• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

advertising@incrussia.ru

Журнал

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Леонид Богуславский: «Во власти есть стратегическое непонимание происходящего»

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Разобраться

Фрилансеры, пожилые соискатели и дефицит талантов: главные тренды современного рынка труда и что с ними делать

Фрилансеры, пожилые соискатели и дефицит талантов: главные тренды современного рынка труда и что с ними делать
Фото: Unsplash

Миллениалы и представители поколения Z постоянно меняют работу, одновременно все быстрее растет количество пожилых соискателей, талантливых кадров катастрофически не хватает, всё больше людей страдает от профессионального выгорания. Как бизнесу реагировать на эти кадровые вызовы?


Тренд №1

Развитие экономики «подработок»


По данным института Гэллапа, 36% работников в США вовлечены в те или иные формы фриланса и альтернативных трудовых отношений, таких как частичная занятость или подработка через платформы Uber или TaskRabbit. В Европе по статистике ОЭСР на 2018 год самозанятые составляли 15,3% всего рынка труда. По данным Бюро статистики труда США на 2018 год сотрудники в среднем задерживаются на одном рабочем месте не более 4 лет. Россия не отстает: согласно результатам опроса HeadHunter, 14% соискателей в РФ выбирают фриланс, 17% трудятся удаленно в штате компаний. А в 2018 году 28% россиян успели сменить работу.

Эти цифры указывают на развитие gig economy (от англ. «gig», подработка) — на смену долгосрочным контрактам приходит свободная форма занятости с множеством краткосрочных контрактов. Стабильная работа в офисе проигрывает новому тренду, ведь она часто лишает возможности самостоятельно распределять время, не дает свободно перемещаться по миру и мешает заниматься дополнительными проектами. Поэтому все больше людей выбирает временную и удаленную работу — фриланс.

Сотрудничество с фрилансерами для бизнеса — это постоянная текучка кадров. Если удаленному сотруднику предложат больший гонорар, он может легко переметнуться на сторону конкурента, так как редко чувствует себя частью компании. Поэтому основная задача управленца — минимизировать риски от текучки и обеспечить лояльность удаленных сотрудников.


Что делать бизнесу?

  • Найти своих людей. Полезно составить пул талантливых фрилансеров, чтобы при возникновении очередной задачи не тратить время на поиски и ошибки. В идеале, руководитель должен сделать один звонок или отправить одно сообщение, чтобы поручить работу квалифицированному и проверенному человеку.
  • Держать в курсе жизни компании. Пусть в системе для совместной работы фрилансеры видят не только задачи, но и внутренние корпоративные новости, приглашения на мероприятия и прочую полезную информацию, вовлекающую в происходящее в компании.
  • Инициировать встречи оффлайн. Личный контакт сближает — лояльность к компании растет. Стоит ввести бонусы и поощрения для фрилансеров: выдавать лучшим премии, приглашения на корпоративные мероприятия, обучение и встречи в офисе.


Тренд №2

Старение населения


Достижения медицины и улучшение условий труда продлевают продолжительность жизни. Согласно данным ООН, к 2050 году численность людей в возрасте от 65 лет составит 16% от всего населения Земли, то есть вырастет почти вдвое в сравнении с показателем в 9% на 2019 год. В Европе, по данным Eurostat за 2018 год, 18% населения уже старше 65 лет. Через несколько лет в РФ сложится подобная демографическая возрастная ситуация.

Возрастных кадров будет становиться всё больше. Пожилые люди — ценный ресурс компании, благодаря квалификации, опыту и лояльности. Но им необходимо обеспечивать особую заботу и комфортные условия труда. В идеале — разработать для них специальную кадровую стратегию.


Что делать бизнесу?

  • Мотивировать взрослых сотрудников к обмену опытом. Необходимо давать возрастным сотрудникам ощущение значимости для компании, поощрять к взаимодействию c молодыми сотрудниками. Прекрасное решение нашли в компании Daimler AG. Там много пожилых сотрудников, средний возраст — 44,7 лет. Руководство предложило всем желающим разработать меры для облегчения труда пожилых коллег. В результате была разработана система, позволяющая возрастным сотрудникам легко меняться сменами, вышедшим на пенсию — участвовать в краткосрочных проектах. В частности, в компании запустили видеоплатформу, на которой опытные возрастные сотрудники выкладывают обучающие ролики для молодежи. Так руководство повышает мотивацию этих сотрудников.


Тренд №3

Война за талантливые кадры


Согласно прогнозам, к 2020 году всего 10% кадров в США и Европе можно будет назвать высококвалифицированными. Те, кто попадут в их число, будут на 400% продуктивнее «середнячков». Если в областях средней сложности разрыв в продуктивности составляет 85%, то в сложных областях, таких как разработка программных продуктов, топ-менеджмент международных компаний, он может достигать 800%! Это провоцирует настоящую «войну за таланты».


Что делать бизнесу?

  • Предложить большее, чем деньги. Есть 4 основных пункта, которые составляют ценностное предложение сотруднику, — то, что компания ему предоставляет в обмен на время, опыт, идеи, силы, талант: крутой лидер, великая компания, интересная работа, отличное вознаграждение. Многие компании формируют свое предложение, стараясь учесть все пункты, и теряются на рынке. Поэтому важно подчеркивать один, не забывая о прочих. Вот как это реализовано на примере ценностных ориентаций популярных компаний: желаете менять мир — добро пожаловать в Tesla; вдохновляет харизма Олега Тинькова — вперёд, в «Тинькофф»; хотите решать сложные задачи — идите в Google.
  • Грейдовая система оплаты. Вместо обычных фиксированных окладов, передовые компании, такие как DHL, «Вимм-Билль-Данн», IBS, выбирают «вилковый» принцип оплаты: сотрудники получают зарплату в зависимости от ценности труда, даже находясь на одинаковых должностях. В этой системе сотрудник, работа которого значительно влияет на прибыль компании, может заработать больше своего руководителя.


Тренд №4

Эмоциональное выгорание кадров



Что делать бизнесу?

  • Организовать здоровую рабочую атмосферу.
  • Ставить задачи четко и предоставлять всю информацию, необходимую для их выполнения.
  • Давать возможность самостоятельно выбирать задачи, в том числе не связанные с текущими обязанностями, пробовать себя в новом качестве или в новой специальности. Организовать экспериментальную ротацию, когда сотрудник может быть прикомандирован к другому цеху, филиалу, офису партнера и т. п., но с гарантированным возвращением обратно спустя какое-то время.
  • Поощрять командную работу, чтобы сотрудники «разделяли» трудности.
  • Разгружать тех, кто перегружен работой.
  • Стараться организовать рабочее пространство для коллектива в разных стилях и с разными дизайнерскими решениями. Выделять пространство для релаксации и возможности снять напряжение. Предоставить возможность обратиться к психологу за счет компании для профилактики и выявления синдрома эмоционального выгорания.
  • Предложить комплексные wellness-программы для сотрудников.