Супермаркетам могут разрешить торговлю лекарствами. Чем это грозит аптечному бизнесу?

Супермаркетам могут разрешить торговлю лекарствами. Чем это грозит аптечному бизнесу?
Иллюстрация: Наташа Джола

На аптечном рынке – переполох: Минпромторг разработал законопроект о продаже безрецептурных лекарств в продуктовых магазинах. Российские аптекари не в восторге от этой инициативы: сейчас продажа безрецептурных препаратов составляет важную часть их дохода. По итогам 2017 года они продали безрецептурных препаратов на 440 млрд руб. — это 51% от всего объема продаж лекарств в стране. Рассказываем, что в случае принятия закона ожидает аптечный бизнес и во что все это в итоге может вылиться.


Минпромторг разработал свой законопроект два месяца назад, но идея обсуждается в правительстве не первый год. Согласно проекту, ретейлеры смогут торговать мазями, витаминами, жаропонижающими, противопростудными и желудочно-кишечными препаратами – при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность. В Минпромторге уверяют: торговля лекарствами в продмагах «создаст дополнительные условия для своевременного пополнения домашней аптечки»,  разовьет конкуренцию в отрасли и приведет к снижению цен. Правительство рассмотрит законопроект 1 марта.

Крупные ретейлеры уже давно подбираются к рынку лекарств. «Магнит» летом 2017 года открыл первые собственные аптеки в Краснодаре, а Х5 Retail Group начал партнерский проект с аптечной сетью «Мега Фарм» (работает под брендами «А-Мега» и «Да здоров»). Еще один крупный ретейлер – «Дикси» – тоже готов торговать лекарствами, если их разрешат продавать в супермаркетах.


Кто и как продает лекарства в других странах


В пояснительной записке к законопроекту Минпромторг ссылается на зарубежный опыт продаж лекарств в продовольственных магазинах. В США без рецепта можно купить витамины, сиропы от кашля, ряд антигистаминных препаратов, глазные капли и гомеопатические средства, в Германии и Великобритании лекарства разделены на два типа: одни продаются исключительно в аптеках, а другие – в неспециализированных магазинах.

Во многих зарубежных странах распространен формат «дрогери» – это нон-фуд магазины у дома, торгующие косметикой, парфюмерией, средствами гигиены, а также безрецептурными препаратами и БАДами. В Германии три года назад число таких точек перевалило за 9 тыс., а в Великобритании одной только компании Boots принадлежит более 2,5 тыс. подобных магазинов.

В некоторых странах (в Нидерландах, Канаде) медицинские препараты разделены на четыре категории:

1. Продаются только по рецепту

3. Только фармацевтами или в аптеках

2. Продаются только фармацевтами

4. Для продажи в магазинах

Как отмечают представители аптечного сообщества, ассортимент безрецептурных лекарственных препаратов в зарубежных супермаркетах и дрогери – очень небольшой.


Ретейлеры могут занять до половины рынка безрецептурных препаратов и отобрать долю у классических аптек. «Безрецептурные препараты – драйверы продаж для аптечной розницы. Ровно тем же они станут для продуктовых сетей, которые, естественно, заинтересованы в росте продаж», – сказал издатель журнала об индустрии здравоохранения VADEMECUM Дмитрий Кряжев в комментарии Inc. По оценкам председателя правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, половину рынка ретейлеры займут не сразу: «Сначала торговля оценит возможность заниматься лекарствами, потом нужно будет подготовиться, набрать специалистов, в том числе по закупке этой продукции, отработать логистику и т. п. Да и потребителю нужно привыкнуть покупать лекарства в обычных магазинах».

Аптечные сети, пациентское, врачебное, научное сообщество и отраслевые объединения встретили инициативу Минпромторга в штыки. Против выступил и Минздрав. По мнению противников законопроекта, если его примут, физическая доступность лекарств и конкуренция на рынке ухудшатся, а цены – повысятся. Так считает, например, глава координационного совета Российской ассоциации аптечных сетей (РААС, объединяет 18 тыс. аптек), гендиректор группы компаний НЕОФАРМ Евгений Нифантьев. По его прогнозу, резко сократится число аптек и, как следствие, менее доступными станут рецептурные лекарства (их по-прежнему будут продавать только в аптеках). «По нашей оценке, от 30% до 50% малых и средних предприятий закроется», – сказал Нифантьев в комментарии Inc. В группе риска – аптеки в непосредственной близости от продмагов и в небольших городах («выручка там очень маленькая, и любое ее падение приводит к банкротству»). Чтобы компенсировать снижение дохода от безрецептурных лекарств, аптекам придется повышать цены на рецептурную продукцию, – по подсчетам Нифантьева, минимум на 11-16%. «Что в итоге? На рынок хлынет фальсификат, вспыхнет самолечение, вырастут смертность и инвалидность, а прямым следствием закрытия аптек станут рост безработицы и уменьшение собираемости налогов», – резюмировал глава РААС.

После новости о разработке законопроекта, предприниматели, занимавшиеся аптечным бизнесом, начали из него выходить. За последнюю неделю продажи аптек выросли в 3,5 раза, говорится в исследовании, проведенном маркетплейсом «Юла». В компании связывают это с инициативой Минпромторга. Помимо самих аптек (их средняя стоимость составляет 1,1 млн рублей), предприниматели продают и аптечные вывески — этот сегмент вырос в 1,5 раза по сравнению с началом 2018 года.

Крупнейшие аптечные сети России — среди них «Ригла» (почти 1,9 тыс. аптек) и НЕОФАРМ (462 аптеки под брендами «Неофарм» и «Столичка») – также заявили, что будут вынуждены закрыть до половины своих точек, если законопроект примут. Аптекарей возмущает не только банкротство в перспективе, но и сам подход Минпромторга к разработке законопроекта. По мнению Евгения Нифантьева из ассоциации аптечных сетей, налицо нарушение конкуренции: «Аптекам – полноценное лицензирование, а супермаркетам – упрощенная лицензия с минимальными требованиями в уведомительном порядке. Что это, если не двойные стандарты?» По его словам, проект разработан без привлечения фармацевтического сообщества. Неудивительно, что 17 января в голосовании на сайте regulation.gov.ru подавляющее большинство (99,55%) экспертов высказались против законопроекта Минпромторга. «Это чистой воды лоббизм, проект просто за уши тащат, наплевав на мнение пациентского, фармацевтического и медицинского сообщества», – говорит Нифантьев.

Аптечный рынок, погрязший в ценовых войнах, совершенно не готов конкурировать с продуктовыми сетями, считает издатель VADEMECUM Дмитрий Кряжев. По его словам, многие игроки и без продуктового ретейла оказались на грани выживания. «Рынок в стадии стремительной консолидации: одиночных игроков и мелкие сети без маркетинговых контрактов с фармпроизводителями – тех, кто не может работать на минимальной наценке, – просто вымывает с рынка. Отсюда и рост предложений о продаже бизнеса», – убежден эксперт.

Законопроект Минпромторга заставил аптечный рынок консолидироваться перед угрозой «этой беды». «Ситуация очень сильно накалена и может вылиться в бойкот. Надеюсь, власть услышит общество, – они же не могут совсем оторваться от действительности!» – отметил глава РААС Евгений Нифантьев.

Инициативу Минпромторга вряд ли «пропустят в предвыборный период», сомневается издатель VADEMECUM Дмитрий Кряжев. Единственный разумный для власти выход – отказаться от нее окончательно, добавляет он: «Надо прямо говорить об огромной угрозе для всей бизнес-среды, а государство обязано учитывать и защищать ее интересы. Но если законопроект примут и фармрозница, отказавшись на время от внутренней борьбы, единым фронтом объявит забастовку – это станет лучшим проявлением предпринимательской солидарности за всю историю свободного рынка».