Яхтинг на глазах становится модным хобби продвинутых городских жителей и перестает быть закрытой спортивной тусовкой и видом отдыха элиты. Все благодаря школам управления судами, открывшимся в последние годы даже в далеких от моря городах (например, в Москве яхтсмены каждый день тренируются на Пироговском водохранилище). Больше всего школы зарабатывают на путешествиях за рубеж, — а для клиентов они выходят не намного дороже, чем «сухопутный» отпуск в Европе. В этот бизнес заходят все новые предприниматели — уже не бывшие спортсмены или моряки, а, например, маркетологи. Они вдохнули в рынок новую жизнь: издают журналы и выпускают мобильные приложения, чтобы расширять базу клиентов. Начать такой бизнес, на первый взгляд, не очень сложно: если нанять грамотных инструкторов и все просчитать, яхт-школу можно вывести на окупаемость через 2-3 года. Inc. поговорил с пятью предпринимателями из разных городов России и узнал, как заработать на собственной школе яхтинга и не оказаться на мели.
«Путешествия на яхтах сегодня пользуются все большим и большим спросом — выпускники разных школ, чтобы поддерживать свою практику, берут яхту в чартер, дают объявление в Facebook, делят расходы и вовлекают в яхтинг новых людей, поэтому рынок перенасыщается предложениями частных путешествий», — рассказал в интервью Inc. основатель школы Sailing Time Глеб Семеренко. Еще можно заработать на курсах по управлению яхтой и «домашних» тренировках — например на Пироговском водохранилище в Москве (там работают инструкторы школ «Сила ветра» или «12 узлов»).
Конкуренция между школами яхтинга обостряется, заходить на этот рынок все сложнее: во-первых, потому что завоевать доверие клиентов новому бренду трудно, когда есть достаточно известные школы. К тому же, после кризиса маржинальность этого бизнеса сократилась из-за обвала рубля, предупреждает Семеренко: стоимость выезда за рубеж на недельное обучение яхтингу осталась на уровне 60 тыс. рублей с человека (не считая авиабилетов, депозита и хозяйственных расходов на яхте), — сегодня это всего лишь около €800 (а до 2014 года было — почти €1,4 тыс.), из которых большую часть приходится отдавать чартерной компании за аренду яхты. Также на рынке наметилась сегментация: обучение, регаты (яхтенные гонки), частные поездки на отдых на яхтах теперь организуют разные школы, хотя раньше каждая из них бралась сразу за все направления.
Зато запустить яхтенные тренировки можно с минимальными вложениями и знаниями в яхтенном деле: «Идешь в яхт-клуб или другие школы, где есть лодки, которые спросом не пользуются, и договариваешься об аренде (от 20 тыс. рублей в день за лодку). Купил рекламу, собрал людей — и вот тебе яхтенная школа», — говорит основатель школы «Сила ветра» Александр Сколков. Можно найти инструктора (например пообщаться с яхт-клубами и познакомиться с бывшим профессиональным спортсменом), снять помещение, чтобы он читал теоретический курс. А потом арендовать лодку и отправить его со студентами на практику. Дальше надо зарегистрировать ИП или ООО («Деятельность по дополнительному профессиональному образованию») и получить лицензию одной из международных организаций по яхтингу — RYA, IYT или ISSA.
Основатели школ яхтинга в России, как правило, — выходцы из парусного спорта, которые строят бизнес на связях, или профессиональные моряки. Чтобы выделиться среди конкурентов и немного модернизировать эту сферу, некоторые яхт-школы делают упор на технологическую часть, — так, Sailing Time разработала приложение с видеокурсами для капитанов, а «12 узлов» — онлайн-агрегатор для бронирования яхт.
Теоретические курсы, по итогам которых можно получить права на управление морским судном, для клиента стоят около 30 тыс. рублей. Недельная практика на море обойдется в среднем еще в €600-1 тыс. (не считая авиабилетов и виз). Маржинальность этого бизнеса, по словам собеседников Inc., варьируется от 6% до 20-30%, в зависимости от многих факторов — количества сотрудников в школе, затрат на маркетинг, места, в котором проходит практика. В целом, чтобы создать быстро развивающуюся школу яхтинга, с учетом покупки судна, на старте придется вложить не менее €500 тыс., считает Глеб Семеренко: «Школу не под силу запустить одному — нужна большая команда с инструкторами, маркетологами и продажниками, чтобы все одновременно делали все со всех сторон, тогда можно все заставить двигаться».
Где купить яхту
Покупка яхты — самая большая статья расходов при запуске школы. Минимально приличная яхта, на которой можно обучать учеников (около 10 м в длину, со штурвалом, парусами и не совсем старая), стоит около €50 тыс. Яхта поновее и побольше может стоить от €100 тыс., а ежегодные расходы на ее содержание составят порядка 10% от стоимости. Перед покупкой нужно посчитать общий бюджет на яхту — 30-40% этой суммы придется потратить на перелеты, ремонт, дополнительное оборудование для лодки и поддержание ее в хорошем техническом состоянии.
Попробовать запустить школу можно и на арендованном судне (меньше потерь, если вдруг бизнес не пойдет) — в Москве аренда парусной яхты на 8 человек
обойдется от 20 тыс. до 60 тыс. рублей в сутки. Но в долгосрочной перспективе без собственной яхты придется тяжело — чартер будет съедать всю прибыль. Зато с арендованной яхтой у вас меньше обязательств и больше свободы: вы можете переехать в любое место, не перевозя ее с собой, напоминает Глеб Семеренко.
Искать лодку можно на международном сайте объявлений о продаже. После того как вы определились со страной, попробуйте посмотреть локальные
онлайн-доски объявлений. Разумнее всего озаботиться вопросом покупки осенью. В конце зимы и начале весны приходит время активной сдачи в аренду яхт (чартерный период) и все хорошие варианты будут разобраны. При покупке лодки проведите тщательный техосмотр — иначе есть риск вложить в ремонт сумму, сопоставимую со стоимостью яхты.
Школу «Сила ветра» создал один из основателей Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин в 2013 году. Поначалу это был клуб, где друзья собирались вместе и учились яхтингу. Настоящим бизнесом школа стала только в 2016 году, когда получила лицензию. За год до этого к школе в качестве сооснователя присоединился бывший главный редактор журнала Furfur Александр Сколков. Он перенес в бизнес медийный опыт — партнеры усилили маркетинг и стали популяризировать парусный спорт.
Основатели «Силы ветра» хотят привлечь в яхтинг как можно больше людей и заработать на объемах, поэтому сохраняют низкую маржинальность, уверяет Сколков (цифр он не называет). «Сила ветра» развивает бизнес сразу по 4-м направлениям: организует тренировки, соревнования и корпоративные регаты в Москве на Пироговском водохранилище; 4 раза в год проводит большие яхтенные гонки за рубежом на 30-40 яхт и почти 400 участников; организует экспедиции в Шотландию, Исландию, Норвегию и другие страны; наконец, проводит курсы по обучению капитанов. Наибольшую выручку, по словам Сколкова, приносят именно тренировки в Москве — основатели «Силы ветра» сделали их «простыми, как в фитнес-центре: платишь 2,5 тыс. рублей за тренировку и на 2,5 часа тебя сажают на лодку, где кроме тебя еще 4 человека и тренер».
«Сила ветра» в цифрах
основатели — Саша Сколков, Максим Пинигин
Год основания
2013
Что особенного
Яхтинг для хипстеров — корпоративные регаты, тренировки на Пироговском водохранилище и круизы за рубежом
Начальные инвестиции
0 (начинали как клуб друзей)
Затраты на продвижение
250 тыс. рублей в месяц
Стоимость курса обучения
2,5 тыс. рублей за тренировку на Пироговском водохранилище в Москве, €650 с человека за недельную экспедицию по Норвегии
Выручка
2,8 млн рублей за 2016 год, по данным Контур.Фокус
Прибыль
Не раскрывается
В 2017 году школа привлекла 2 тыс. клиентов, а в 2018-м — столько же уже к середине года. Помогло активное продвижение: помимо классических методов (баннеры, SEO, реклама в СМИ, контекстная реклама) Сколков и Пинигин используют контент-маркетинг. У школы есть не только блог, но и печатный журнал о яхтинге тиражом 10 тыс. экземпляров, который продается в книжном магазине «Москва» по 380 рублей. Сейчас основатели пытаются договориться о продажах издания в сети «Республика» (до окупаемости журнала еще далеко, пока это скорее имиджевая история, признается Сколков). Все это помогает заинтересовать потенциальных клиентов и превратить в реальных, говорит Сколков, — а сэкономить на выпуске журнала помогает коммьюнити: «друзья делают съемки, пишут люди, которым это нравится» (бесплатно, но редакторы потом «полируют» тексты). В школе над маркетингом работает отдел из 3 человек и SMM-щик на удаленке, а на продвижение в Facebook и Instagram уходит 250 тыс. рублей в месяц. Комплексный подход результативнее всего, убежден Александр Сколков: «Реклама, которую ты покупаешь в Facebook, догоняет людей, которых ты привлек на сайт интересной статьей».
С путешествиями (в них школа вывозит 1,5 тыс. человек в год) сложнее — они прибыльнее для компании, чем тренировки и обучение, но и риски выше. Чтобы организовать экспедицию или круиз, компания фрахтует яхты у чартерной компании в той или иной стране, нанимает капитана (его гонорар, в зависимости от опыта, составит €500-1000 за неделю) и набирает команду для поездки. При этом ответственность за поломки яхты или ЧП несет организатор — и рискует потерять на них существенную часть прибыли. Например, за 2 дня до конца регаты «Силы ветра» в мае в Греции у одной из лодок отвалилось «перо руля» — часть механизма управления. По словам Сколкова, поломка случилась просто из-за старости лодки — но с капитана как с формально ответственного за яхту полностью списали депозит в €3 тыс., который команда оставляет чартерной компании в качестве залога перед уходом в море. «Мы на этом теряем существенную часть прибыли — мы ведь не можем сказать капитану «сам разбирайся», ведь это мы выстраиваем отношения с чартерной компанией»,— говорит Сколков. Конечно, на такие случаи можно застраховаться, но это стоит лишние €600, поэтому «Сила ветра» уповаeт на опыт капитанов, которые смогут определить состояние лодки на старте, и на то, что «95% поездок проходят в штатном режиме».
Свою первую ошибку в яхтенном бизнесе маркетолог Григорий Елисеев сделал при выборе яхты. С двумя партнерами он решил открыть школу яхтинга «из любви к морю и парусам» — на старте у них не было опыта в выборе судов и прохождении техосмотра, вдобавок они попали на нечестного брокера, — и в результате купили за €90 тыс. старую лодку в Черногории, которую весь первый год пришлось ремонтировать — чинить коробку передач, двигатель, покупать полный комплект парусов. Школа «12 узлов» вообще еле удержалась на рынке в первые 2 года. Подвела не только лодка: первый инструктор оказался неквалифицированным (пришлось искать нового), выделиться среди конкурентов было сложно (сделали упор на группы по 3-4 человека, но они приносили мало денег), клиентов удавалось привлечь с трудом (давали рекламу в журналах, пока не разобрались с тем, как работает онлайн). «Можно было все бросить, но амбиции не позволяли сдаться, — поэтому решили биться до победного», — вспоминает Елисеев.
«12 узлов» в цифрах
основатель — Григорий Елисеев
Год основания
2010
Что особенного
Парусная школа и агрегатор аренды яхт
Начальные инвестиции
€100 тыс.
Затраты на продвижение
100 тыс. рублей в месяц
Стоимость курса обучения
57,2 тыс. рублей за 10 дней на яхте
Выручка
2,9 млн рублей за 2016 год, по данным Контур.Фокус
Прибыль
Не раскрывается, маржинальность 6-7%
Спустя два года Григорий решился бросить работу в маркетинге и с головой погрузиться в яхтенный бизнес — а еще через два года ему удалось сделать школу прибыльной (все это время он жил на свои сбережения и даже не платил себе зарплату — все вкладывал в развитие). Только компания «12 узлов» начала выходить на окупаемость, как грянул кризис 2014 года: пришлось «снизить цены, перейти на рубли и сократить расходы на все, кроме рекламы», — вспоминает Елисеев.
Со временем его школа стала проводить больше курсов — сейчас теорию читают круглый год, а на практику в Черногорию каждые 10 дней выезжает новая группа — сезон длится с февраля по ноябрь). Для этого пришлось расширить флот в Черногории до трех парусных яхт и одной моторной, чтобы не связываться с арендой: «Чартерная компания может занять нужную яхту, когда приедет группа, и набирать людей в таких условиях слишком рискованно», — говорит Елисеев.
Но главным, что отличает «12 узлов» от других компаний, стал агрегатор для поиска лодок в аренду — «как Booking.com, только в мире яхтинга». Его Елисеев с партнерами запустили в 2014 году, чтобы увеличить прибыльность бизнеса, и не прогадали: именно на аренду яхт чартерных компаний сегодня приходится основная часть выручки школы (сумму предприниматель не называет). При запуске они создали свой отдел программистов, договорились с чартерными компаниями об интеграции с их сайтами (чтобы клиент всегда точно знал, доступна ли яхта на нужные даты и по какой цене), сделали удобный интерфейс — и стали брать комиссию с заказов. Сегодня агрегатор позволяет арендовать одну из 16 тыс. яхт в разных точках мира от Карибских островов до Юго-Восточной Азии по цене от €300 в неделю до €15 тыс. в неделю и выше.
Будущее проекта Елисеев во многом связывает с агрегатором: он планирует развивать онлайн-сервис, добавлять новые возможности для конечных пользователей и наконец выйти на зарубежные рынки. — для этого «12 узлов» уже зарегистрировала компанию в США. Сейчас туда заходят в основном европейские компании, и у Елисеева есть амбиции их опередить — ведь спрос на яхтинг в США растет, но американцы «настороженно относятся к компаниям, которые не находятся внутри страны».
Свою первую яхтенную школу предприниматель и фотограф Глеб Семеренко попытался открыть в 26 лет — и неудачно. Отработав два месяца в турецком Мармарисе в качестве яхтенного инструктора и внезапно оставшись без работы (у работодателя возникли финансовые сложности), он обратился в международную компанию IYT (International Yacht Training) с просьбой о получении лицензии на открытие собственной школы, но получил отказ — компания посчитала его слишком молодым и неопытным. Но Семеренко, уроженец Карелии, который с 13 лет ходил с отцом на яхте по Онежскому озеру, не привык пасовать перед трудностями: в результате долгой переписки он убедил руководство IYT разрешить ему приехать на обучение, чтобы подтвердить свои яхтенные навыки (лицензия компании повышает доверие среди клиентов). В 2010 году Глеб с будущей женой отправились в офис IYT во Франции на бизнес-курс по открытию яхт-школы. В итоге IYT выдала семье Семеренко долгожданное разрешение и даже предлагала им работу, но Глеб был твердо намерен открыть свою школу. В 2011 году они с женой вернулись в Мармарис, чтобы запустить Sailing Time.
Sailing Time в цифрах
основатель — Глеб Семеренко
Год основания
2011
Что особенного
Яхт-школа в Турции с собственным мобильным приложением и видеоуроками
Начальные инвестиции
€200 тыс.
Затраты на продвижение
€1 тыс. в месяц (включая контекстную рекламу, рекламу в профильных журналах и оплату работы маркетолога)
Стоимость курса обучения
€1250-1350 за 2 недели обучения яхтингу
Выручка
€98 тыс. за 2017 год
Прибыль
Около 30% от выручки
Вложения в школу Семеренко оценивает в €200 тыс. — из них €144 тыс. ушли на покупку новой 12-метровой яхты (для этого основатель привлек частного инвестора — родственника из России). Можно было обойтись и арендой, но тогда для окупаемости пришлось бы каждый раз набирать полную группу из 5-6 человек. «Многие школы не подтверждают бронирование, пока не соберут полную группу из 5-6 человек, а мы с самого начала гарантировали, что обучение состоится вне зависимости от количества участников».
Яхт-школа в Турции — на 20-30% прибыльнее, чем в большинстве средиземноморских стран Европы, убежден Семеренко: при том что основатель школы может удерживать среднеевропейскую цену около €1,3 тыс. с человека за 2 недели обучения яхтингу, в Турции он несет меньше расходов. В маринах этой страны бесплатная вода и электричество, поэтому яхтсмены фактически оплачивают себе стоянку одним ужином в ресторане. Для сравнения, в Хорватии стоянка стоит около €70, не считая дополнительных сборов и более высоких чеков в ресторанах (по €30-40 на человека за ужин).
Чтобы привлекать современных платежеспособных клиентов, Семеренко одним из первых среди коллег по цеху взялся делать мобильное приложение с видеоуроками по яхтингу. Поначалу это должна была быть видео-методичка, которая помогала бы выпускникам Sailing Time со всеми сложностями при первой самостоятельной аренде яхты, — но когда предприниматель начал писать первые сценарии, то понял, что хочет создать всеобъемлющий курс. «Одно из моих образований — операторское. Я не мог себе позволить сделать это некрасиво, с дрожащей камерой, поэтому 1 млн рублей ушло только на оборудование и зарплату оператору», — говорит Семеренко.
В результате задумка с видео превратилась в отдельное бизнес-направление — платное мобильное приложение с подпиской на курс из 60 сюжетов по яхтингу длительностью от 15 до 40 минут (сейчас из них отсняты 24). На разработку приложения ушел 1 млн рублей, а его поддержка обходится в 200-300 тыс. рублей в месяц, — эти расходы Семеренко планирует отбить за счет продажи подписки выпускникам яхтенных школ (она принесла $11 тыс. за первый год), а также за счет роста продаж в Sailing Time. Именно на обучение приходится почти 70% выручки школы, а в этом году через нее пройдут 90 человек — во многом благодаря «мобилизации». «Как только у нас появилось приложение, мы получили мобильного, продвинутого и современного клиента. Если до этого переговоры и переписки с потенциальными клиентами велись долго, то сейчас для продажи обучения достаточно буквально двух писем», — говорит Глеб Семеренко.
Прибыль школы Семеренко не разглашает, но говорит, что ни разу не пожалел, что предпочел собственный бизнес работе по найму: «Мы по-прежнему зарабатываем меньше, чем если бы получали зарплату по €6 тыс. в месяц, которую нам с женой предлагали в IYT, — но удовольствие, которое мы получаем как хозяева собственного бизнеса, несравнимо выше», — говорит он.
Казалось бы, если яхтинг существует даже в далекой от моря Москве, то в приморских городах России школы парусного спорта должны работать еще более активно, но на практике на юге страны этот рынок развивают энтузиасты, такие как основатели школы «Морской узел» в Новороссийске — супруги Антон Тимаков и Татьяна Мельник, Анна Сретенская и несколько инструкторов. Тимаков, моряк и увлеченный яхтсмен, много лет собирал вокруг себя людей, которых обучал парусному спорту, а также периодически собирал экипажи и организовывал соревнования. В таком неформальном виде школа существовала почти 10 лет, но идея перевести ее на коммерческие рельсы и привлекать учеников со стороны пришла Тимакову только зимой этого года, когда он решил уйти с работы капитаном в порту и полностью посвятить себя яхтингу.
«Морской узел» в цифрах
основатель — Антон Тимаков
Год основания
2018
Что особенного
Попытка энтузиастов возродить профессиональный яхтинг в Краснодарском крае
Начальные инвестиции
450 тыс. рублей на яхту
Затраты на продвижение
24 тыс. рублей в месяц
Стоимость курса обучения
30 тыс. рублей (теория), 20-30 тыс.рублей (практика)
Выручка
630 тыс. рублей за сезон, по подсчетам Inc.
Прибыль
Не раскрывается
Он зарегистрировал ИП, получил в Федерации парусного спорта разрешение на обучение (представители федерации будут присутствовать на экзаменах и подтверждать квалификацию выпускников). Договорились с детской парусной школой «Лидер» в Новороссийске, чтобы та бесплатно (город маленький, все друг друга знают и дружат) предоставила им один из классов под лекции 3 раза в неделю, пригласили преподавателей из морского университета им. Ушакова, а практические занятия стали проводить в яхт-клубе «7 футов». За теоретический курс стали брать 30 тыс. рублей, за практику — отдельно, 20 тыс. рублей за подготовку рулевого и 30 тыс. — капитана.
На момент запуска школы у Тимакова и Мельник было две своих яхты, но в начале этого года они купили третью, специально для тренировок, — судно «Конрад-25» 1980-х годов постройки. На этой яхте катали туристов, и она была в чудовищном состоянии: некрашеная, полусгнившая, с отпиленными 15 см киля. На ее покупку ушло 450 тыс. рублей, и еще столько же пришлось потратить на ремонт: купили и привезли из Москвы новый киль — 650 кг чугуна, убрали дыры и потертости, залили щели эпоксидной смолой и восстановили рубку (во время ремонта едва не потеряли все свои вложения и лодку — от короткого замыкания в рубке начался пожар, который едва успели потушить). «Мы все делали своими силами, за работу не платили — иначе еще столько же денег [как на покупку] бы ушло», — вспоминает директор «Морского узла» по рекламе Анна Сретенская.
Летом школа начала работу и набрала 8 учеников — чтобы найти их, основатели приглашали знакомых и создавали группы в соцсетях, но лучше всего люди вовлекаются в яхтинг, когда слышат о нем от знакомых. «Яхтенный мир довольно консервативный и закрытый, все общаются на соревнованиях и яхт-шоу, поэтому сарафанное радио очень помогает», — говорит Сретенская. Сейчас «Морской узел» дает таргетированную рекламу во ВКонтакте 5 дней в неделю и еще около 3 тыс. рублей в неделю тратит на оплату труда SMM-щика — на все уходит 24 тыс. рублей в месяц.
Заработать на одних уроках проблематично, поэтому основатели запустили еще и яхтенные гонки. Каждые выходные этим летом они устраивают соревнования — на борт 3-х яхт помещается по очереди 9 команд. Участие в гонках стоит 6 тыс. рублей для команды из 4 человек. Организаторам приходится тратиться на спуск яхт на воду, оплату услуг судей и работу шкиперов, зато один гоночный день приносит почти 30 тыс. рублей выручки — столько же, сколько полный теоретический курс. «Прибыльность примерно одинаковая, но гонки легче организовать, чем обучение и сдачу экзаменов. Гонки — это быстрые деньги, а обучение — длинные деньги», — говорит Сретенская. Благодаря гонкам школа операционно прибыльна, говорит она. Прибыль в «Морском узле» не раскрывают — говорят, все инвестируют в покупку парусов и оборудования и ремонт лодок.
Зимой основатели «Морского узла» планируют снова запускать курс теории и практики яхтенного дела (благо география и климат Новороссийска позволяет), а также снова давать контекстную рекламу и запустить онлайн-вебинары по яхтингу. Те, кто захочет получить права, смогут пройти теорию удаленно, а потом приедут к нам на практику», — говорит Сретенская.
Профессиональный моряк Алексей Побат из Санкт-Петербурга занимался оптовой торговлей химическим сырьем, когда его пригласили преподавать яхтенное дело в одну из парусных школ. Побат был рад заняться любимым делом — и в 2009 году решил создать собственную школу яхтинга, тем более что у его партнера по торговому бизнесу была своя яхта. Это позволило сэкономить на старте примерно €50 тыс. — стоимость мало-мальски приличной яхты для обучения.
Бизнес Побат начинал на свои сбережения — купил проектор, экран и учебные пособия (потратил около 100 тыс. рублей), арендовал небольшое помещение в Петербурге под курсы, которые проводил 2-3 раза в год. Первых клиентов искал через знакомых, потом создал странички в соцсетях и оплатил рекламу ВКонтакте — именно там сейчас основное коммьюнити «Круче к ветру», и через эту сеть благодаря отзывам приходят новые клиенты, говорит он. Большинство из них — IT-шники в возрасте от 28 до 35 лет, признается Алексей: «У людей в России становится меньше денег, а у IT-шников с этим все не так плохо, у них есть большое желание заниматься активными видами отдыха и спорта, и они могут себе это позволить».
«Круче к ветру» в цифрах
основатель — Алексей Побат
Год основания
2009
Что особенного
Яхтенное ремесло и круизы в Петербурге, клиентура — молодые айтишники
Начальные инвестиции
100 тыс. рублей на оборудование + €50 тыс. на яхту
Затраты на продвижение
25 тыс. рублей в месяц (платная реклама ВКонтакте, а также Instagram и Facebook)
Стоимость курса обучения
70 тыс. рублей
Выручка
Несколько млн рублей в месяц
Прибыль
Есть, цифры не раскрывает
Почти все в школе Алексей Побат делал и делает самостоятельно — читал полный цикл теории, а затем проводил практику в Центральном яхт-клубе (в том числе тренировки для тех, кто изучал теорию в других местах). Это помогало сэкономить на администраторе и других инструкторах — помимо основателя, в школе преподает всего один инструктор. Три года назад Побат стал проводить по 3-4 цикла занятий в год и понял, что для выхода на окупаемость нужно, чтобы народ ходил на практику, — ведь за теоретический курс школа получает всего 30 тыс. рублей с человека, а вместе с практикой — 70 тыс. рублей. «Я стал работать над лекциями, чтобы увлекать людей, старался делать так, чтобы в одно из первых занятий они побывали на яхте, увидели все вживую, захотели испытать на деле», — говорит Алексей. Именно это помогло школе в 2016 году выйти на окупаемость, а ее основателю — бросить химсырье и полностью погрузиться в яхтенный бизнес.
Спустя пять лет «Круче к ветру» превратилась в семейный бизнес: к Алексею присоединился его сын Дмитрий Побат, который организует круизы на яхтах в Таиланде, на Канарских островах, на Майорке, Сардинии и в других странах. «Некоторые хотят учиться яхтенному ремеслу, а некоторые хотят медузой полежать на палубе яхты и позагорать. Качество учебного процесса в круизе ухудшается, поэтому мы решили разделить эти две вещи», — говорит Побат-старший. Организация путешествий — дело более прибыльное, но менее стабильное: если через школу ежегодно проходит 30-40 человек, которые платят по 70 тыс. рублей за курс и от которых остается прибыль, то с круизами (€500-600 с человека за неделю + €150 на хозяйственные нужды) все зависит от загрузки. «Если яхта рассчитана на 6 человек — значит 5-й и 6-й человек дает всю прибыль. Если собирается всего 3-4 человека, работаешь в ноль», — говорит Алексей.
Чтобы увеличить прибыльность бизнеса, Побаты планируют увеличить синергию между двумя направлениями. В будущем Алексей Побат планирует организовывать флотилии для учеников, чтобы им не было страшно в одиночку выходить на яхте в море. «Будем устраивать выезды на несколько яхт в Средиземном море, например», — говорит он.
В материале использованы данные базы Контур.Фокус