Залечь на дно с криптой: поможет ли блокчейн бизнесу в киноиндустрии?

Залечь на дно с криптой: поможет ли блокчейн бизнесу в киноиндустрии?
Фото: ТАСС

Видные фигуры отечественного кино — Федор Бондарчук и Константин Хабенский — в начале июня объявили о запуске краудфандинговых блокчейн-платформ для сбора средств на производство фильмов. По их задумке, финансировать фильмы и претендовать на долю доходов от проката сможет любой человек — с помощью ICO. В киноиндустрии относятся к идее скептически: российские фильмы окупаются редко (лучше всего — малобюджетные комедии и ужастики), плюс на кинорынке много воровства. Но шансы собрать деньги на производство картин с людей, мечтающих прикоснуться к миру кино, есть (и блокчейн здесь ни при чем). А технология поможет контролировать расходы на производство фильмов и защитить интеллектуальные права.


Российская киноиндустрия осваивает блокчейн: Бондарчук и Хабенский объявили о запуске платформ почти одновременно. Рассказывая о запуске Cinematix, Хабенский заявил, что ранее обсуждал идею с Бондарчуком: в ходе беседы тот признавался, что тоже думает «о фандрайзинге в кино». Обе платформы (Cinemico — Бондарчука; Cinematix — Хабенского) будут работать по одному принципу: пользователи будут инвестировать в фильмы на стадии производства в обмен на долю в будущих доходах от проката. Основными инвесторами Cinemico, по данным «Ъ», стали глава ru-Net Ventures Леонид Богуславский, совладелец Ruspetro Александр Чистяков и частный инвестор Леонид Курбатов. Сооснователями Cinematix, наряду с Хабенским, выступили бывший предправления банка «Русский стандарт» Илья Зибарев и совладелец компании ICOBox Николай Евдокимов. (Уже в середине июля Cinematix прервала сотрудничество с ICOBox из-за «несогласованной продажи прав на токены проекта через различные площадки в тот момент, когда это невозможно юридически». — Inc.) Cinematix Хабенского запустится в конце 2018 — начале 2019 года, тогда же на платформе появятся первые фильмы. Запуск Cinemico запланирован на осень 2018 года, причем первым фильмом, в который можно будет инвестировать на платформе, станет «Притяжение 2» самого Бондарчука.

Кинорынок не верит, что инвесторы, желающие заработать, захотят вкладывать деньги в фильмы. Производству фильмов в России, в целом, не хватает контроля за расходом денег. К тому же гарантировать прибыль от фильма невозможно, заявил Inc. глава продюсерской компании «Среда» Александр Цекало: «Чаще всего кино снимают на деньги частных инвесторов (дай им Бог здоровья), которые находятся на вершине пирамиды Маслоу». Основная проблема тех, кто вкладывается в кино, в том, что они не могут узнать, какие деньги реально тратятся на съемки фильма, объяснил Inc. глава кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов. Причем участники съемочного процесса, по его словам, зарабатывают в основном на производстве и только во вторую очередь на прокате: «Это касается всех стран мира, даже Америки».

Судьба блокчейн-платформ для кинобизнеса зависит от воли властей, потому что закон не регламентирует распределение доходов от фильма между обладателями токенов. И в России, и в мире существует много ограничений, направленных на защиту прав инвесторов, рассказал Inc. сооснователь Exante Анатолий Князев: «Регуляторы считают: если инвестор не профессионал, лучше ограничить его в возможных способах инвестировать, чтобы он не потерял свои средства». Судьба платформ будет плачевна, если проект финансово провалится (или фильм не снимут): потеряв деньги, инвесторы могут обратиться с заявлением о мошенничестве, и, скорее всего, его примут, добавил он. Сооснователь DeCenter Евгений Гордеев прогнозирует, что благодаря связям во властных кругах Бондарчук и Хабенский могут пролоббировать для своих компаний разрешение на распределение сборов между участниками ICO «с целью изучения перспектив краудинвестинга российского кинематографа».

Если бы токены можно было обменять на какую-либо привилегию в рамках проекта, идея стала бы прозрачней, считают эксперты. «Когда выпускаются токены, чтобы распределять возможную прибыль фиатного проекта, — это извращенное использование блокчейна. Если бы в конце концов все платили за просмотр фильма криптой, тогда всё было бы нормально», — говорит сооснователь Comino Евгений Власов. По мнению сооснователя DeCenter Евгения Гордеева, целесообразно заинтересовать спонсоров кино возможностью посетить предпремьерный показ или получить эксклюзивный «мерч» за токены: «Дальше эти криптобилеты можно реализовывать по-разному: на аукционе например (кто больше заплатит)».

«Масштабы воровства в кино глобальные — это один из самых непрозрачных рынков», — говорит глава кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов. Инвесторам же важно понимать, что расходы на производственный процесс не будут списаны задним числом. Продюсер рассчитывает, что в результате проникновения блокчейна киноиндустрия избавится от этой проблемы. Изотов сам готовится запустить глобальную блокчейн-платформу Open Hollywood Platform, чтобы объединить профессиональное киносообщество по всему миру. «У каждого из участников кинопроцесса есть свои боли: заказчик хочет снизить затраты и контролировать процесс, организаторам нужны инструменты для управления проектами, которые позволят тратить на съемки меньше, творческим кадрам нужны проекты и развитие карьеры, подрядчикам тоже все время нужны заказы». В ближайшее время продюсер планирует закрыть раунд на $500 тыс., а в конце 2019 года вывести проект на ICO.

Лучше всего в России окупаются малобюджетные комедии и ужастики. «Кино с бюджетом более $1,5 млн в России — это уже зона риска», — говорят в «Царь Pictures». Редко окупаются картины для интеллектуалов: например, фильм «Ампир V» Виктора Гинзбурга по роману Виктора Пелевина «Empire V» продюсер Изотов называет «чисто меценатской историей» и «заведомо убыточным проектом». Чтобы завершить производство фильма, продюсерам не хватает около 300 млн рублей, которые они рассчитывают привлечь с помощью ICO (оно начнется в августе, а пресейл стартовал в июне). Производственный бюджет фильма — 400 млн руб., пишет «Ъ», создатели рассчитывают заработать 1 млрд рублей только на российском прокате. Бюджет предыдущего фильма Гинзбурга «Generation П» — тоже по роману Пелевина — превысил $7 млн; картина не окупилась в прокате, собрав всего 125 млн руб.

Привлекать финансирование от фанатов кино, не стремящихся к выгоде, можно и на обычной краудфандинговой платформе. Создатели российского фильма «28 панфиловцев», вышедшего в прокат во второй половине 2016 года, собрали на этапе производства 34,7 млн рублей с 35 тыс. человек с помощью традиционного краудфандинга. На старте сбора они заявили, что вложат все деньги в производство фильма, пожертвовав призами, но пообещали разместить имена спонсоров в титрах. По мнению создателей, главный мотив спонсорской помощи в их ситуации — «желание увидеть, наконец, хороший фильм о войне». Общий бюджет киноленты составил 150 млн рублей (в финансировании участвовали Министерства культуры России и Казахстана, а также частные инвесторы). В результате фильм собрал в прокате по странам СНГ более 385 млн рублей, в кинотеатрах его посмотрели более 1,7 млн зрителей.