Зачем они это делают: берут студентов на стажировку

Зачем они это делают: берут студентов на стажировку
Фото: The Washington Post/Getty Images

На западе стажировки студентов в компаниях — распространенная практика. По данным NACE, более 90% организаций в США используют этот инструмент для последующего найма интернов на работу (как временную, так и фулл-тайм). В России, напротив, бизнес все еще относится к этому явлению с опаской — студентов не берут совсем или доверяют им только «перекладывать бумажки«. Но есть и исключения — владельцы и менеджеры отечественных компаний рассказали Inc., зачем они тратят время и деньги на обучение стажеров и почему неопытный сотрудник иногда выгоднее заматерелого спеца.


Причина №1. Хорошая инвестиция


Дмитрий Шеленговский

основатель компании-разработчика мобильных игр Playgendary

Часть вакансий мы открываем специально для стажеров. Основные критерии отбора: желание много работать и креативить, знание игровой индустрии и тенденций мобильной разработки.

Многие думают, что стажеры выгодны бизнесу с финансовой точки зрения. На самом деле неопытный сотрудник обходится команде даже дороже senior-специалиста. Руководители отделов вкладывают немало ресурсов в обучение и адаптацию новичков (как правило, этот процесс занимает от 6 месяцев до 1,5 лет).

Тем не менее, студенты — хорошая инвестиция. Они близки к целевой аудитории, лучше понимают современные технологии и приколы, отличаются стрессоустойчивостью (это помогает им гибко и быстро реагировать на ситуацию). Но главное, молодые ребята быстро учатся и нацелены на рост в компании — среди наших тимлидов есть те, кто пришел в компанию еще студентом.


Причина №2. Высокая лояльность


Алексей Шабаршин

управляющий партнер венчурного фонда Startup Lab

Мы берем на стажировку студентов, если они готовы впоследствии работать у нас, — тогда игра стоит свеч. В первую очередь смотрим на личностные и волевые качества человека, образ мышления, особенности поведения в сложных жизненных ситуациях.

Студентам доверяем работу попроще: поиск и систематизацию информации, приведение в порядок документации и т. п. Затем смотрим, что у них получается лучше, и развиваем в этом направлении.

Из плюсов работы со студентами можно выделить низкую стоимость труда, старательность, свежий взгляд на привычные вещи и высокую лояльность. Важно сделать так, чтобы у стажера была возможность обучаться самостоятельно, и помогать ему расти. В результате вы получите сотрудника, который говорит с вами на одном языке и хорошо знает, как выстроены все процессы в вашей компании.


Причина №3. Свежие головы


Виктор Милешин

куратор стажерских программ банка для предпринимателей «Точка»

Студентов на стажировку мы берем, и достаточно охотно. Чтобы попасть к нам, они проходят собеседование и решают тестовое задание. В сейлз-команде стажеры открывают предпринимателям расчетные счета (для этого их обучают ведению переговоров и технике продаж). В команде разработки — фиксят баги, но бывает, что сразу «пилят фичу» для мобильного приложения банка. Иногда стажерам требуется помощь наставника, но чаще всего они ищут ответы на вопросы самостоятельно или гуглят.

Основной плюс стажировок — возможность получить ценные кадры со свежими головами, открытыми миру и свободными от рамок и стереотипов (их обычно внушают на предыдущих местах работы). Успешные стажеры более усердны и лояльны — это помогает в развитии HR-бренда компании. Да, потребуется время на их обучение с чистого листа, но столько же дней и часов вы потратите на поиск и погружение в процесс опытного сотрудника «с рынка» (а он впоследствии может уйти в другую компанию).


Причина №4. Снижение нагрузки на специалистов


Екатерина Макарова

сооснователь каршеринга BelkaCar

Периодически мы берем студентов на временные проекты с возможностью остаться в штате, но это не постоянная история. Обычно они работают по запросам от департаментов: подключаются в качестве ассистентов, если где-то требуется помощь.

Основные плюсы от привлечения стажеров — экономия финансовых ресурсов и снижение нагрузки на специалистов, выполняющих непрофильные задачи. Главный недостаток в нашем случае — отсутствие у временного работника опыта в каршеринге (часто штатному специалисту проще выполнить задание самому, чем переделывать за кем-то).

Привлекать стажеров в отделы маркетинга или техподдержки невыгодно — на обучение понадобится время (по опыту — около 3 месяцев), но часть компетенций в других отделах они закроют на ура.


Причина №5. Задор и драйв для всей команды


Евгений Никонов

основатель креативного агентства BezNebes

В нашем бизнесе стажировки — обычное явление. В рекламной отрасли очень мало нишевых специалистов, и зачастую проще обучить студента, чем искать спеца на рынке. И именно поэтому в первые 2 недели доверять стажеру ничего нельзя: ему нужно передать свои знания, а уже после — подпускать к каким-то вещам.

Вообще стажеры — палка о двух концах. С одной стороны, это безбашенные идеи, задор, драйв и свежесть ума, которых так часто не хватает компаниям. С другой — большие временные затраты на документы (заключение договора о стажировке) и обучение. И нет никаких гарантий, что стажер вернется в вашу компанию, — возможно, вы обучите его для кого-то другого.

Если брать в целом, стажировки бизнесу не выгодны. Вы вкладываете в стажеров много времени, сил и знаний, а процент возвратившихся в компанию минимален. Зато вернувшиеся становятся самыми преданными, ценными и работоспособными сотрудниками.