Среднестатистический взрослый человек ежедневно принимает около 35 тыс. решений. Звучит абсурдно, но это так. И чем выше ваш уровень ответственности — тем чаще вам приходится делать выбор. Основатели и топ-менеджеры компаний (вне зависимости от их масштаба, страны или сферы деятельности) сталкиваются как с похвалой, так и с критикой за принятые ими решения. Но есть одна потрясающая корпоративная стратегия, которая доказала своё превосходство над всеми остальными: заботьтесь о своих сотрудниках — и тогда они позаботятся о вашем бизнесе.
В прошлом году доброта и сочувствие были важны как никогда. Вот несколько примеров того, как руководители компаний преуспели благодаря стратегии «человек прежде всего».
«Дайте своим людям власть»
Генеральный директор Gravity Payments Дэн Прайс заработал репутацию человечного руководителя. Ещё в 2015 году он сократил свою зарплату в $1 млн, чтобы все его сотрудники могли получать минимум $70 тыс. Это необычное решение с лихвой окупилось в 2020 году.
В начале пандемии Сovid-19 Прайс пришел к выводу, что компания продержится на плаву не более трёх месяцев. Прежде чем приступить к увольнениям, он решил поинтересоваться мнением своих 200 сотрудников и попросил их подсказать лучшее решение в сложившейся ситуации. «Дайте своим людям власть, будьте честными и демократичными. Они предложат решения, которых вы не видите», — сказал Прайс в интервью Entrepreneur. Как оказалось, он был прав.
Чтобы предотвратить увольнения, сотрудники решили анонимно и добровольно сократить свои зарплаты. Таким образом команда ежемесячно помогала компании на общую сумму в полмиллиона долларов. Некоторые люди отказывались от весьма крупных сумм, хотя Прайс установил лимит на уровне не более 50% от зарплаты. К концу лета он уже был уверен, что компания переживёт кризис и сможет рассчитаться с каждым сотрудником.
«Более человечный подход»
Хьюберт Джоли возглавлял Best Buy с 2012 по 2019 год. Уже спустя год после его прихода на должность гендиректора акции компании выросли в три раза. Но заслуга Джоли не только в этом — он инициировал гуманизацию управленческих процессов в Best Buy.
В интервью Harvard Business Review Джоли вспоминал, что до его прихода на должность в компании оценивали эффективность сотрудников посредством обезличенных и основанных исключительно на числах форм. Усомнившись в правильности такого подхода, он стал лично общаться с людьми по результатам их работы. По словам Джоли, сотрудники зачастую оценивали себя даже строже, чем он сам. Тогда глава Best Buy решил распространить этот «более человечный подход» на всю компанию.
Джоли предложил сотрудникам самим разработать стандарты оценки их эффективности. Это не только помогло улучшить систему отчётности в компании, но и побудило членов команды к достижению более высоких результатов. Управленческая философия Джоли не осталась незамеченной — он вошел в сотню лучших руководителей по версии сайта Glassdoor, а журнал CEOWorld включил его в свой список лучших гендиректоров мира.
«В основе сплочённости — любовь»
Массовое увольнение сотрудников AirBnb в 2020 году, возможно, стало самым изящным в истории. Гендиректор компании Брайан Чески провёл настоящий мастер-класс по человечности и ответственности перед своей командой.
Когда из-за последствий пандемии AirBnb решила расстаться с 1,9 тыс. из 7,5 тыс. сотрудников, Чески написал коллективу искреннее и подробное письмо. В нём он открыто рассказал о причинах увольнения, кто именно покинет компанию и что было сделано руководством для минимизации сокращения штата. Это письмо стало яркой демонстрацией прозрачности в принятии столь сложного решения.
Чески ясно дал понять увольняемым сотрудникам, что их вины в случившемся нет и он прекрасно понимает, каково это — потерять работу. И это были не пустые слова. Компания запустила специальный сайт, с помощью которого уволенные сотрудники могли найти себе новую работу. Кроме того, их трудоустройством занимались кадровые работники самой AirBnb. Проявленное Чески сопереживание к уволенным подчинённым раскрыло его силу как лидера и человека.
«Моя команда — моя крепость»
Когда разразилась пандемия, я больше всего боялась закрытия компании, поскольку это ударило бы по почти 500 моим сотрудникам. Чтобы выжить, нам нужно было экономить деньги. Я полностью отказалась от своей зарплаты, а два моих топ-менеджера урезали доходы на 50% каждый. Но этого оказалось недостаточно. Требовалось уволить четверть моих сотрудников, что увеличило бы нагрузку на оставшихся. И тогда я после некоторых колебаний решила уменьшить всему коллективу зарплату на 25%. Результат был ошеломляющим.
Вместо гнева я получила от сотрудников благодарственные письма о том, насколько они счастливы работать в Dotcom. Оглядываясь назад, считаю, что приняла тогда лучшее решение из возможных. Когда работа компании стабилизировалась, я не только восстановила всем сотрудникам их прежние зарплаты, но и вернула урезанные 25%.