Идея начать собственное дело многим кажется заманчивой, а старт бизнеса по франшизе выглядит практически беспроигрышным вариантом. Однако и тут есть свои подводные камни: ошибочно думать, что этот путь исключает любые риски. О том, как правильно выбрать управляющую компанию и к чему стоит подготовиться, рассказал Inc. генеральный директор сети автокафе Coffee Machine Дмитрий Лутченко.
Создание собственного бизнеса — мечта многих, а покупка франшизы представляется самым надежным способом ее осуществить. Тем не менее важно понимать, что даже запуск по готовой бизнес-модели — это не стопроцентная гарантия успеха.
Чем серьезнее и крупнее бренд, продающий франшизу, тем выше ее стоимость и тем больше требований к вам будут предъявлять на входе. Конечно, есть и более доступные варианты, где объем инвестиций составляет до 1,5 млн руб. Но франшиза попроще обычно сопровождается более высокими рисками. В любом случае есть ряд моментов, которые обязательно стоит учесть, если вы не хотите потерять свои деньги.
В первую очередь посмотрите, как давно работает бренд и сколько под его именем открыто заведений. Следует также обратить внимание на то, где точки располагаются, — география очень важна. Бывают локальные франшизы, которые успешно работают в каком-то определенном регионе. Если вы захотите открыть заведение за его пределами, это будет огромный риск, сопоставимый с созданием бизнеса с нуля.
Возможно, в соседнем регионе удастся достичь успеха, однако стоит задуматься о том, есть ли у локальной франшизной сети опыт удаленного управления. Это отдельная большая экспертиза, которую надо нарабатывать.
Узнайте, сколько объектов сети управляются правообладателем, а сколько работают по франшизе. Тут важен баланс. У фирмы обязательно должно быть несколько собственных точек, чтобы она могла ощущать на себе все последствия своих действий.
Если у компании лишь один собственный объект, но она продает франшизу — это сомнительный вариант.
Фирма, которая приходит к решению о продаже франшизы, открыв хотя бы 5-10 успешных точек, выглядит более надежно. Между менеджментом собственной структуры и управлением франчайзи существует огромная разница. Работа с партнерами предполагает больший уровень ответственности.
К сожалению, франчайзи очень редко присматриваются к команде — и зря. Не ограничивайтесь общением по телефону, обязательно приезжайте в офис правообладателя, смотрите, как там все устроено.
Даже если офис находится в другом регионе. Деньги, которые вы потратите на поездку, не сопоставимы с суммами, которые вы потеряете, если ошибетесь с выбором партнера.
На месте не стесняйтесь задавать вопросы и просить познакомить вас с ответственными лицами. Разберитесь, сколько человек работает в компании, кто за что отвечает. Смотрите, насколько команда горит своим делом. Если в коллективе есть энергия, это всегда чувствуется.
Правообладатель обязан показать вам экономику компании. Не принимайте все на веру — обязательно проверяйте. Зайдите на сайт налоговой и убедитесь, что фирма существует, у нее есть определенный оборот и это реальный бизнес, который платит налоги.
Если говорить о ресторанной сфере, то выручку можно оценить очень простым способом. Надо прийти в заведение и выяснить, когда происходит пересменка. Под конец смены совершите любую покупку и рассмотрите чек: там будет указан его номер. Так вы узнаете примерное количество чеков за смену. Лучше проделывать это несколько дней подряд, чтобы наблюдать за динамикой. Средний чек вы можете оценить, наблюдая за посетителями, анализируя, что и в каком количестве они покупают. Исходя из этих данных можно примерно прикинуть размер выручки.
Собственник также должен предоставить вам качественную финансовую модель. Обычно это документ Excel. Чем больше в нем детализации, тем лучше: например, не просто статья «расходы на персонал», а налоги, ФОТ, премии, и т. д. Изучая финансовую модель, выделяйте то, что вас интересует. Задавайте вопросы точечно — руководство компании обязано уметь отвечать на них.
Следует помнить, что почти все хотят выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Правообладатель может взять какой-нибудь лучший показатель за самый удачный период у самого успешного объекта и показать вам в качестве ориентира.
Это не ложь, но и не правда. В таком случае стоит спросить про другие точки. Скорее всего, не все они зарабатывают одинаково.
Выбирая франшизу, цельтесь в ту сферу, которая вам по-настоящему интересна, ведь погружаться в нее придется очень глубоко. Если хотите работать в ресторанной сфере, выбирайте сеть ресторанов. Интересует логистика или продажа одежды — ищите варианты в этих индустриях.
Отрасль надо выбирать не мозгом, а сердцем.
Индустрия должна быть вам близка, потому для того, чтобы по-настоящему хорошо управлять бизнесом, вам придется в ней жить: мониторить законодательные изменения, изучать тренды, следить за технологическими новшествами, и т. д.
Не совсем верно выбирать франшизу исходя из той суммы, которой вы располагаете, правильно ориентироваться на 50–70% от тех средств, что у вас есть.
На последние деньги начинать бизнес по франшизе нельзя ни в коем случае. Отсутствие финансовой подушки сковывает: вынуждает человека постоянно думать о расходах, вместо того чтобы сконцентрироваться на продукте.
Надо быть морально готовым к тому, что первое время бизнес будет работать в минус даже при постепенном росте выручки. Если правообладатель убеждает вас в том, что вы сразу заработаете в плюс, — бегите от него. В ресторанной сфере, например, минус может сохраняться до трех-шести месяцев, и это нормально.
Франчайзи, которые открылись на последние деньги, очень тяжело переживают этот период. Они слишком рано начинают думать про эффективность и резать косты: снижают зарплаты, ищут менее дорогих поставщиков, и т. д. Это очень вредит бизнесу, так как ему нужны ресурсы, чтобы расти.
Нестандартный формат может стать вашей фишкой, однако с этим следует быть аккуратным, особенно в сфере общественного питания.
Люди не очень любят есть странные вещи. Их вполне устраивают классические блюда. А успех приносит нечто, находящееся на грани привычного, но слегка необычное. Например, в Coffee Machine отлично прижился вьетнамский суп фо-бо. Люди в России с детства приучены к супам, а это тоже суп, но немного другой, — потому азиатское блюдо и обрело у нас популярность.