• Usd 68.89
  • Eur 78.52
  • Btc 3790.66 $

Редакция

editorial@incrussia.ru

Реклама

ad@incrussia.ru

Журнал

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Бизнес-кодекс: Максим Каширин, основатель группы компаний Simple

Рубрики

О журнале

Соцсети

Напишите нам

Взлететь

Бизнес на диете. Как в 50 лет запустить производство снеков и стать моделью

  • Александра Сивцова, автор Inc.

Геолог-разведчик и домохозяйка Любовь Куличевская запустила бизнес по производству снеков в 51 год. До открытия собственного дела она работала в банке и типографии. Всю жизнь предпринимательница придерживалась здорового питания, но любила сладкое и регулярно дома разрабатывала новые рецепты. Отзывы семьи и друзей о снеках, которые она готовила, вдохновили Любовь на собственное производство, и Куличевская с поддержкой детей и мужа организовала домашний цех. Предпринимательница рассказала Inc., как на собственной кухне открыть успешный семейный бизнес на здоровом питании и выйти с ним на международный рынок.


По образованию геолог-разведчик, Куличевская никогда не работала по профессии. В 33 года, в 1996 году, она с мужем и двумя детьми переехала из Казахстана в Краснодарский край, а в 2005 году — в Москву. Долгое время Любовь была домохозяйкой, готовила, занималась воспитанием детей, потом работала в типографии, в банке. Когда ей было к 50-и, Куличевская развелась. Настал период переосмысления жизни. Сын Иван и дочь Елена подарили ей поездку на Бали, где она отметила свое 50-летие и прожила полтора года, — отдыхала и работала экскурсоводом для русскоязычных туристов. Вегетарианка Куличевская на острове попробовала и изучила сыроедение. Вернувшись в Москву, она решила придумать для себя новые лакомства и экспериментировала на кухне с рецептами.

С детьми на одной волне

«Мне повезло, что в жизни мы с детьми на одной волне», — делится Любовь. Когда она вернулась с Бали, сын работал поваром, готовил холодные закуски, но собирался увольняться. «В то время у меня была похоронена идея. Мне исполнилось уже 50, и я думала, все в жизни было, а предпринимателем не была», — вспоминает Куличевская. В 2013 году вместе с сыном она нашла в интернете рецепт снеков, попробовала их приготовить, оценила, что нужно доработать, и стала регулярно готовить их для себя, семьи и друзей. «Все, кто пробовал, воспринимали снеки очень позитивно и натолкнули нас на мысль заняться этим более серьезно. Я такой человек — мне продавать сложно, я не для коммерции: всех всегда угощаю. Но в нашей Конституции есть строчка: “Каждый имеет право… на вознаграждение за труд”. И друзья мне регулярно говорили: “Мы готовы у тебя купить, сколько ты можешь раздавать”», — вспоминает Любовь.

Куличевская опять вышла замуж, а дочь была свободна, и на семейном совете ее решили зарегистрировать как ИП. Тогда Любовь и начала свой бизнес. Стартовый капитал — $2 тыс. — она заработала на Бали. Эти деньги потратили на сырье и 2 дегидратора (приборы, выводящие воду из продукта. — Inc.) из Америки, по $300 каждый. Оборудование в интернете нашел сын Любови. Доставка заняла 3 месяца, а дегидраторы оказались китайскими. Продукцию закупали в селе Павловская слобода в Подмосковье, на фермерском рынке. В новом бизнесе были заняты все члены семьи: сын отвечал за производство, дочка — за распространение и внешние контакты, новый муж помогал финансово, а Куличевская стала лицом компании. Название для снеков — «Живо» (сокращенное «Жизнь восхитительна») — придумал сын. А дочка пошла на курсы по продвижению и продажам.


Снеки «Живо» в цифрах

Источник: данные компании


$2

тыс. — стартовые инвестиции в производство снеков.


1,5

млн руб. — оборот производства в год


3

месяца понадобилось, чтобы выйти в плюс


4

тыс. снеков продает компания в месяц


30

тыс. руб. — средняя прибыль в первый год.

Любовь Куличевская. Фото: Ермишина Алена/Inc.

Переезд производства с кухни на дачу

В 2013 году, когда Куличевская готовила снеки на собственной кухне, она узнала об «Экотопии» (магазин натуральных продуктов) — и решила с ними сотрудничать. Принесла снеки на пробу, и те согласились для начала закупать 250 штук в месяц. Тогда же Куличевская стала участвовать в промо-акциях и дегустациях в магазине «Экотопия» и закупать там сырье для своих снеков.

Чтобы расширить возможности, с 2014 года микропроизводство организовали на даче, принимали участие в выставках экопродуктов. «Первый раз нас поставили у самого выхода. Люди проходили, сразу пробовали, делали круг, а потом возвращались к нам и говорили, что у нас самая вкусная продукция. Это очень вдохновило на продолжение!» — вспоминает Любовь.

В 2015 году заключили договор с вегетарианским кафе «Джаганнат». Сейчас кафе закупает около 1 тыс. упаковок в месяц. Куличевская начала расширять производство. Кроме козинаков, решили делать льняные хлебцы, — рецепт нашел сын.

Фото: Ермишина Алена/Inc.

Отток покупателей

«Живо» сотрудничали с небольшими эко-магазинами, 15 из них было в Москве и один — в Петербурге. Но часть из них закрылись, и сейчас снеки продаются в 7 магазинах. Тогда Куличевская ощутила на своем предприятии падение спроса и общего благосостояния в стране. А потому увеличивать объемы производства она не хочет. «У нас очень небольшое семейное предприятие. Продукция ручной работы, объемы небольшие. Мы столько туда вкладываем любви и эмоций, что на поток не готовы перейти», — рассказывает Любовь.

С производством снеков у Куличевской трудностей не возникало. Но с распространением один раз произошел сбой. Она заключила договор с магазином, и его сразу ликвидировали. Магазин не вернул партию снеков «Живо». Куличевская не знает точно, куда их дели, — либо утилизировали, либо раздали сотрудникам. Но Любовь не стала судиться, простила.

Фото: Ермишина Алена/Inc.

Расширение линейки и выход за пределы России

В 2013 году «Живо» продавали 250 снеков в месяц, потом дошли до 600, далее — до 1,5 тыс., а сейчас продают 4 тыс. в месяц. С 2015 года небольшое производство «Живо» организовали в Краснодарском крае, куда из-за любви к теплу и солнцу из Москвы переехал сын Куличевской. На производстве он работает с помощником. Снеки состоят из 3-5 ингредиентов и не содержат сахара. «Мы увлекались Марвой Оганян, а она говорит, что для здоровья организма должны сочетаться 3-4 продукта. И у нас в снеках все просто: кунжут, финики, семечки и немного топинамбура», — делится Любовь.

Самое трудное для Куличевской — удержать цены на свою продукцию (сырье дорожает). Сейчас в магазинах хлебцы стоят 160 руб., а козинаки — 200-220 руб. «Мне говорят, что ручная работа должна стоить дороже, но я хочу, чтобы как можно больше людей их попробовали», — рассказывает Куличевская.

Производство Куличевской постепенно растет. Спустя 5 лет после начала собственного дела она выпускает 5 видов козинаков, 22 вида льняных хлебцев и планирует запустить производство гранолы. В конце 2018 года дочь Куличевской сделала интернет-магазин, в котором скоро можно будет заказывать продукцию напрямую. В планах — продавать снеки и хлебцы «Живо» в Краснодарском крае, начать сотрудничество с сетью «Город-сад» и, возможно, выйти на рынок Германии: там дочь Куличевской познакомилась с владельцем кафе, заинтересованным в покупке снеков.

В январе 2019 года Любовь оставила «Живо» своим детям, поступила в модельное агентство «Олдушка» и хочет работать в модельном бизнесе. «Каждые 7 лет в жизни человека происходят перемены. Я была работником, мамой, предпринимателем, а сейчас хочу быть красивой», — делится Куличевская.

Рассылка журнала Inc.
Подпишитесь на самые важные материалы о бизнесе
и технологиях в России