Государство пытается вывести с кинорынка независимых игроков. Что делать бизнесу?

Государство пытается вывести с кинорынка независимых игроков. Что делать бизнесу?
Фото: Jason Larkin/Getty

Российский кинорынок может остаться без независимых фестивалей и ретроспектив. Такое решение приняли депутаты Государственной думы, одобрив в окончательном чтении законопроект, запрещающий показ фильмов без прокатного удостоверения, если на фестивале нет конкурса и жюри. Это очередной удар по кинобизнесу: кинотеатры регулярно трясут скандалы с переносом даты релиза выхода фильмов, также чиновники внимательно следят за оборотами онлайн-площадок показа кинолент. Участники кинорынка заговорили о том, что государство старается освободить поле от любых независимых игроков, оставить в живых только отечественные киноленты и Московский международный кинофестиваль. Inc. разобрался, какие еще проблемы есть на сегодняшнем рынке кино в России.


Когда новый закон вступит в силу, в России не смогут зарабатывать малобюджетные кинофестивали, на которых не проводится конкурс и нет жюри. Госдума определила кинофестиваль как «культурно-просветительное мероприятие, проводимое в соответствии с регламентом (правилами), утверждаемыми организаторами кинофестиваля, и представляющее собой публичную демонстрацию специально отобранных фильмов». Если в рамках фестиваля проходит конкурс и работает жюри, прокатные удостоверения лентам не требуются. Получается, если конкурса нет, любая ретроспектива должна проводиться только на основе фильмов с прокатным удостоверением. Это тот самый документ, который с 2016 года выдает Министерство культуры. То есть без прокатного удостоверения на кинофестивалях нельзя будет показать зарубежные фильмы, созданные в 2016 году и ранее. Чиновники заявили, что цель новых правил — понять, сколько вообще в России фестивалей и когда они проходят.

Последние три года на рынке независимых кинофестивалей наблюдался бурный рост. Принятый закон убивает сразу более сотни независимых кинофестивалей: КароАрт, ArtPokaz, AmFest, Иноекино, Синематека Искусство Кино, Britfest и многие другие. «Провести зачистку для «своих» фестивалей, а заодно и установить контроль «качества». Ловкий и выгодный маневр — зачистить рынок кинотеатральных непрокатных показов от тех организаций, которые независимы от государства, то есть не имеют государственного бюджета/вложений, а заодно и установить контроль «качества» программ. А введение обязательного утверждения фестиваля не что иное, как цензура», — заявил основатель проекта Иноекино Алексей Бажин. В 2017 году на Иноекино было продано 37 тыс. билетов, пояснил Бажин Inc. На данный момент он готовится оспаривать права независимых фестивалей, но говорит, что фестиваль придется просто закрыть, если процедура не будет пересмотрена, — он станет нелегальным, да и кинотеатры не будут пускать его на свои площадки.

Перед одобрением законопроекта депутаты Госдумы встречались с представителями отрасли и собирали их замечания, но ни одно не было учтено, рассказали Inc. в пресс-службе сети кинотеатров КАРО. Проект сети КАРО.Арт тоже подпадает под нововведение. В обороте компании выручка от фестиваля занимает 5% (общие обороты группа компаний не раскрывает). Создатели фестивалей и эксперты кинорынка задумались о том, как противостоять цензуре Минкульта, но пока не понимают, как именно стоит себя вести. А кинотеатральные сети попросили президента вмешаться в ситуацию.

В Министерстве культуры тем временем уверяют, что никаких проблем для организаторов независимых кинофестивалей нет. Руководитель Департамента кинематографии Минкультуры Ольга Любимова заявила: зато законопроект отменяет визы для иностранных кинематографистов, а любой кинофестиваль может стать международным «одним щелчком», — в фестивале должен принимать участие хотя бы один иностранный проект. Участники рынка скептически смотрят на такие доводы: ведь им придется тратить время и деньги на получение документов на фильмы. Также Любимова добавила, что чиновники рассматривают введение статуса для маленьких независимых кинофестивалей, чтобы те могли показывать фильмы без прокатного удостоверения.


Как получают прокатное удостоверение:


нужно представить в Минкульт пакет документов и копию фильма (часто это невозможно, потому что правообладатель защищается от пиратства и выдает картины на фестивали в последний момент, с новыми фильмами тоже сложно — они бывают готовы буквально накануне премьеры);

заявить дату выхода фильма (к ней привязана вся рекламная активность);

чаще всего прокатные удостоверения выдают за 1-2 недели до проката;

дистрибьюторы начинают продвижение фильма за 3-4 месяца до премьеры, но Минкульт часто меняет дату выхода киноленты в последний момент. В этом случае распространители несут убытки: рекламные деньги сгорают.

Кинотеатры, в свою очередь, страдают от других инициатив Министерства культуры — переноса даты выхода тех или иных фильмов в пользу отечественных кинолент. В разговоре с Inc. представитель сети кинотеатров «КАРО» назвал результат такой практики «каннибализацией» других картин. «Результаты российского кино в первом полугодии действительно выдающиеся, если бы в этот период выходили успешные зарубежные картины, то российское кино совершенно точно бы не потеряло, а рынок вырос бы», — объяснил он. Самым плачевным для кинотеатров стал перенос премьеры фильма «Приключения Паддингтона 2» в январе 2018 года (тогда о переносе премьеры кинотеатры узнали за 1 день до выхода фильма на большие экраны, а готовились к ней 6 месяцев). Прокатчик потерял деньги и эффект от рекламной компании, а кинотеатрам пришлось экстренно менять расписание и выслушивать претензии гостей. «Даже дистрибьюторы, представляющие крупные студии, имеют сложности с получением прокатных удостоверений по срокам и техническим требованиям из-за некорректной процедуры, которая не отвечает современным реалиям рынка, несогласованной внутриведомственной работы, и несколько раз прокатное удостоверение являлось рычагом давления на бизнес. Прокатное удостоверение не является гарантией выхода фильма и создает огромное количество рисков для всей индустрии», — добавили в «КАРО».

Бизнес кинопрокатчиков тоже переживает не лучшие времена: международные стриминговые сервисы, показывающие мировые премьеры через интернет, наносят им значительный ущерб. Существование платформ вроде Netflix, где фильмы могут появляться на несколько дней раньше, чем в официальном прокате, делает работу прокатчиков убыточной: пираты тиражируют фильм и зрители не идут в кино. Сборы проекта значительно снижаются, а прокатчикам приходится тратить время на зачистку сети от пиратских копий.

В целом кинобизнесу нелегко и по другим причинам: сейчас значительную часть аудитории российских кинотеатров составляют люди в возрасте 30-35 лет, родившиеся в период беби-бума 1980-х годов. После этого страна попала в демографическую яму, поэтому всему кинобизнесу стоит побороться за аудиторию 30-летних, объяснил Inc. масштабы бедствия источник в одной из российских кинокомпаний (имя попросил не называть). А наиболее платежеспособные люди из сегмента 50+ вообще не ходят в кинотеатры. При этом в стране короткий прокат (все фильмы в кинотеатрах идут всего 2 недели и теряют зрителей, которые не успели их посетить), нет хороших многозальников на 20-30 площадок, чтобы у зрителя всегда был большой выбор, что посмотреть.