С инвестора по нитке: нестандартные способы финансирования стартапа

С инвестора по нитке: нестандартные способы финансирования стартапа
Изображение: The Accountant

Большая часть молодых бизнесов терпит неудачи. На то есть разные причины, и финансовые трудности среди них занимают второе место по распространенности. Для решения проблем с «кэшем» предприниматели могут обратиться к банковским кредитам, фондам венчурного финансирования, бизнес-ангелам, займам у знакомых, в конце концов. Однако у каждого так называемого «традиционного» способа финансирования есть свои ограничения: для получения кредита нужен залог или гарантии, венчурные фонды сейчас неохотно вкладывают в компании на раннем этапе развития, активность в среде российских бизнес-ангелов довольно низкая, а последствия займов у физлиц непредсказуемы. Краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг и другие альтернативные способы финансирования спасут молодую компанию от нехватки средств. Вот какие достоинства и недостатки есть у каждого из них.


Краудфандинг и краудинвестинг


Эти два термина похожи по звучанию, и в их основе лежит схожий механизм. Это способы централизованного привлечения средств от группы не связанных между собой лиц. Однако между этими понятиями все же есть различия.

В случае краудфандинга инвесторы, как правило, не рассчитывают на дивиденды в денежной форме — они не становятся акционерами. Бывают и исключения: финтех-сервис Revolut в прошлом году объявил краудфандинговую кампанию с наградами в виде акций стартапа.

Сбор денег стартапы проводят самостоятельно либо на специальных платформах — например на международных Kickstarter и Indiegogo или российских Boomstarter и Planeta.ru. За свои вложения инвесторы получают взамен либо материальное поощрение — например гаджет, производство которого они профинансировали, — либо нематериальное — эксклюзивную встречу с командой стартапа.

Главное отличие краудинвестинга от краудфандинга — в первом случае предусмотрено долевое участие инвесторов. Они становятся акционерами компании или совладельцами какого-то объекта, например офисного центра. Вместе с основателями они делят риски и будущую прибыль. Еще одно отличие — размер привлекаемых инвестиций. Средний размер собранных средств у проектов на одной из крупнейших российских краудфандинговых платформ Boomstarter в 2017 году составлял 330 тыс. рублей, а краудинвестинговые кампании в то же время собирали по $85,5 тыс. Для привлечения финансирования в формате краудинвестинга также есть специализированные платформы — зарубежные AngelList и CrowdCube и российские, например StartTrack.


Плюсы

Деньги есть. Оба метода финансирования становятся все популярнее у российских инвесторов. Общий объем сборов увеличивается на 200% в год. Краудинвестингу в России предрекают рост в ближайшее 5-летие.

Независимость от инвесторов. При сборе денег краудфандингом основателям не приходится ни с кем делить свой стартап. Инвесторы в этой модели рассчитывают на отдачу от своих вложений, но, по словам генерального директора Planeta.ru Федора Мурачковскиго, их интерес в основном нематериальный. Чаще всего люди искренне хотят поддержать проект или своих кумиров.


Минусы

Не так просто. Большей части проектов не удается собрать необходимые средства с помощью краудфандинга. На этом рынке конкуренция за капитал высока и без инвестиций в маркетинг и PR добыть деньги не так просто.

Риски и ограничения. Краудинвестинг не подойдет для предпринимателей, которые опасаются отдавать долю незнакомым инвесторам. Еще один минус — ограниченный круг сфер для финансирования. По данным одной из краудинвестинговых площадок, только 8,5% профинансированных за 2 года проектов пришлось на ИТ-сферу.


Для кого подойдет

Краудфандинг — хороший инструмент для производителей технологических гаджетов на массовый рынок. Это подтверждают примеры успешных кампаний прошлого года. В России краудфандинг помог в реализации крупных творческих проектов — в экранизации романа «Empire V» например. Таким образом, краудфандинг подходит для технологических, культурных и социальных проектов.

Краудинвестинг подходит для финансирования крупных проектов, но при условии, что основатель не боится иметь дело с широким кругом инвесторов.


Краудлендинг


Еще один вид финансирования, при котором деньги привлекаются централизованно от нескольких инвесторов сразу, — краудлендинг. В такой модели деньги поступают получателю в качестве займа. Сбор средств также ведут специализированные платформы. Вкладчикам они предлагают доходность до 30%. У краудлендинга две разновидности — P2P и P2B (Peer-to-peer и Peer-to-business). В первом случае займы выдают физлицам, во втором — компаниям.


Плюсы

Нет бюрократии. Краудлендинг исключает участие банков, а вместе с ними и долгую процедуру скоринга и одобрения выдачи кредита.

Есть предложение. Эксперты отмечают, что россияне между краудинвестингом и краудлендингом отдают предпочтение второму варианту финансирования.


Минусы

Кредитные обязательства. В этом году с компании, которая привлекла деньги через краудлендинг в России, впервые взыскали деньги инвесторов. Этот случай подтвердил, что коллективный займ — это в первую очередь кредит со всеми вытекающими. Инвесторы не войдут в положение и не будут готовы ждать, если у стартапа возникнут финансовые трудности.

Ограничения. Краудлендинг не подойдет для стартапов, у которых еще нет юридического лица. Для привлечения средств таким способом основателям придется обращаться к P2P-кредитованию для физлиц.


Для кого подойдет

Краудлендинг может быть полезен для компаний, которые имеют стабильный денежный поток, но нуждаются в капитальных вложениях.


Кредитование под криптоактивы


В этом случае активы компании используются в качестве обеспечения для получения кредита. Обычно к такому способу финансирования прибегают компании, которые нуждаются в увеличении оборотного капитала. Для обеспечения подходит недвижимость, оборудование и даже дебиторская задолженность.

Однако не у всех предприятий есть привычные для кредитных организаций активы. Решением для держателей биткоинов и эфира становится кредитование под залог криптоактивов. Этот рынок оценивается в $30 млрд. Как и в случае с предыдущими методами, сбор средств осуществляется с помощью специализированной блокчейн-платформы. Кредит на ней выдается в фиатных деньгах, а залогом служат криптовалюты или майнинговое оборудование. До выплаты кредита криптоактивы заемщика находятся на «холодных кошельках» — это гарантирует безопасность залога.


Плюсы

Доступ к «кэшу». Предприниматели, занимающиеся криптобизнесом, вынуждены продавать свои биткоины, чтобы поддерживать операционную деятельность — оплачивать аренду офиса, работу сотрудников, покупку нового оборудования. Кредитование под криптоактивы позволяет сохранить криптовалюту и получить фиатные деньги.

Без проволочек. Вместо банковской процедуры скоринга блокчейн-платформа использует автоматизированный расчет максимально доступной суммы кредита. Заемщику остается только получить фиатные деньги.


Минусы

Нужна крипта. Логика простая: не имея криптовалюты, кредит под нее не получить.


Для кого подойдет

Кредитование под криптоактивы подойдет бизнесу, получающему доход в криптовалюте, — финтех-стартапам, криптобиржам, майнерам.


Поиск кофаундера


Если у основателя стартапа есть трудности с финансированием, еще одним возможным решением для него может стать поиск сильного кофаундера. Для этого также существуют специальные платформы и сообщества — CoFoundersLab и Founder2be.com за рубежом и российский Cofoundit. Они позволяют презентовать свой стартап и задавать критерии для поиска сооснователя.


Плюсы

Два в одном. В лице кофаундера можно найти не только источник финансирования, но и ценного сотрудника. Сооснователь заинтересован в успехе предприятия, поэтому можно рассчитывать на его активное участие в жизни проекта.

Без посредников. В отличие от краудфандинговой модели, здесь нет третьей стороны, которая требует комиссию.


Минусы

Риск ошибиться. Компания Snap, владеющая мессенджером Snapchat, недавно пережила корпоративный конфликт. По некоторым данным, два сооснователя сговорились обманом забрать долю у третьего. Этот случай подтверждает, что такое может произойти даже с давними знакомыми, а привлечение стороннего кофаундера в теории увеличивает риск подобного сценария. Особенно если стартап «выстрелит».

Размывание доли. Партнер, который вкладывает свои деньги и усилия в стартап, рассчитывает на долю в нем. Здесь возникает неоднозначный вопрос дробления долей, предварительной оценки стартапа и частичной потери контроля над ним, что потенциально ведет к тем самым корпоративным конфликтам.


Для кого подойдет

Для стартапа, которому помимо финансирования не хватает еще и «рабочих рук». Его основатель при этом должен четко понимать последствия привлечения кофаундера и уметь грамотно оценить вклад партнера и стоимость своей компании.