Украина за последние пять лет стала европейским центром IT-аутсорсинга и площадкой для тестирования стартап-гипотез: локальный рынок довольно большой, при этом ограничений меньше, чем в России. Управляющий партнер венчурного фонда QPDigital Николай Шаповалов рассказал, на какие нюансы стоит обратить внимание новому проекту при запуске в Украине.
По данным DealBook 2021, в 2020 году украинские технологические компании впервые привлекли более $571 млн венчурного и частного капитала, причем преимущественно от иностранных инвесторов. В Украине регулярно появляются новые стартапы-единороги, локальные сервисы выходят на рынок Восточной Европы и других регионов, а местными IT-продуктами пользуются крупные технологические компании. Например, услугами HR-платформы People.ai, которая недавно стала единорогом, пользуются Zoom, Lyft и Dropbox. Оценку в $1 млрд также преодолели сервис для грамотного написания текстов на английском Grammarly и приложение для интернет-банкинга Monobank.
В целом, только в 2020 году страна экспортировала IT-сервисы на $5,06 млрд. А по темпам аутсорсинга она обходит большинство стран Европы. Более того, IT-сфера здесь в среднем прирастает на 20% в год, для сравнения — в Европе этот показатель равен 6%.
Лаборатория гипотез
И хотя по объему рынка Украина уступает многим регионам с сопоставимым населением и территорией, здесь постепенно складывается экосистема для масштабизации IT-продуктов. В первую очередь это касается SaaS-платформ и сервисов на базе ИИ — например, по количеству компаний в сфере искусственного интеллекта Украина превосходит многие страны Европы. А в рейтинге Global Skills Index 2021 от Coursera страна занимает восьмое место по развитию навыков и экспертизы в сфере технологий — в первую очередь в сфере программирования, мобильной и веб-разработки. На этот тренд влияет и сильная математическая школа, и ориентация на внешний рынок, — IT-услуги стабильно пользуются спросом в Европе, и локальные специалисты зачастую работают на аутсорсе.
При этом зарплаты в регионе ниже, чем в США или Европе, а запуск бизнеса требует меньших затрат. По данным GlassDoor, разработчик в Киеве в среднем получает до $3 тыс. в месяц, тогда как в США — около $9 тыс.. Неудивительно, что западные компании открывают в Украине свои офисы и R& D-центры, — только за последние два года это сделали Google, Reddit, BlaBlaCar и Lyft.
Еще одно преимущество — довольно большая территория с развитой инфраструктурой. Здесь есть крупные транспортные сети, развитая сеть логистики, а также достаточно крупных предприятий, которые пока не завершили или еще не начали процессы автоматизации и цифровизации (по этим показателям Украина стоит в одном ряду с Кенией и Руандой). В совокупности это огромный рынок, который нуждается в новых сервисах, продуктах и технологиях, а главное, располагает ресурсами для их приобретения.
Все это в комплексе делает Украину идеальной площадкой для проверки и отработки гипотез. Другое потенциальное преимущество — минимум ограничений при поиске инвестиций на стадии роста. Поскольку локальный рынок меньше, местные компании сразу делают ставку на запад — строят коммуникации на английском языке, планируют экспансию в страны Европы (обычно в Польшу или Литву). Пул инвесторов тоже потенциально шире — и в данном случае стартапу помогает не столько расположение конкретно в Украине, сколько формальное нахождение в Европе.
Впрочем, для некоторых стран Украина становится предпочтительной юрисдикцией — например, из-за политической ситуации в Белоруссии многие стартапы перебрались из Минска в Киев. Так, белорусский стартап PandaDoc, который недавно получил статус единорога, перевез значительную часть команды в Киев, Одессу и во Львов. В компании отметили, что в Украине большой пул талантливых специалистов, а также более выгодные условия налогообложения.
К слову, страна занимает 34-ю строчку в рейтинге лучших регионов для запуска стартапа (для сравнения — Россия занимает 17-е место). Основные преимущества — мощная база разработчиков и относительно низкие цены. В то же время близость к европейскому рынку стимулирует фаундеров уезжать из Украины и запускать стартапы в странах ЕС. В России ситуация обратная — локальный рынок большой, и у основателей часто нет мотивации осваивать новые рынки. Это приводит к формированию закрытой экосистемы, как в Китае.
Что учесть при выходе на украинский рынок
Разберем, какие нюансы стоит учесть при выходе на украинский рынок при условии, что вы планируете в будущем выходить на «транзитные» рынки — в Польшу, Литву, Эстонию или другие страны Европы.
Глобально запуск на украинском рынке существенно не отличается от запуска в любой другой стране Европы. Большинство юридических вопросов помогают решить локальные фонды и инвесторы, с которыми лучше заранее установить контакт. Фаундерам, по большому счету, важно думать не столько о ТОВах, ФОПах и нюансах налогообложения, сколько об эффективности и уникальности бизнес-модели. В этом случае есть шанс успешно запустить продукт как в Украине, так и за ее пределами. И если цель — именно выйти в другие страны, важно не задержаться на локальном рынке, а быстро масштабироваться с помощью сильной команды и грамотного маркетинга.