Благодаря музыке в торговом центре могут вырасти продажи, а в ресторане — средний чек. Но помещения не всегда оборудуют качественно и музыку просто не слышно — или, наоборот, она слишком громкая. Помещения с такими проблемами раздражают и отпугивают посетителей, что в конечном счете сказывается на бизнесе. CEO Muzlab Виктора Христенко разбирает техническую сторону вопроса.
Акустический расчет желательно производить еще на стадии проектирования. В крайнем случае — на стадии черновой отделки. Тогда можно будет учесть архитектурные особенности помещения, расстановку мебели, звукопоглощающие и звукоотражающие свойства отделочных материалов.
На практике о звуковом оборудовании и расчетах вспоминают, к сожалению, в последнюю очередь. В итоге звук может «утонуть» в дефектах, связанных с неправильным расположением колонок.
В пространствах с обилием стеклянных поверхностей звук может многократно отражаться, в зале с металлическими конструкциями — резонировать, а там, где много мягких диванов и лаунж-зон, текстиль поглощает звук и музыка звучит глухо.
Первый: высота потолков. Чем выше потолок и больше похоже на купол — тем лучше. При этом желательно, чтобы длина, ширина и высота стен в комнате не были равны: в помещении-кубе музыка будет звучать хуже всего.
Второй: наличие внешнего шума. Его надо перекрывать. Это актуально прежде всего для открытых заведений, например уличных кафе.
Многие проблемы возможно решить установкой стеновых или потолочных панелей для звукоизоляции. Но если заведение уже готово к приему посетителей, вряд ли владелец захочет пойти на существенные расходы. Здесь должен подключиться специалист, который поможет правильно расположить динамики и решить проблему при помощи направленного звука.
Твердых правил нет. Стандартные рекомендации производителей оборудования достаточно спорные. Отталкиваться нужно от объема и назначения помещения.
Расчет мощности динамиков и усилителя стоит вести из 5 Вт на одного человека. То есть если в кафе 50 посадочных мест, усилитель нужен на 250 Вт.
Для помещения от 50 до 300 кв. м необходимы минимум 4 динамика с контролем воспроизведения звука. Здесь громкость одного динамика не должна отличаться от другого более чем на 10 дБ.
Но в целом для любого помещения работает правило: чем больше динамиков — тем ровнее будет звучать музыка по всей его площади.
Однозначного ответа нет. Стоит задуматься, насколько важен музыкальный маркетинг для продвижения вашей точки. Но помните, что даже при идеально сформированном плейлисте эффективность аудиомаркетинга будет стремиться к нулю, если техническая сторона вопроса не решена на должном уровне.
Недорогая акустическая система LPA, стоимость которой составит от 25 тыс. до 30 тыс. руб., вполне может подойти маленькой кофейне, небольшому фитнес-залу, магазину.
Но если вечером кофейня превратится в караоке-бар, уже не обойтись без оборудования более высокого класса, например Evolution. Стоимость в этом случае начинается от 180 тыс. руб.
Если предполагается использование микрофонов для ведущих мероприятий и праздников, стоит обратить внимание на бюджетный класс от Behringer и Gemini от 2,5 тыс. руб., в средней ценовой категории — Sony Audio от 6 тыс. руб.
Для крупных ресторанов, торговых центров, больших спортивных клубов, конечно, нужно смотреть профессиональную акустику у известных в музыкальном мире брендов, таких как Yamaha. В этом случае будьте готовы к тратам около 1 млн руб. за несколько колонок с сабвуферами, усилителями и кабелями.
Но все-таки не стоит полагаться лишь на стоимость при выборе акустических систем. Хотя, как и везде, в этой сфере работает правило «чем дороже, тем качественнее», а самые дешевые колонки и пульты в итоге заставят вас переплатить.
Если вы далеки от мира звукового оборудования, то вам вряд ли что-то скажут данные, к примеру, об угле развертки — а это одна из важных характеристик динамиков, которая повлияет на направление и полноту звука. Поэтому для начала — даже если вы владелец небольшого кафе — стоит обратиться к организациям, у которых есть специальное оборудование и программы для акустических расчетов.
Профессионалы имеют в своем арсенале специальное программное обеспечение и смогут составить рекомендации для вашей площадки в рамках вашего бюджета. Да, услуги таких специалистов недешевы, — их вознаграждение составит около 10% от стоимости рекомендуемого оборудования, — но игра стоит свеч.
Кроме того, если покупать и устанавливать технику через компанию, которая производила расчеты, сама консультация обычно бесплатна.
Возможный дополнительный способ заработка для ресторанов и кафе — проведение мероприятий. Аренда небольшого комплекта звукового оборудования для ивентов может стоить от 7 тыс. до 15 тыс. руб. в сутки. Освободите клиента от необходимости искать и брать напрокат технику и обоснованно повысьте свой чек за аренду помещения.