Взлететь

«Долина Роз»: заработать в Чечне на флористике для стеснительных мужчин (при помощи польских ленточек и сенсея из Японии)

Владелец цветочного магазина «Долина Роз» в Грозном Ибрагим Чупалаев — один из старейших игроков местного рынка. Он начал заниматься цветочным бизнесом еще в начале 1990-х (тогда это было очень прибыльно), а во время чеченской войны, когда денег едва хватало на еду, — тратил тысячи долларов на ленточки для букетов. В мирное время он открыл собственный магазин, а потом «заболел флористикой». Поняв, что мастерством составления букетов может заработать больше, чем просто продажей роз, он поехал учиться в Японию к настоящему цветочному сенсею. Не остановила бизнесмена даже радиационная авария на «Фукусиме». Теперь его магазин приносит выручку 500 тыс. рублей в месяц, а предприниматель мечтает о собственной школе флористов. Чупалаев рассказал Inc., кому продавал цветы под пулями, как победы в конкурсах помогают увеличить выручку, а также почему чеченские мужчины просят донести купленный букет до машины.


— Больше всего я люблю полевые цветы и разновидность розы, которая называется «Эйфелева башня», — говорит Ибрагим Чупалаев, показывая сад во дворе своего дома.  — У него вытянутый бутон, цвет нежно-нежно розовый. А запах… Лучше любого парфюма!

55-летний предприниматель из Грозного сегодня владеет самым большим розничным магазином цветов в городе. Он продает около 6 тыс. растений в месяц и доставляет заказы не только обычным горожанам, но и руководству республики. И хотя среди некоторых местных жителей до сих пор живы стереотипы, что составление художественных букетов — не мужская профессия, Чупалаев говорит, что уже привык их переубеждать и даже намеревается открыть в своем магазине школу флористов.

В месяц чистая прибыль «Долины роз» составляет около 150 тыс. рублей, а в мартовские праздники — доходит до 300 тыс. Ибрагиму Чупалаеву удалось построить такой бизнес в городе, где живет меньше 500 тыс. человек.


«Долина Роз» в цифрах

Источник: данные компании


12

млн рублей — общая сумма вложений в постройку цветочного магазина.


500

тыс. рублей — средняя выручка в месяц.


150

тыс. рублей — средняя чистая прибыль в месяц.


4

сотрудника работает в магазине.


1–1,5

тыс. рублей — цена букета, который обычно приобретают покупатели.

Фото: Иван Чесноков/Inc.

От помидоров до нарциссов

Все началось больше 40 лет назад, когда Ибрагим помогал старшему брату возделывать овощные грядки на семейном участке в Грозном — в семье выращивали овощи на продажу. Однажды помидоры поела медведка, и брат Чупалаева посадил вместо них нарциссы (саженцы дал знакомый). К началу марта цветы выросли — Ибрагим пошел с матерью на старый грозненский рынок. Все нарциссы, вспоминает предприниматель, мгновенно раскупили. Потом в семье подсчитали, что с площади в 2 кв. м, где росли цветы, можно заработать столько же, сколько с участка в 40 квадратов с овощами!

Немного повзрослев — после армии, —Ибрагим решил вплотную заняться семейным делом, продолжая при этом трудиться в местном государственном Водоканале. К концу 1991 года Чупалаев продавал выращенные розы, нарциссы и тюльпаны не только на рынке в Грозном, но возил их и в другие города, зарабатывая в год 5—6 тыс. рублей (тогда на эти деньги можно было купить новые «Жигули»). После развала Советского Союза и смерти матери Чупалаев 2 года не мог заниматься цветами — «руки опускались». Старший брат ушел из бизнеса, а когда Чупалаев захотел снова его развивать, началась первая чеченская война.

Фото: Иван Чесноков/Inc.

Война и ленточки

В 1995 году он вернулся из Ингушетии, куда на полгода бежал от военных действий. Начав снова продавать цветы на старом рынке, Чупалаев поставил себе простую задачу: зарабатывать ровно столько, сколько было нужно, чтобы его семья не ложилась спать голодной.

Вскоре границы Чечни «немного приоткрылись», и цветочник узнал от знакомых, что в Польше можно купить упаковку для растений — пакеты и ленты. Предприниматель понял, что красиво упакованные цветы будут продаваться дороже. Заняв у друзей около $4 тыс., Чупалаев поехал закупаться. «Мне говорили: война идет, дурак, какая упаковка! А я купил целлофан красивый, ленточки и возил продавать по соседним с Чечней республикам и за год вернул заемные деньги, да еще и получил $4 тыс. чистой прибыли!» — вспоминает предприниматель.


Как в Грозном ссорились владельцы рынков и власти

Источники: «Кавказский Узел», Meduza


Рынок «Сабита» начали строить в 2001 году, при тогдашнем мэре Бислане Гантамирове. Он должен был стать альтернативой старому рынку, на котором в конце октября 1999 года, во время второй чеченской кампании, произошел взрыв — погибли 140 человек. С «Сабитой» все было не так просто: местные считали, что он фактически принадлежит самому мэру Гантамирову.

К 2008 году Гантамиров уже несколько лет находился в оппозиции сначала к погибшему Ахмату Кадырову, а потом и к его сыну, Рамзану. Тогда же «Сабиту» ликвидировали  чиновники из окружения Кадырова, сравняв бульдозерами с землей. Предлогом служило «несоответствие архитектурному стилю Грозного», однако, как утверждали арендаторы рынка и местные предприниматели, причина была другая. Напротив «Сабиты» находился другой рынок, и его владельцам не хотелось лишней конкуренции. По мнению некоторых жителей Грозного, управляли им люди из ближайшего окружения Рамзана Кадырова.


Позже Чупалаев занял около $6 тыс. у знакомых и купил в городе участок земли в 4 сотки, чтобы в будущем построить там магазин цветов. Однако пока шла война, серьезно вкладываться в стройку он не рисковал. «Я прекрасно помню, как стою на рынке, продаю розы, а за углом стреляют, пули летают», — вспоминает он. Впрочем, цветочник помнит и светлые моменты: «Накануне 8 марта 1997 года власть отдали масхадовцам. Эти боевики с автоматами, вышедшие из леса, идут ко мне и сметают все цветы, какие были! К обеду розы закнчились. Значит, даже такие люди хотели сделать женщинам приятное».

В начале 2000-х в Грозном открылся рынок «Сабита», и вскоре Чупалаев взял там в аренду две площади по 15 кв. м за $2 тыс. На них он открыл два цветочных магазинчика, устроив на работу свою семью из 4-х человек и назвав бизнес «Живые цветы». На рынке вскоре появились конкуренты с похожими названиями (впрочем, сам Чупалаев использует слово «коллеги). Тогда предприниматель переименовал свой магазин в салон, чтобы клиенты не путались. Кстати, такой бизнес-плагиат с названиями магазинов и кафе очень распространен в Чечне (об этом рассказывал и другой герой Inc.).

За три года работы Чупалаев расширил ассортимент, добавил к цветам игрушки и аксессуары для растений, но решил уйти с «Сабиты» и наконец построить собственный магазин на своей земле.

— Я устал от того, что не мог продавать цветы вечером, рынок рано прекращал работать, а люди ко мне приходили. Тем более, власти Грозного его решили закрыть, — говорит Ибрагим. — А еще я заболел флористикой.

Фото: Иван Чесноков/Inc.

Цветочный чемпион

В 2004 году предприниматель приехал в Москву к знакомому из цветочной сферы, который отвел его на конкурс флористов на ВДНХ под названием «Золотые букеты Руси». Чупалаев насмотрелся на необычные букеты и решил принять участие в конкурсе на следующий год. Однако его заявку (фотографии цветочных композиций и рассказ о себе) не приняли — было недостаточно опыта. Зато Ибрагим понял, что с дипломом флориста сможет делать еще более выгодный бизнес.

Предприниматель прочитал все книги по флористике, которые нашел, — «мало». Изучил сайты в интернете — «тоже мало». В итоге, Чупалаев стал ездить на практические мастер-классы опытных преподавателей (например к Наталье Гармашовой из Сочи). «Я не просто влюбился в это искусство. Я хотел укрепить бизнес с помощью имиджа флориста. Когда у тебя есть документ, подтверждающий участие в конкурсе, — это самая лучшая реклама для покупателей», — говорит Чупалаев.


Фатима Межидова

управляющая цветочным бутиком Firdaws в Грозном (связан с модным домом Firdaws жены Рамзана Кадырова, Медни Кадыровой)


С Ибрагимом Чупалаевым я не знакома, да и наш магазин — не конкурент его «Долине Роз», хотя я знаю, что он участвует во многих конкурсах по флористике. У нас другой подход к цветам. Если у Чупалаева более стандартный подход к составлению букетов, более классический, то мы занимаемся, так скажем, модернизированным. На наш бутик в Грозном равняются. Хотя до того, как Firdaws открылись в 2013 году, именно «Долина Роз» Чупалаева была самым известным магазином в Грозном.

Самые популярные цветы у нас — это розы и пионы. Посетители покупают букеты от 500 рублей, но, наверное, самые популярные у нас букеты — от 1,5 тыс. рублей до 3 тыс. рублей за букет. Впрочем, из-за кризиса на цветы тратятся не так охотно.

Если говорить про специфику местного цветочного бизнеса, то действительно очень часто мужчины-чеченцы стесняются самостоятельно покупать букет. Они просят у нас довезти цветы чуть ли не в черном пакете, чтобы никто не видел. Но при этом они тщательно выбирают наполнение подарка сестре, матери, дочери — любой любимой женщине! У нас мужчины — большие романтики.


Собственный магазин «Долина Роз» предприниматель открыл в 2007 году и стал дилером одноименной логистической компании. В стройку Чупалаев вложил больше 8 млн рублей собственных накоплений и денег, взятых в долг у знакомых (за все время было вложено около 12 млн). Тогда в городе были проблемы с водой и самостоятельно выращивать цветы было невозможно, так что Чупалаев закупал растения у друзей-оптовиков из Ставрополя.

Тогда же он выступил на московском конкурсе и получил награду «За любовь к Родине». Композиция Чупалаева под названием «Возрождение» олицетворяла происходящее в Чечне и состояла из кусочков дерева, зелени и роз, окрашенных в российский триколор.

Ставка на имидж флориста сработала. Если поначалу дневная выручка «Долины Роз» в 10 тыс. рублей была для Чупалаева «шикарной», то через несколько лет Ибрагим зарабатывал сотни тысяч рублей в месяц, а сеть его поставщиков расширилась на все соседние регионы.

Впрочем, занятия флористикой — не такое безопасное дело, как может показаться. В 2011 году Чупалаев собрался в Японию на мастер-класс известного цветочного дизайнера Ютаки Дзимбо (основателя собственной флористической школы Shuouka и члена Американского Института цветочных дизайнеров). Несмотря на сильное землетрясение и радиационную аварию на атомной электростанции «Фукусима», предприниматель оказался у мастера.

— Дзимбо спрашивает у меня: а где же остальная группа учеников? — вспоминает Чупалаев. — Я отвечаю, что остался один, все уехали из-за «Фукусимы». А мне нужно обучиться у него, потому что я влюблен во флористику и хочу выиграть чемпионат мира по ней. Тогда Ютаки чуть не заплакал.

А Ибрагим выиграл международный конкурс International Flower Show в 2011 году в Бостоне, США, взяв 1 место в специальной категории «Лучшая композиция».  Благодаря сарафанному радио и отсутствию в то время серьезных конкурентов, у Чупалаева не было отбоя от покупателей.


Уроки цветочника в Чечне (по версии Чупалаева)


1.

Нужно анализировать все процессы в бизнесе, но избежать всех рисков — невозможно

Чтобы в цветочном бизнесе быть хотя бы на плаву, надо работать по 20 часов в сутки. Пока цветок на корню — он работает. Когда ты его срезаешь — работает. Но стоит прозевать сбой электричества или поломку холодильника… Однажды я получил цветы от производителя из соседней республики. Цветы ехали в холодильнике сутки. Через 3 часа после отправления холодильник сломался и температура внутри повысилась. В итоге, ко мне пришел не цветок, а какой-то овощ, продавать такое невозможно. Поэтому теперь я всегда подписываю договор: до того момента, пока я не расписался, за товар отвечает производитель!


2.

Цветы — скоропортящийся товар, поэтому лучше закупать на 10% меньше, чем нужно (но иметь возможность быстро совершить новую закупку)

На праздники, когда на цветы больший спрос, я заранее просчитываю максимальный объем продаж и вычитаю 10% из этого числа. Если я считаю, что за неделю я продам 1 тыс. роз, я покупаю только 900. Почему? Чтобы я наверняка продал то, что есть. Если вдруг мне не хватит, я очень быстро найду недостающие цветы, — меня знают все цветочники из соседних республик. И они могут отправить любое количество растений.


3.

Рассказывайте покупателям, как перевозить цветы и ухаживать за ними, — так вы сохраните клиентов

Однажды клиент купил у меня букет в 11 цветов и отвез жене. Вернулся весь исцарапанный: жена нашла только 10 цветов. Мужчина предъявлял претензии. Мы все проверили, и оказалось, что он случайно, когда букет в багажник машины клал, один цветок оторвал. С того момента я всем говорю: мужчины, не кладите букет в багажник! Цветок надо класть на переднее сиденье стеблем вперед. И своих сотрудниц теперь всегда прошу объяснять покупателям, как обращаться с  букетами.


Сложный чеченский бизнес

Сегодня в «Долине Роз» продается около 100 наименований разных цветов, игрушки, упаковка, комнатные растения и украшения для букетов, что приносит, в среднем, около 500 тыс. рублей выручки в месяц. У Чупалаева — семейный бизнес, все 4 сотрудника (3 флористки и водитель-курьер) — его родственники. На закупки цветов, ФОТ, коммунальные платежи и уплату налогов Ибрагим тратит до 70% выручки.

Розы, тюльпаны, нарциссы и множество других цветов он закупает как у российских, так у и иностранных поставщиков, 50 на 50 (на закупки в среднем тратит до 200 тыс. рублей в месяц.

Впрочем, несмотря на прибыльность своего бизнеса, Чупалаев сетует, что сегодня с продажей цветов стало сложнее. Снизилась покупательская способность населения: «Раньше я продавал букеты по 2-3 тыс. рублей и покрывал процентов 80% местного рынка, а теперь их берут только в 2 раза дешевле». Кроме этого, в Грозном появилось множество небольших цветочных магазинов, многие из них — в центре города.

К тому же, часто чеченские мужчины не знают, чего хотят. «Мне звонят и просят сделать нормальный букет. Я спрашиваю: что значит нормальный? Какой бюджет — 1 тыс. рублей или 10 тыс. рублей? В ответ ничего толком сказать не могут». А если уж букет сделан, то донести его до машины чеченец почти всегда попросит флористку или самого Чупалаева. Секрет прост: держать в руках цветы многие стесняются, — мол, не мужественно.

Сегодня известный всему Грозному флорист не собирается расширяться или открывать филиалы магазина в центре города (хотя ему периодически предлагают). «Не хочу работать на чужой земле, платить аренду. Плюс, я уже устал от купить-продать. Детей вырастил, не одну тысячу деревьев посадил», — говорит Чупалаев. 55-летний предприниматель хочет научить новое поколение цветочному мастерству и уже заканчивает оформление документов для своей школы флористики на базе «Долины Роз».


Мария Андреева

коуч в сфере цветочного бизнеса


Рынок образования в России растет в целом. У нас в стране нет фундаментальных школ флористики, за исключением, пожалуй, «Николь». Сегодня любой человек, считающий себя флористом, может открыть собственную школу и зарабатывать на этом деньги, сейчас многие начинают учить не просто какому-то художественному видению, а коммерческой флористике.

Но конкуренция в этой нише растет. Если 2 года назад можно было открыть любую школу и к тебе выстраивалась толпа народу, то сегодня этого уже недостаточно. При этом доходы в обучении выше, чем в рознице. Хорошая школа флористики зарабатывает на 30% больше, чем обычный розничный магазин.


ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВА

основательница магазина «Лавка цветов Зеленогорск» в Санкт-Петербурге


Основных сложностей в ведении цветочного бизнеса несколько. Цветы — это скоропортящийся товар, и если не получится минимизировать списание — бизнес успешным не будет. Для этого необходимо создать матрицу ассортимента, понимать, из каких цветов ваши флористы составляют букеты​, определить формулу или рецепт.

Второй важный момент — это человеческий ресурс. Очень важно — и в то же время непросто — найти работников с хорошей техникой, вкусом и желанием научиться составлять букеты в вашем формате. В рознице вы торгуете не просто цветами, вы продаете историю, поэтому уникальный фирменный стиль и технический уровень вашей команды очень важны.


Инесса Начо

владелица цветочного магазина в Нальчике


Месячный оборот среднего цветочного магазина в Нальчике — 200-250 тыс. рублей. В сезон, когда основной доход приносят свадебные оформления, эта цифра может доходить до 700 тыс. рублей. А в Рамадан (священный месяц для мусульман) свадьбы и торжества не проводятся, поэтому это всегда «несезон» для флористов. Кроме того, в Новый Год, когда все российские флористы зарабатывают на рождественских венках, на Кавказе ты максимум оформишь елку на чей-то утренник.

Сложностей цветочного бизнеса на Северном Кавказе несколько. Люди довольно консервативные, с недоверием относятся к экспериментам. Они предпочтут классический букет роз затейливой композиции. На Западе флористы вволю используют локальные растения, гордятся этим, подчеркивают. А у нас, при наличии разной зелени и тех же суккулентов, флористы любят говорить, что это «привозное», «заграничное» — а значит, «хорошее».

Цветочный рынок Северного Кавказа однозначно растет (спасибо Instagram), но «авторитет 101 розы» неиссякаем, пусть и пережил разные «ипостаси»: 101 роза в корзине, 101 роза в шляпной коробке, 101 роза в вазе. И хоть наши девушки любят пионы и гортензии, мечтают о букетах из ранункулюсов (которые гораздо «элитнее»), суровые кавказские мужчины упорно продолжают дарить именно розы.


Кто зарабатывает на цветах

Источники: РБК, Известия

~160

млрд рублей —

объем рынка цветов в России.

70%

цветов

продают небольшие ларьки и павильоны.

20%

цветов

продают крупные магазины.

500

млн рублей —

среднегодовая выручка крупных игроков.

10%

рынка —

максимальная доля крупных игроков.

104

рубля —

средняя розничная цена цветка.

18

цветов в год

покупает средний россиянин.

1909

рублей в год

тратит на цветы средний россиянин.