Спасайся кто может: чем грозит бум IPO и зачем это нужно Uber, WeWork, Slack и другим единорогам

Спасайся кто может: чем грозит бум IPO и зачем это нужно Uber, WeWork, Slack и другим единорогам
Фото: Mario Tama/Getty Images

Когда-то давным-давно, еще до того как в начале нулевых лопнул пузырь доткомов, один инвестбанкир сказал, что его не волнует стабильность рынка IPO. «Уолл-стрит должен тупо заваливать компании деньгами. А победителей и проигравших пусть вычисляют простые инвесторы», — таковы были его слова. Пузыри на фондовом рынке надуваются и сдуваются, и об этом надо особенно хорошо помнить сейчас, когда компании в очередной раз кинулись проводить IPO.


«Заваливать деньгами» у Уолл-стрит всегда получалось очень хорошо: 20 лет назад деньги получала любая компания с окончанием на .com, какими бы кретинами при этом ни были ее основатели. В 1999 году было проведено 486 IPO, которые собрали $92,2 млрд, в 2000 году — 406 IPO на $96,7 млрд. С поправкой на инфляцию, сегодня это составило бы $238 млрд привлеченного акционерного капитала. Праздник, правда, длился недолго: по итогам кризиса доткомов на пике падения Nasdaq потерял 78%.

Посмотрим на IPO, проведенные всего за одну майскую неделю в 1999 году: FashionMall.com, @Plan, CAIS Internet, David’s Bridal, Interliant, Redback Networks, SBA Communications, Tenfold, eToys.com. Большинства из этих компаний уже не существует. Впрочем, поставщик сотового оборудования SBA сегодня оценивается в $23 млрд, а Redback, лидер в области технологий пограничных маршрутизаторов, в 2006 году был продан почти за $2 млрд.

В этом году мы не увидим таких цифр — вероятно, общий объем IPO по итогам года будет в районе $70 млрд. Но Уолл-стрит снова готов кидаться деньгами. «Игра началась. Рынок пошел в рост уже в 2018 году, сейчас люди хотят и могут продавать акции», — говорит Мэтью Кеннеди, главный эксперт по рынку IPO в компании Renaissance Capital. В числе тех, кто уже ступил на этот путь или планирует это сделать, — такие компании, как Lyft, Pinterest, Slack, Peloton, Uber, WeWork, Palantir, PagerDuty, Fastly и Beyond Meat.

Динамика неуклонного роста вплоть до бума IPO в 2019 г.:

Источник: Renaissance Capital

До этого года компании-единороги проходили через бесконечное число разных этапов и способов финансирования, чтобы избежать акционирования. Число первичных размещений упало в 2016 году до 105, даже стали поговаривать о смерти IPO вообще. Кредиты были дешевыми и доступными, а JOBS Act позволили массе мелких инвесторов участвовать в венчурном капитале, хоть и на вторых ролях. Одновременно среди профессиональных инвесторов возникла практика втихую выходить в кэш на основе взаимных инсайдов.

«Это было время, когда частные компании имели возможность свободно экспериментировать и работать над различными путями роста, не привлекая к себе внимание», — говорит Дженнифер Дж. Техада, руководитель платформы PagerDuty (в ходе ее IPO уже в первый день торгов рост составил 59%).

В первые годы после создания PagerDuty использовал стратегию под названием land and expand — «захватывай и расширяйся». Стоило одному сотруднику IT-отдела какой-нибудь компании воспользоваться их сервисом в области компьютерной безопасности — и он уже начинал рекомендовать его своим коллегам: число клиентов росло само по себе.

Но теперь компания хочет более крупных контрактов, особенно по модели SaaS (предоставление готовых программных продуктов за абонентскую плату). Такие контракты требуют одобрения со стороны топ-менеджеров, а для них имеет значение имидж компании. Поэтому PagerDuty пытается его улучшить, в том числе и за счет IPO (а также рассказывая журналистам, в числе прочего, что здесь в руководстве, в отличие от большинства IT-компаний, не менее половины составляют женщины).

«На самом деле, привлечение акционерного капитала — это важный шаг для развития бренда, — говорит совладелец компании (имя предпочитает не называть), размышляющий сейчас о проведении IPO. — Но если вам просто нужны деньги, вряд ли акционирование будет лучшим решением». Собеседник Inc. также рассказал: конкуренция между Nasdaq и NYSE (как площадками для первичного размещения) стала такой жесткой, что потенциальным клиентам там предлагают миллионные бонусы.

«В этом году игра в IPO скорее ставит цель продать свой имидж, — говорит Люк Вильямс, адъюнкт-профессор маркетинга и предпринимательства в бизнес-школе Штерна при нью-йоркском университете. — Стартапы растут благодаря красивой истории, а не реальному потенциалу. И именно на историю делает ставку сегодняшний инвестиционный рынок».

Инвесторам определенно показалась очень аппетитной идея Beyond Meat, компании-производителя бургеров и колбасных изделий. Ее выход на биржу получился просто изумительным. А перед ним основатель компании Этан Браун в глубокомысленном обращении к инвесторам писала о подвижках в эволюции человека, которые начались 12 тыс. лет назад. Она утверждала, что отныне все человечество должно освободиться от своей неоправданной тяги к мясным протеинам. Эту удивительную мысль инвесторы оценили своими деньгами.

В числе прочих на IPO в этом году собирается более 30 биотехнологических компаний, вложения в которые выглядят особенно рискованными. К примеру, у NextCure и Applied Therapeutics не только нет прибыли — у них даже нет выручки (зато у них есть ученые с определенными мыслями о новых видах иммунотерапии). Большинство биотех-стартапов — заведомо игра с нулевой суммой. Не подтвердись их гипотезы, компании разорятся, — и так большинство из них (как это ни цинично звучит, рак убивает стартапы так же жестоко, как и людей).

Есть стойкое чувство, что на IPO компании стремятся по единственной причине: сегодня такая возможность есть — а завтра она может исчезнуть. Венчурные инвесторы думают так же — они изо всех сил стараются сбагрить свои сомнительные активы наивным внешним покупателям. Экономисты уже в будущем году ждут новых торговых войн и очередной рецессии. Посмотрите, как плохо себя показали акции Uber уже в первую неделю публичных торгов. А дальше все может стать еще хуже.