид деятельности — «торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах». Выручка и чистая прибыль основного юрлица компании — «Авторусь Ритейл» — также выросла. Если первый показатель изменился незначительно, то прибыль выросла почти вдвое. В 2021 году она составила 735 млн руб., в 2022-м — 1,24 млрд руб.
Погрешности выборки Inc. также обусловлены тем, что некоторые дилерские центры ставят своим основным видом деятельности «торговлю автозапчастями» и в подсчеты мог попасть небольшой процент доходов и от продаж автомобилей. Тем не менее выводы исследования и выявленные тренды верно отражают состояние рынка, заверяют эксперты — владельцы автосервисов и автомагазинов и специалист по статистике авторынка.
Цивилизованный рынок рос в предыдущие годы и будет расти дальше, говорит руководитель статистического агентства «Автомаркетолог» Олег Мосеев. «Причины роста выручки и прибыли автомагазинов и СТО в том, что произошел рост стоимости запасных частей и, соответственно, увеличилась их маржинальность в натуральном выражении, — рассказал Мосеев. — Рост стоимости запасных частей, в свою очередь, обусловлен ограничениями в автоотрасли, которые возникли из-за санкций».
С ним согласен вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. «Автомаркет будет расти, — говорит он. — Это в целом понимают плюс-минус все, потому что мы в последнее время видим появление крупных сетевых игроков. Они вкладываются в масштабирование, цифровизацию, технологии. В целом, меняются лицо и внутренние процессы этого бизнеса».
Эксперты отрасли заявляют о росте цен на услуги и запчасти примерно на 30%. Это хорошее время для инвесторов, но нужно быть осторожными, предостерегают они. Существуют подводные камни, и можно потерять десятки миллионов, столкнувшись с ними, потому что для захода в нишу нужны крупные инвестиции.
Лучше всего чувствуют себя магазины, торгующие автозапчастями в розницу. Об этом свидетельствует рост маржи, рассчитанной как разница между выручкой и переменной себестоимостью.
Для розничных магазинов маржинальность выросла до 18% в 2022 году, по сравнению с 14% в 2021-м. Этот показатель отражает, сколько бизнес зарабатывает. Иногда, несмотря на рост выручки, маржа падает, и это говорит об уменьшении экономической выгоды от деятельности.
Одновременно чистая прибыль этих компаний выросла на рекордные 71% и составила 2,83 млрд руб. (1,66 млрд руб. годом ранее).
Совокупная выручка у 1 477 магазинов составила 41,2 млрд руб. (33,9 млрд руб. в 2021-м). В наши подсчеты вошли как офлайн-, так и онлайн-магазины, поскольку этот ОКВЭД охватывает и онлайн-продажи.
Ранее темпы роста были значительно меньше. В 2021 году розничные продавцы запчастей получили только на 20% больше чистой прибыли, чем в 2020-м.
У оптовой торговли хоть и выше абсолютные показатели (в том числе за счет большего числа фирм в выборке), но темпы роста с 2021 года, наоборот, снизились. Тогда они получили на 88% больше чистой прибыли, чем в 2020-м, а в 2022-м чистая прибыль увеличилась лишь на 22%.
По словам вице-президента НАС Антона Шапарина, есть несколько тенденций, которые влияют на рост показателей.
«В первую очередь, многие магазины — и розничное, и оптовое звено — в условиях неопределенности после 24 февраля и обеспечили тот рост стоимости запчастей, который увидел потребитель, — объясняет эксперт. — Поначалу это не было связано с объективными факторами: просто кому-то хотелось запасов денег — много и сейчас. Поэтому некоторые выставляли повышенные цены на закупленные еще по старым ценам запчасти».
Вторым фактором Шапарин называет «период безвременья» — когда бизнесмены вообще не понимали, что будет дальше, как выстроить отношения с поставщиками. В этот период цены выросли уже по объективным причинам.
Третий фактор — изменение номенклатуры запчастей. После начала «спецоперации» клиенты увидели в продаже многие марки, модели запчастей, которых до этого в России не было вообще никогда, рассказывает глава НАС. Часто они стоят дороже, чем аналогичные привычные запчасти раньше.
«Ценники на такие запчасти играют вверх-вниз, потому что, если потребитель не знает, сколько они должны стоить, продавцы выставляют цену исходя из собственных „представлений о прекрасном“. Так что люди будут покупать масло „Танэко“, резину „Хайфлай“ за предложенную цену, не понимая, что именно они покупают, — не зная, какая история и какой путь у этого товара», — объясняет эксперт.
Четвертый фактор, по словам Шапарина, — спрос. По данным «Автостата», средний возраст легковых автомобилей в России составляет 14 лет. Стареющие иномарки требуют к себе больше внимания, и люди вынуждены будут искать новые комплектующие на замену.
«Стареющий парк автомобилей надо обслуживать. Поэтому у магазинов запчастей очереди», — объясняет Шапарин.
После февраля 2022 года самим продавцам пришлось нелегко, но они быстро справились. Например, до того как ввели санкции, владелец петербургского магазина запчастей для большегрузов Кирилл А. работал с привычным кругом поставщиков. Но налаженная логистическая цепочка прервалась и пришлось быстро перестраивать работу. Это даже пошло на пользу бизнесу: предпринимателю удалось найти больше поставщиков и по гораздо более выгодным ценам.
«Когда все идет по накатанной, ты не суетишься. А когда тебя застают врасплох — начинаешь искать новые варианты. Сроки поставок увеличились, потому что пришлось задействовать третьи страны, но условия стали выгоднее. Мы нашли для себя плюсы», — говорит собеседник Inc.
Нынешний кризис научил бизнес делать запасы. «Если раньше мы могли себе позволить закупать по нескольку деталей одного артикула, то сейчас держим на складе десяток-другой, — делится предприниматель. — Тем самым мы обеспечиваем нужный временной интервал для сохранения темпов поставок и продаж».
Владелец петербургского магазина автозапчастей Кирилл А. утверждает, что комплектующие стали дороже для его клиентов — торговых сетей, оперирующих лизинговым парком, — минимум на 30%. Это показатели не только его магазина, но и в целом рынка Санкт-Петербурга и Ленобласти. Товары, которые полностью подпали под санкции (например электроника) стали стоить несоизмеримо дороже: цены на них поднялись на 300-400%.
«Если раньше мы продавали какие-то изделия, условно, за 1 тыс. руб., то теперь для конечного потребителя они стали стоить 20 тыс. руб. из-за сложностей с доставкой», — говорит предприниматель. При этом цена на другие запчасти, которые стали ввозить не из Японии, а с китайского завода, стала ниже, чем была до «спецоперации». Поэтому для конечного потребителя они оказались даже дешевле. Уровень повышения цен примерно одинаков как для коммерческого транспорта, так и для легковушек.
Владелец независимого СТО «Триада-сервис» в Москве Юрий Багдасаров сходится в оценках повышения стоимости с петербургским бизнесменом. По его словам, в среднем цены на автозапчасти выросли на 30%.
«На начальных этапах, после введения санкций, существовала неопределенность на рынке. Никто не понимал, что будет дальше, удастся ли наладить процессы. Поэтому продавцы вынуждены были ставить высокую отпускную цену на те детали, которые уже находились на их складах», — объясняет эксперт.
Основатель «Автомаркетолога» Олег Мосеев оценивает общий уровень роста цен на запасные части в среднем на 40% по стране. Это во многом повлияло на маржинальность бизнеса.
По расчетам Inc., уровень маржинальности меняется в зависимости от региона, в котором работает магазин. Лучше всех сыграли на повышенных ценах розничные продавцы из Краснодарского края. Зарегистрированные в этом регионе предприятия за 2022 год сформировали положительный разрыв между себестоимостью и выручкой в 31%. Маржинальность выросла втрое: в 2021 году она равнялась 11%.
При этом столичная розница «проиграла» Подмосковью. Московские магазины нарастили маржинальность незначительно — с 7,61% до 11,41%. Показатели вернулись к доковидным временам: в 2020 году маржинальность московских ретейлеров равнялась 11,2%. В Подмосковье маржинальность выше, чем в Москве, но остается практически неизменной из года в год: в 2021-м она составила 20,72%, в 2022-м — 20,08%.
В некоторых регионах продавцы запчастей, наоборот, столкнулись с ростом расходов и повышением себестоимости. Они не смогли извлечь выгоду на том же уровне, что и до «спецоперации». Так произошло, например, в республике Коми: там маржинальность этого вида предпринимательства упала с 18,4% в 2021 году до 10,5% в 2022-м.
Тренд на снижение эффективности этого вида бизнеса наметился и в Оренбургской области: в 2020-м магазины региона достигли самой высокой маржинальности — 44%. В 2021-м она упала до 20%, а к 2022-му восстановилась только на 26%, при сохраняющемся росте себестоимости и выручки.
Детали и компоненты стали завозить в Россию параллельным импортом, но тут есть риски: бизнесу, занимающемуся ввозом деталей, приходится держать ухо востро. «Под „параллельный импорт“ сейчас ударными темпами мимикрирует всё контрафактное, что годами попадало на наш рынок», — говорит Антон Шапарин.
«На самом деле масштабы проблемы не так велики, — уверен руководитель „Автомаркетолога“ Олег Мосеев. — Действительно, на рынке есть определенный процент компонентов из Китая, маскирующихся под оригинальные запчасти, в том числе люксовых брендов. И маскирующихся хорошо — без экспертизы сложно отличить». Но такое было всегда, продолжает эксперт. Если клиент обратится к крупным сетям, торгующим запчастями годами, то вероятность нарваться на контрафакт ниже.
«Для тех, кто торгует запчастями, очень важна проверка качества товаров, потому что это их доходы. Они понимают, что, купив однажды контрафактную запчасть, клиент к ним больше не вернется, — объясняет Мосеев. — Это понимают и маркетплейсы, вроде Ozon и „СберМегамаркета“, которые запустили разделы с запчастями и теперь озабочены вопросами проверки их качества». У «старичков», онлайн-магазинов запчастей (например, Exist, Zzap и Emex) такие службы давно есть. Сейчас их могут вытеснить маркетплейсы, которые находятся в более выгодном положении, утверждает Мосеев.
«„Старички“ сейчас под угрозой. У них это направление бизнеса — единственное: они сильно зависимы от него, хотя и наработали давно и базу, и систему проверки качества, — рассуждает эксперт. — Тем не менее онлайн-магазины могут вскоре отнять у них долю рынка, как в свое время супермаркеты задавили магазины у дома советского формата. Если ты зашел на маркетплейс купить посуду и обувь и тебе при этом нужны тормозные колодки, ты, скорее всего, закажешь их там же, а не полезешь на сайт профильного магазина запчастей, просто потому что это неудобно».
Когда оригинальных запчастей практически не осталось, пришлось искать замену, говорит Юрий Багдасаров, владелец «Триады-сервиса». В первую очередь это коснулось немецких автомобилей. «Сейчас для немцев почти всё, что проходит как „оригинал“, на самом деле китайская замена непригодного качества, — предостерегает он. — Поэтому, если на складах у компаний остается какая-то качественная замена, пусть даже не оригинал, они будут продавать ее дороже „оригинала“, который на самом деле контрафакт».
Засилье контрафакта в случае с европейскими марками происходит, потому что везти что-либо из Европы сложно, отмечает Юрий Багдасаров. Это чревато серьезными последствиями для автомобилей и водителей. В то же время, отмечает он, с корейскими и японскими запчастями таких сложностей нет.
Ремонтные мастерские росли по выручке в 2022 году медленнее, чем остальные участники исследования. На графике видно, что их выручка, подскочившая в 2021 году с 68 млрд до 91,3 млрд руб., замедлила темпы роста. Их доходы в 2022 году составили 96,1 млрд руб.
Зато маржинальность и чистая прибыль автомастерских составляет бóльший процент от оборотов, чем у других ОКВЭД, попавших в сравнение. Маржинальность СТО по итогам прошлого года находится на уровне 23% — это на 3 п. п. больше, чем в 2021 году, при этом чистая прибыль растет стабильно на 30% год от года. В 2021 году она составила 5,63 млрд руб. (+31% к 2020 г.), в 2022-м — 7,72 млрд руб. (+37% к 2021 г.).
Картину дополняет тот факт, что в этом сегменте работают в огромном количестве «кустарные» автосервисы, которые не зарегистрированы как ИП или хотя бы как самозанятые и не оснащены кассовым оборудованием. Это формирует большой пласт неучтенной наличности и создает риски для клиентов. «Гаражи» за качество работ ответственности не несут: в суд на них не подашь, говорят Мосеев и Шапарин.
В нынешних условиях наметилось две тенденции. С одной стороны, «гаражные сервисы» получили второе дыхание за счет стремления людей сэкономить. С другой, в последнее десятилетие наметился тренд на обеление бизнеса и уменьшение количества «гаражных мастерских»: механики из гаражей стали регистрировать свои ООО и ИП.
«Существенная часть рынка — это гаражи, автосервисы, которые работают полулегально, с неучтенной наличкой, с отсутствием ответственности за качество ремонта, и так далее, — говорит Олег Мосеев. — Но их становится меньше. Кто-то закрывается, потому что невозможно так работать. Кто-то берет франшизу крупных сетей, кто-то просто обеляется — понимает, что если это бизнес вдолгую, то выстраивать отношения с клиентом возможно не только потому, что у тебя есть механик — золотые руки, но и потому, что ты работаешь законно».
Стали обращать внимание на сервисный сегмент и автосалоны. «Дилеры, для которых техобслуживание всегда формировало значимую долю дохода, в условиях, когда продажи всех автомобилей упали и уменьшился поток гарантийных машин, переключились на этот вид деятельности, — заметил Мосеев. — Но столкнулись с проблемой: у большинства из них нет „френдли-клиент“ сайтов, нет понятных прайс-листов на услуги, а есть только окошко „оставьте заявку, мы вам перезвоним“. А клиенту нужно знать цену здесь и сейчас, так как люди стали тщательно считать деньги в условиях кризиса. Это тоже очень влияет на потребительский выбор».
При этом владельцы СТО заявляют о росте стремления клиентов сэкономить и утверждают, что их покупательская способность падает. Следовательно, какой-то процент автолюбителей предпочтут поехать в гараж, как это было в 90-е гг., поскольку не в состоянии будут оплатить 30–40 тыс. руб. за работы по техобслуживанию.
Владелец автосервиса «Триада-сервис» Юрий Багдасаров не видит тенденции к улучшению финансового состояния потребителей в перспективе трех-пяти лет.
«Ко мне сейчас приходят 95% клиентов с главным вопросом: как бы обслужить машину так, чтобы побольше сэкономить», — отмечает он.
«У легальных сервисов растет средний чек, растет стоимость работ, — говорит Антон Шапарин. — Потому что многие из них не выдерживают конкуренцию с „гаражными“ сервисами и вынуждены таким образом повышать маржинальность, пусть и ценой снижения количества клиентов. А люди всё равно приезжают, потому что у них нет других вариантов, — с подводной лодки деться некуда».
Цены на свои услуги легальные независимые СТО выставляют исходя из собственных представлений и стоимости нормо-часа, которую тоже определяют сами. В результате стоимость одних и тех же работ может различаться в несколько раз.
Inc. поговорил с несколькими пунктами техобслуживания в Москве. Волатильность цен не зависит ни от района, ни от модели авто. Например, в независимом СТО на окраине столицы FoxBox стоимость замены ремня газораспределительного механизма (ГРМ) на седан Ford составляет 16,5 тыс. руб., тогда как клубный сервис в центре, занимающийся только этой маркой, возьмет за ту же работу 5,7 тыс. руб.
Стоимость ремонта автомобилей в России по итогам первого полугодия 2023 года вырастет на 14%. Эти прогнозы озвучивал сооснователь сети автосервисов Fit Service Данил Соловьев.
«Многие автосервисы тянули и весь прошлый год не повышали стоимость услуг, но есть объективные причины, почему это нужно сделать, — отметил Соловьев. — Почти 40% затрат в автосервисе — это фонд оплаты труда, а сотрудники находятся в такой же ситуации, как и любой житель страны, у которых выросли расходы». Поэтому, по его словам, надо повышать зарплаты.
Кроме того, подорожали расходные материалы, оборудование, увеличились налоги». «Все это отразится на стоимости услуг, и по итогам первого полугодия 2023 года я прогнозирую их рост на 12–14%», — заключил Соловьев.
По прогнозам «Автомаркетолога», в 2023-м году в России будет продано около 800 тыс. новых легковых машин. «Из них 40% — это российские бренды, 10% — параллельный импорт, и остальные 50% почти целиком заполнены китайскими моделями», — утверждает Мосеев. Это почти вдвое меньше, чем в 2021-м году, но больше, чем в прошлом. В 2022-м, говорит Мосеев, продажи были чуть больше 600 тыс. автомобилей.
На китайские машины рано или поздно пересядут все, кто имеет возможность покупать новые автомобили, — в этом сходятся все опрошенные нами специалисты. Но пока они не покрывают всей потребности, да и у россиян пока сохраняется предубеждение касательно китайских брендов.
В прошлом году впервые общее количество машин на дорогах страны не увеличилось, а убыло на 2%, напоминает Мосеев. Уменьшение количества новых машин автоматически переключает потребности автовладельцев на обслуживание старых. А для их обслуживания нужны детали, желательно оригиналы или качественные замены с допуском, которых теперь на российском рынке тоже стало меньше. И автосервисы, где эти детали будут ставить квалифицированные механики.
На первый взгляд, это удачное время для бизнесменов, серийных предпринимателей или инвесторов, желающих диверсифицировать свой бизнес. Но есть подводные камни. Сложности, говорит Мосеев, заключаются в том числе в необходимости прямого контакта с конечным потребителем, если мы говорим об СТО или розничном магазине. Заходить в эту нишу надо с большими деньгами, потому что единичные проекты больших доходов не принесут.
«Если ты сам делаешь этот бизнес, если это будет единственная точка, ожидать каких-то значимых сумм доходов бессмысленно, — считает Мосеев. — Но, например, в случае с СТО, если ты играешь в длинную, то перспективы есть. Важно понимать, что для больших оборотов надо создавать какую-то небольшую сетку либо идти по пути франшизы и присоединяться к крупным игрокам вроде FitServise, „Вилгуд“, EuroRepair и остальных».
Если говорить про розничную продажу запчастей для легкового транспорта, то в выигрыше те, у кого эти самые запчасти есть в наличии или налажены регулярные каналы поставок, уточняет Мосеев. К тому же новичкам придется заочно конкурировать с гигантами, давно работающими на рынке, и заодно — с «неавтомобильными» маркетплейсами: Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркетом», которые тоже начали продавать запчасти.
Похожей точки зрения придерживается и Шапарин. Экспансия непрофильных маркетплейсов в онлайн-торговлю запчастями неминуема. «По моим представлениям, будут расти автомобильные разделы маркетплейсов — Ozon и Wildberries. Они „съедят“ игроков вроде Emex и, в меньшей степени, Zzap, — считает Шапарин. — Маркетплейсы имеют преимущество в виде большой сети пунктов выдачи, развитой курьерской службы, они начинают „прикручивать“ к своим сайтам внятные каталоги запчастей, и мне видится, что старые игроки останутся актуальны в первую очередь для тех, кому нужна помощь в подборе запчастей по модели авто».
По словам владельца петербургского магазина автозапчастей Кирилла А., параллельный импорт сейчас перевозит значительную долю контрафакта, потому что больше некому отслеживать оригинальность запчастей, а раньше за это отвечали производители. Стоит также учитывать, что те же маркетплейсы — всего лишь посредники, перевозчики, и не несут ответственность ни за качество, ни за оригинальность комплектующих.
Предприниматель считает, что пока потребители комтранса не понимают, какие машины покупать, так как на рынке нет желаемых автомобилей за приемлемые деньги. Но со временем они продолжат обновлять автопарк, как это делали и до санкций. Это будут в основном китайские бренды, у которых не будет проблем с запчастями.
Поэтому в текущих условиях заходить именно в сегмент продажи грузовых запчастей не имеет смысла, утверждает собеседник Inc. Затраты на запуск бизнеса составят минимум 50 млн руб., а отдачи можно не дождаться.
«Думаю, что это застой на полгода-год, и начнется закупка новых марок автомобилей крупными игроками. Мы с 2009 года на рынке, пережили не один кризис. И я тоже раньше думал, что новые машины покупать не будут, но их покупают, — объясняет петербургский предприниматель. — Подержанные машины будут распродаваться по частным лицам, уходить из крупных городов в регионы. Ничего не поменяется. Это, скорее, удачное время для б/у запчастей — рынок разборок увеличился на 20%. Это как раз те самые 20%, которые не закрылись параллельным импортом».
Владелец «Триады-сервиса» Юрий Багдасаров согласен с тем, что в стране становится больше возрастных машин, однако это не значит, что наступили хорошие времена для владельцев автосервисов: «Ремонт и обслуживание машин зависит не от желания человека это делать, а от количества денег у него в кармане. Понятно, что любой нормальный автовладелец хочет ездить, возить свою семью на исправных, надежных машинах. Но, если у клиента, условно, стоит выбор, платить за еду и коммуналку в конце месяца или обслуживать автомобиль, наверное, он в первую очередь закроет более насущные потребности».
По словам Олега Мосеева, «не всё безнадежно»: целеустремленные и профессиональные люди, которые не боятся неудач, всегда найдут возможности — на любом рынке и в любом кризисе.
«Это очень сложный вопрос. Перспективы точно есть, потому что рынок всё-таки будет обеляться. С другой стороны, это непростой бизнес с точки зрения организации. Мне доводилось заниматься и торговлей, и строительным бизнесом, и IT. Могу сказать, что автомобильный бизнес — один из самых сложных», — заключает эксперт.
Норма времени, которая требуется на выполнение определенной услуги по ремонту автомобиля.
Диапазон технических характеристик для запасных частей, применимых к конкретной модели автомобиля.