Длительный карантин обернулся для многих настоящей пыткой и потерей нервов. Затяжной стресс приводит к апатии и снижает производительность — даже один человек может заразить унынием всю команду. Рассказываем, как в любой ситуации поддержать сотрудников и сохранить их эффективность.
Хороший руководитель должен быть и наставником. Это значит, что нужно не только давать задачи и контролировать их выполнение, но и поддерживать сотрудников в сложной ситуации. Делитесь своим опытом, рассказывайте о похожих кейсах, помогайте советом, который позволит коллегам найти решение проблемы. Члены вашей команды обязательно оценят такое отношение: согласно опросу ВЦИОМ, забота о сотрудниках входит в топ-3 качеств идеального руководителя.
Если вы раньше не использовали методики наставничества, очень важно освоить их именно сейчас — у людей в период пандемии достаточно проблем и стрессов. Напишите сотруднику несколько слов поддержки, подскажите, с какой стороны подступиться к сложной или незнакомой задаче — и он сможет выполнить её, сохранив свое душевное равновесие.
Когда вся команда работает дистанционно, менторство приобретает особый смысл. Оно помогает руководителю сохранить эмоциональный контакт с подчинёнными, снизить уровень стресса, избежать апатии и прокрастинации. В результате все в выигрыше, потому что позитивные и мотивированные сотрудники лучше выполняют свою работу.
Недостаточно просто поставить задачу и обозначить требуемый результат — нужно связать её с целями более высокого уровня, чтобы сотрудник понимал ценность своей работы. Вот как вы можете это сделать:
В условиях кризиса наиболее эффективны сотрудники, готовые адаптироваться и осваивать новые навыки. Руководителю следует вырабатывать эти качества у членов своей команды и поощрять их стремление к развитию. Сейчас отличное время, чтобы прокачивать надпрофессиональные умения (они же soft skills) — стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект, навыки коммуникации, самоорганизации и другие. Исследование LinkedIn называет развитие soft skills главным трендом 2020 года.
Иногда сотрудникам не хватает навыков или знаний для решения конкретной задачи. В таких условиях нет смысла планировать долгосрочное обучение. Лучше всего здесь помогут консультации экспертов, советы опытных коллег, краткосрочные курсы или книги. Но если речь идёт о профессиональном росте или освоении смежной области, руководителю следует системно подойти к этому вопросу. Составьте с сотрудником индивидуальный план развития и включите в него обучение в подходящем формате (очные курсы, онлайн-курсы, отраслевые конференции, обучение в «боевом режиме» с наставником и т. д.).
В режиме удалённой работы без совещаний не обойтись: они помогают координировать действия всех членов команды и обмениваться информацией. Но без ведущего и внятной повестки дня такие онлайн-встречи обычно затягиваются и не дают результатов. Чтобы избежать этой проблемы, руководителю нужно освоить навыки фасилитатора (человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию, — от англ. facilitator). Возьмите на заметку несколько лайфхаков.
Чтобы каждый член команды понимал, как стратегические цели компании соотносятся с его собственными, можно внедрить в компании OKR (от англ. Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты). Эту систему разработали в Intel, а сейчас ею пользуются в Google, Twitter, Netflix и других технологических компаниях.
В OKR долгосрочные цели ставят на нескольких уровнях. Топ-менеджеры и руководители департаментов определяют их на стратегическом уровне — в каком направлении компания должна двигаться и в какой точке ей нужно оказаться к концу квартала. Затем на уровне отделов определяется роль каждой команды в достижении общих целей. Последним идет персональный уровень, где уже каждый сотрудник ставит свои личные цели (с учетом командных и стратегических).
На всех уровнях цели должны быть понятными и измеримыми. Например, «организовать продвижение продукта» — плохая формулировка для маркетолога, а «привлечь 1 тыс. новых подписчиков в Facebook» для таргетолога — хорошая.
На выходе мы имеем более высокую мотивацию и вовлечённость сотрудников. С одной стороны, OKR позволяет каждому почувствовать важность своей работы и увидеть свой вклад в общие результаты. С другой стороны, компания поддерживает сотрудников в достижении их личных целей и даёт им возможность самореализации: развить новые навыки, освоить смежную область, попробовать себя в роли руководителя.
Когда подчинённый приходит к вам с новой идеей, будьте осторожны с критикой. Резкий отказ и обесценивание могут привести к полному отсутствию инициативы в вашей команде. Поэтому решение в каждом случае необходимо принимать обоснованно.
Развернутая аргументация также помогает сотрудникам понять критерии оценки — поэтому в будущем они будут предлагать более проработанные и ценные идеи.