Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

adv@incrussia.ru

Журнал

Алый океан. Почему взрывного роста EdTech больше не будет

Алый океан. Почему взрывного роста EdTech больше не будет

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Toyota: история и планы самого востребованного в мире бренда автомобилей

Текст: Андрей Кусков

Бизнес-журналист, редактор «Инк.», комментатор, радиоведущий. Бывший шеф-редактор спортивного СМИ. Впервые в России интегрировал в прямые эфиры x.com.

Toyota — всемирно известный бренд автомобилей, который стабильно держится в топах мировых рейтингов. Например, Forbes поставил их на 11-е место в топе крупнейших компаний мира. А по числу продаваемых автомобилей Toyota держится в лидерах уже не один год. «Инк.» изучил историю бренда и его планы на ближайшее будущее.

Оглавление

История компании Toyota

Флагманы Toyota

Структура компании

Современность и перспективы

Toyota — справка о компании.

Год основания: 1937

Основатель: Киичиро Тойода

Президент: Акио Тойода

Число сотрудников: 380 тыс. человек

Штаб-Квартира: Тойота, Япония

Стоимость: $72.8 млрд. (По данным на 2024 год)

История компании Toyota

История бренда Toyota связана с семьей Тойода. И занимались они изначально совсем не машинами. Сакичи Тойода еще в конце 19-го века прославился на всю страну тем, что создал особый ткацкий станок. Молодой специалист был механиком на шелкопрядильной фабрике и всегда интересовался, как можно улучшить механизм. Со временем он продолжал модернизацию производства и сделал станки автоматическими.

А в 1905 году он основал собственную компанию, которая спустя год стала называться Toyoda Automatic Loom Works. Его станки уже стали известны не только в Японии, но и в США. После поездки в Штаты Сакиши Тойода начал больше интересоваться машинами. Но остался верен станкам. В то время как его сын Киичиро, который также работал в компании отца, сделал выбор именно в пользу автомобилей. Он путешествовал по миру, посещает специализированные выставки. Сакичи Тойода скончался в 1930-м, перед смертью согласившись продать патенты на свои станки иностранцам. А еще он дал добро Киичиро на то, чтобы деньги пошли на создание автомобилей.

Основание и ранние годы

Изначально у Тойода-младшего был небольшой участок цеха на фабрике отца. Там он разбирал иностранные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и пытался понять, как они устроены. И уже к 1934 году Киичиро собрал свой первый агрегат. Двигатель получил имя «Тип А» и создавался на базе американского ДВС Chevrolet. Тогда же стали собираться и первые автомобили. Первые образцы назвали «Модель А1», легковушка, и грузовик «Модель G1». Внешне они были похожи на американские автомобили, но наладить продажи было сложно, так как в тот момент рынок Японии монополизировали американские марки.

На руку предпринимателю и изобретателю сыграла милитаризация Японии. В 1937 Киичиро Тойода получил госзаказ на производство грузовиков для военных нужд. Тогда же он вместе с братом, который руководил фирмой отца, основал Toyota Motor Company, Ltd.

Изменение названия бренда семьи Тойода связывают с тем, что для написания Toyota используют восемь черточек. А цифра 8 в Японии считается счастливой.

Успехи и трудности

Именно госзаказ позволил не только получить деньги, но даже построить отдельное производство в городе Коромо. Спустя годы его переименуют в Тойота в знак уважения к компании и ее вкладу в развитие Японии. Даже в военное время Киичиро Тойода продолжал руководить компанией, которая выпускала не только грузовики для армии, но и легковые машины для населения. Популярностью пользовался автомобиль под названием АА, но изобретатель пытался улучшить его и придумывал разные подвиды данного автомобиля. Но популярности они не получили.

А после у компании начались проблемы. Япония проиграла во Второй мировой войне и производство новых автомобилей было под запретом, так как оккупационные власти запрещали создавать собственные автомобили. Фирма могла заниматься только ремонтом американской военной техники. В конце 40-х Киичиро Тойода все же выпустил новую модель авто, но SA не стала популярной, и Toyota Motors оказалась на грани банкротства. Киичиро конфликтовал с сотрудниками и проводил сокращения. Это привело к тому, что в 1950-м он покинул свой пост, а руководить компанией стал его двоюродный брат Эйдзи Тойода.

Развитие и рост

Именно с Эйдзи и его работой связан новый виток активности и развития компании. Новый руководитель договорился с местными банками о кредитах и презентовал автомобиль SF — его дизайн уже создавался на базе итальянского FIAT, а не американских машин. Модель стала продаваться. Тогда же появилась и отдельная компания, которая стала отвечать за продажи автомобилей. Она получила название Toyota Motor Sales и просуществовала до 1982 года, когда произошло слияние с основным брендом.

В 50-е годы прошлого столетия работу компании стали перестраивать. В основу легли два принципа, которые ввел Эйдзи Тойода вместе с успешным менеджером Таиши Оно. Его пригласили как раз для развития бренда. Первый принцип — «кайдзен». Это экономия на ресурсах и постоянная модернизация производства, чтобы минимизировать затраты и снижать его себестоимость. Кроме того, в цехах появились ящики для предложений, куда каждый сотрудник мог опустить письмо со своими идеями по улучшению производства. Если идея внедрялась, рабочий получал премию.

Вторым важным принципом стал американский термин Just-in-time. Он был направлен на перестройку работы цехов. Комплектующие больше не хранились на заводе, а поступали только в нужных объемах к назначенному времени. За счет этого Toyota Motors смогли обойти американских конкурентов и стали производить автомобили с минимумом затраченного времени и ресурсов, а прибыль росла. В США к этим принципам пришли только через 20 лет, а за это время японская фирма стала захватывать авторынки во всем мире.

В тех же 50-х появились первые машины, которые до сих пор знают во всем мире — Corona и Land Cruiser. В это же время автомобили начали поставлять в США и Бразилию. А уже в 60-х машины Toyota не только продавались по всему свету, но и появлялисьяч первые заводы компании за рубежом.

В это время определенным средством продвижения бренда стал кинематограф! Потому что автомобили марки Toyota попали в фильм про Джеймса Бонда. Сам агент 007 в картине «Живешь только дважды» рассекал на машине 2000GT. А вот злодеи из японской мафии гнались за ним на Corona.

После этого об автомобилях Toyota стали писать в профильных журналах. А тот самый автомобиль злодеев даже получил титул «Авто года». И уже к 1972 году в США продается миллионная японская машина. В восьмидесятых Toyota буквально захватила американский рынок и набирала популярность в других странах. Заработанные деньги отправлялись в совершенствование производства и в обновление моделей. И как итог, уже в 90-е японская корпорация была одним из самых известных автобрендов.

В нулевые Toyota начинает устанавливать рекорды: сначала они преодолели порог в 100 млн проданных автомобилей. Затем, в 2005 году, в Книгу рекордов Гиннеса попала Corolla. Это модель стала первой в истории мирового автопрома, которую купили более 30 млн раз! В начале нулевых бренд создал свою команду в гонках Формула-1, но этот проект просуществовал всего 7 лет.

Toyota сначала выбилась в топ самых продаваемых марок автомобилей, а в десятые уже забралась на самую верхнюю строчку и до сих пор ее не уступает.

Не влияют на это даже скандалы, которые изредка, но появляются. Так в 2024 выяснилось, что представители Toyota подтасовывали данные о качестве своих автомобилей. Концерн признал свою вину и на время приостанавливал выпуск некоторых моделей. Однако продажи других автомобилей остались на самом высоком уровне.

Важные этапы развития компании Toyota

1937 — создание компании Toyota Motors Company, Ltd.

1939–1945 — работа на военную промышленность Японии.

1950 — создание Toyota Motor Sellers.

1956 — старт продаж автомобилей Toyota в США и Бразилии.

1957 — открыли представительство в США.

1961 — выпустили автомобиль Toyota Publica, самый коммерчески успешный автомобиль своего времени.

1962 — с конвейера сошел миллионный автомобиль Toyota.

1966 — выпустили Toyota Corolla.

1967 — открытие завода Toyota Motors Company, Ltd в Австралии.

1982 — выпустили Toyota Camry и провели слияние Toyota Motors Company, Ltd и Toyota Motor Sales.

1983 — начали сотрудничество с американской компанией General Motors.

1986 — запустили производство люксовых автомобилей под брендом Lexus.

1989 — появляется известный всему миру логотип Toyota из овалов.

1997 — выпустили первую гибридную версию Toyota Prius.

2007 — открыт завод Toyota в Санкт-Петербурге.

2008 — стали крупнейшим производителем автомобилей в мире.

2014 — объявили о закрытии производства в Австралии из-за высокого курса местного доллара.

2015 — объявили об инвестиции $1 млрд в развитие искусственного интеллекта и робототехники.

2016 — полностью выкупили активы компании Daihatsu и сделали ее полноценной дочерней компанией.

2021 — пообещали инвестировать $70 млрд в электромобили до 2030 года.

2024 — Вернулись в Формулу-1 через сотрудничество с командой Haas.

2024 — Сразу три автомобиля Toyota вошли в топ-10 самых продаваемых машин года. А по общему объему продаж японский концерн занимает первую строчку в мире.

Флагманы Toyota

Первым большим успехом стала Toyota Corona, которая продавалась за пределами Японии. Модель T30, которую выпустили в 1964 году стала очень популярной в США. За первые 12 месяцев продаж удалось реализовать порядка 20 тыс. машин. А все поколения Corona разошлись тиражом более чем в 27 млн экземпляров.

Toyota Corolla — еще один бестселлер из мира автомобилей. Эта модель подняла планку продаж для компании на новый уровень. Сейчас их уже продано более 40 млн. А модель E80 ознаменовала переход машин на передний привод.

Toyota Celica — стильный спорткар, который пришелся по вкусу тем, кто любит скорость и стиль. По первому пункту машина была настолько хороша, что ее использовали для участия в ралли. А известный автогонщик Карлос Сайнс старший в начале девяностых одерживал победы в соревнованиях именно на Celica. За стиль отвечало исполнение кузова и, например, в модели T180 скрытые фары.

Модель RAV4 — хороший представитель класса, который сейчас принято называть паркетниками. При этом он позиционировался как автомобиль для семейного отдыха с функцией вездехода. На нем можно было проехать к озеру или другим местам на природе. Вид у автомобиля был достаточно статусный, поэтому на стыке веков в России на нем ездили не столько семьянины, сколько состоятельные люди, подчеркивая свой статус.

А самым прорывным автомобилем в линейке Toyota смело можно называть Prius. Гибридный двигатель, который совместил в себе бензиновую и электрическую тягу, стал законодателем мод. Ведь он был первым в своем роде, который использовался в массовом производстве. После того, как японский концерн выпустил Prius остальные стали подражать, понимая, что за такими двигателями будущее. А машина стала не только привлекать внимание, но и пользоваться хорошим спросом у покупателей.

Структура компании

Владеют компанией сейчас акционеры. Основные — это два японских банка The Master Trust Bank и Custody Bank — им принадлежит более 20% акций. Toyota industries company владеет 8%.

Руководство

Председателем правления Toyota Motors Company, Ltd. остается представитель клана Тойода. Его зовут Акио, и он внук родоначальника компании Киичиро Тойода.

Президент холдинга — Кодзи Сато. Он долгое время руководил Lexus и считается экспертом в разработке дизельных двигателей.

Дочерние компании

Помимо бренда Toyota компания выпускает автомобили и под другими марками. Это Lexus, Hino, Daihatsu и Scion. Также Toyota Group входит в число акционеров таких автомобильных брендов как Subaru, Suzuki и Mazda.

Кроме машин для повседневной жизни, под всеми этими брендами выпускаются автобусы и большегрузы.

Кроме автомобилей, Toyota Group вкладывалась в развитие освоения аэрокосмической промышленности, робототехнику, швейное производство и экологические инициативы.

Присутствие на международных рынках

Сейчас можно смело говорить, что машины Toyota представлены во многих странах мира. Основными рынками для компании до сих пор являются местный японский и Северная Америка. Заводы компании расположены как минимум в 17-и, таких как США, Канада, Турция, Чехия, Китай и Аргентина.

Свое представительство в России Toyota закрыла в 2022 году из-за начала специальной военной операции (СВО).

Современность и перспективы

В 2024 году Toyota оставалась самым востребованным брендом в мире автомобилей. За прошедший год они продали свыше 9 млн машин по всему миру. В то время как конкуренты из Volkswagen смогли реализовать чуть менее 5 млн.

А в десятке самых продаваемых в 2024 году машин сразу три представителей Toyota: Corolla, RAV4 и Camry. Примечательно, что первая и вторая модель вообще попали в Топ-3 уступив только Tesla Model Y.

Также в прошлом году Toyota вновь вернулась в Формулу-1. С осени 2024 года японский производитель автомобилей заключил сотрудничество с американской командой Haas. Toyota будет заниматься проектированием и улучшением машин.

Сейчас компания продолжает работу по развитию направления электромобилей. Правда, на данный момент все исследования и разработки проводятся на имеющихся мощностях. В конце марта 2025 стало известно, что новый завод, который планировали открыть в японском городе Фукуока, будет построен с задержкой. На нем, в частности, Toyota планировала производства батарей, запас хода которых составит 1 тыс. км. Полная зарядка такого автомобиля должна проходить за 20 минут. Ранее поступала информация, что этот завод будет работать для поставки аккумуляторов для автомобилей марки Lexus.

А чтобы увеличивать свое влияние, в том числе и на Китай, Toyota в прошлом году запустили на рынке Поднебесной продажи электрокара кроссовера bZ3X. Стоимость его составила всего $15 тыс., и за первые часы на машину поступило порядка 10 тыс. заявок. Помимо того, что этот автомобиль стал самым дешевым электромобилем Toyota в Китае, его снабдили интеллектуальной системой управления Momenta 5.0. Она включает в себя 25 разных функций, в том числе разные виды парковки и контроля во время движения в зависимости от скорости и плотности траффика.

Концерн Toyota не перестает вкладываться и в другие отрасли, кроме автомобилестроения. Так в октябре 2024-го они заявили о планируемых инвестициях в размере $500 млн в производство и развитие электрических воздушных такси. Пока фирма Jobi Aviation, в которую японская корпорация вкладывает деньги, работает в Калифорнии, США. И развивается именно в Штатах.

Не обходят Toyota и проблемы в связи со сменой власти в США. Как пишет New York Times, в ближайшее время могут возникнуть проблемы с работой японской фирмы в Америке. Всему виной пошлины, которые вводит администрация Дональда Трампа. Под них уже попала продукция Toyota с заводов, которые находятся в Мексике и Канаде.

Стратегия и экология

Toyota Motors Company, Ltd уже много лет не отходит от своих принципов, которых она придерживалась годами. Это нацеленность на улучшение качества автомобилей и комплектующих, использование инноваций в работе и желание держать планку качества и надежности продукции.

При этом большое внимание компания Toyota уделяет и экологии. Во всех странах, где представлена корпорация, установлено правило строго следовать местным законодательствам. На производствах собирают макулатуру и перерабатывают аккумуляторы. Также компания стремится создавать полностью безотходное производство автомобилей, понимая, насколько это важно для экологии.

Планы компании на будущее

По изначальным планам Toyota Motors Company, Ltd планировала увеличивать и развивать выпуск электромобилей. Однако в 2024 году они обновили свою программу по развитию именно этого направления. Если до этого в программе указывали, что выпустят 1,5 млн электромобилей, то в прошлом году они сократили это число на треть. Можно предположить, что это реакция корпорации на снижения спроса на этот вид авто по всему миру и уменьшения льгот для владельцев. В то же время планы по развитию направления не отменяются. Перед инженерами стоит задача разрабатывать более емкие батареи для электромобилей.

Не останавливается и экспансия компании на международной арене. В марте 2025 стало известно, что в индийском Бангалоре должен открыться научно-исследовательский центр компании. И к 2027 году там должно трудиться около тысячи инженеров. И хоть в самой Toyota Motors Company, Ltd пока эту новость не комментируют, СМИ предполагают, что это делается для расширения влияния на индийском рынке.