Взлететь

Guitardo: как выпускник Гнесинки создал школу гитары в Москве (и зачем снимает клипы для 8-летних рэперов)

28-летний гитарист Александр Казаков со школьных лет учил друзей и знакомых играть на гитаре. Окончив Гнесинку, он основал Guitardo — собственную музыкальную школу, где не учат ноты, но за пару уроков обещают научить новичка сносно играть песни Beatles или Земфиры. Сейчас в ней 500 студентов, прибыль за прошлый год — около 8 млн рублей. При школе работает магазин музыкальных инструментов, который стал официальным дилером Yamaha и Casio, а в планах — международная сеть Guitardo. Казаков рассказал Inc., как превратил уроки гитары в групповую активность, чем помогли курсы «Бизнес-молодости» и как расходы на программистов помогают школе экономить.


Школа в общежитии

Александр Казаков всегда считал скучноватыми традиционные занятия гитарой, где прогресса добиваются годами. Он разработал свою систему и открыл школу Guitardo, где ученики в группах вместо нотной грамоты разучивают песни из простых аккордов. В прошлом году школа принесла 8 млн рублей прибыли, а общее число обучавшихся перевалило за 4 тысячи человек.

Казаков стал играть на гитаре в 12 лет — поздно по профессиональным меркам — и тогда же впервые попробовал преподавать:

— Я почти сразу стал учить своих друзей во дворе играть любимые песни — сначала бесплатно, потом за деньги, — вспоминает он.

Александр окончил музыкальный колледж в Самаре и поступил в Гнесинскую академию по классу гитары. Пока учился, преподавал в музыкальной школе, давал частные уроки, ездил на музыкальные конкурсы в России и за рубежом, играл в ресторанах (площадки находил через знакомых и за вечер получал от 2 тыс. до 10 тыс. рублей). На последнем курсе Казаков осознал, что ему скоро съезжать из общежития (оно обходилось ему в 550 рублей в месяц), а значит, потребуются деньги на жилье.

— Я зарабатывал 30 тыс. рублей в месяц, а на квартиру нужно было еще 30. Бизнесом я никогда не занимался, поэтому решил протестировать несколько направлений, — вспоминает Александр.

Возил из Китая кубики Рубика — и поначалу дело пошло, он расширил ассортимент, но понял, что есть спрос на обычный кубик с гранью из 9 квадратов, а сложные головоломки никого не интересуют (часть так и не распродал). Затем делал аксессуары для гитаристов — плечевые ремни для жестких кофров и футляров по 2,8 тыс. рублей.


— Но всё само сошло на нет — кроме преподавания: от уроков было куда больше отдачи, — говорит Казаков.


Чтобы не терять время на транспорт, он поначалу приглашал учеников к себе, но в общежитии возникли проблемы с ежедневными гостями. Тогда бывшая одноклассница помогла Казакову снять комнату для занятий гитарой в квартире на Чистых прудах (за 14 тыс. рублей, первый месяц бесплатно, — жилец съехал раньше срока). В марте 2014 года у Казакова было несколько постоянных учеников и он просил их рекомендовать его своим знакомым и коллегам. Чтобы увеличить приток студентов, в дополнение к сарафанному радио он написал простой сайт и запустил таргетированную рекламу через Яндекс-директ и ВКонтакте, ориентированную на платежеспособных людей старше 23 лет. Тогда же Казаков придумал название Guitardo и стал позиционировать свои уроки как школу.

— Поначалу люди офигевали; я говорил им, что у меня школа, а принимал в квартире. Приходилось убеждать, что это не обман, — вспоминает бизнесмен.

Первые три месяца Казаков работал семь дней в неделю по 13-18 часов в день: до трех часов дня занимался маркетингом и рекламой (обновлял сайт, прозванивал людей, пытался увеличить продажи), а во второй половине дня вел уроки. Спустя три месяца, когда соседи стали жаловаться на постоянное бренчание за стенкой, он понял, что пора снять офис и делать настоящую школу.


Guitardo в цифрах

Источник: данные компании


>4000

студентов прошли через школу


25

преподавателей работает в школе


500

студентов учатся в школе


9,5

тыс. рублей — средняя стоимость абонемента на месяц.


27

млн рублей — выручка Guitardo за 2016 год.


≈ 8

млн рублей — прибыль за 2016 год.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

Без нот

Через ЦИАН Казаков нашел помещение на Покровке — 100 кв. м за 100 тыс. рублей в месяц. К тому моменту он скопил нужную сумму — хотя рисковать деньгами было страшновато:

— Я думал: а если бизнес не пойдет? Успокаивал себя: если не получится, моих накоплений хватит на два месяца, так что голодать не придется.

Едва подписал договор об аренде, Казаков стал обзванивать друзей и сокурсников и в результате троих пригласил преподавателями, а соседку по общежитию — администратором. Поначалу это было нечто вроде кооператива: новые преподаватели принесли из дома гитары, привели своих учеников (на четверых преподавателей их было около 60), и школа потихоньку начала расти. Чтобы платить аренду, Казаков брал с учеников деньги за два месяца обучения вперед — 9900 рублей (за один месяц он просил 7400 рублей). Чтобы убедить тех, кто не решался заплатить сразу, всем предлагал бесплатный пробный урок.

Чтобы выделиться среди десятков музыкальных школ в Москве (а также максимизировать выручку за час работы), Казаков ввел групповые уроки по гитаре. Преподаватель объясняет, какие аккорды брать, целой группе студентов — для новичков азы общие, к тому же они с самого начала учатся слушать друг друга и играть ансамблем. Казаков утверждает, что одним из первых придумал вести групповые занятия. Сейчас эти классы так же популярны, как индивидуальные уроки, рассказал Inc. основатель частной музыкальной школы Play Алексей Дущинский:


— Групповые занятия, как правило, обходятся дешевле индивидуальных, к тому же многие хотят заниматься в группе, чтобы не только учиться, но и общаться, дружить.


Вместо нотной грамоты и классических этюдов, которые начинающие музыканты порой репетируют до тошноты, в Guitardo студентов стали учить современным песням из нескольких простых аккордов — чтобы даже после одного занятия человек смог что-то сыграть. Вместо Баха и Моцарта в Guitardo играют песни Цоя, Би-2 и Адель (хотя на индивидуальных занятиях можно изучать и классику). По словам Казакова, он сам разработал эту методику и защитил по ней диплом в Гнесинке.

— Чтобы не отбить любовь к музыке, мы убрали все лишнее и упростили процесс — например, преподавателям запрещено  использовать музыкальные термины. У нас человек хочет расслабиться и добиться прогресса через кайф, а не через рутину, — объясняет Казаков.

С таким подходом человека музыкантом не сделать, но результат он действительно получит быстрее, чем через классическую школу, поэтому такой подход пользуется спросом, говорит Алексей Дущинский из школы Play:

— Если человек хочет сыграть что-то конкретное, для этого ему не обязательно учиться нотной грамоте. Весь вопрос в целях: простые песни можно играть без нот, а если хочется большего, то и подход должен быть более серьезный.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

Вечная бизнес-молодость

Чтобы привлечь клиентов, Казакову пришлось всерьез прокачать свои навыки в маркетинге и продажах. Пересмотрев на YouTube почти все уроки и мастер-классы на эту тему, включая «Бизнес-секреты» Олега Тинькова и интервью с предпринимателями, он пошел на тренинг «Бизнес-молодость» — популярные в России курсы для предпринимателей. Критика (некоторые считают основателей курсов харизматичными мошенниками) Александра не смутила.

— У меня с моим творческим прошлым не было никакого понимания, как работает бизнес, поэтому курсы меня вдохновили и помогли погрузиться в бизнес-тему, — объясняет он.

Благодаря «Бизнес-молодости» Казаков узнал, как использовать таргетированную рекламу в Яндекс-директ, как заниматься активными продажами и привлекать клиентов. Все эти знания он начал применять немедленно — проводил обязательные встречи с педагогами школы, учил их общаться с людьми в группе, успокаивать агрессивных клиентов и убеждать сомневающихся. В Guitardo с самого начала был в ходу настойчивый маркетинг: каждый, кто записался на пробный урок, после подтверждения записи получает SMS — сначала с напоминанием, потом с предложениями скидок.

— Люди поначалу не верили, что будет результат. Поэтому каждое восьмое занятие я стал записывать на видео и потом показывал — и им, и новичкам, — говорит Казаков.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

Полгода спустя после запуска в школе учились уже около 200 студентов. В январе 2015 года Казаков снял еще два кабинета в том же помещении и открыл классы вокала, бас-гитары и гавайской гитары — укулеле, а в ноябре того же года школа переехала на Чистые пруды и добавила классы фортепиано и ударных (классы вокала разместили в подвале, чтобы не мешать жильцам). Оборудование закупали с прибыли от уроков, постепенно, небольшими партиями, говорит Казаков (по его словам, школа была прибыльной с первого дня). Например, шесть электронных пианино обошлись основателю в 180 тыс. рублей, столько же стоили шесть электронных ударных установок.

— Это удобно: все сидят в наушниках, каждый может слышать фонограмму, голос педагога и себя громче всего. Заодно меньше шума, чем от акустической, — говорит он.

Когда в 2016 году выручка школы достигла 3 млн рублей в месяц, Казаков зарегистрировал ООО «Гитардо» — чтобы в перспективе продавать франшизу и выходить в другие города, — зарегистрировал товарный знак «Гитардо» (конкуренты пытались скопировать название школы) и получил образовательную лицензию.


— По лицензии каждый человек может получить налоговый вычет 13% за расходы на образование. Плюс это дополнительный бонус при прочих равных: люди видят, что у нас педагоги из Гнесинки, мы находимся в центре, да еще и лицензия есть, — говорит Александр.


Ученикам продают абонементы на сроки от двух месяцев до двух лет, занятия проходят дважды в неделю по 1,5 часа. Самый популярный абонемент — на полгода, в группе начинающих по фортепиано он стоит 80 тыс. рублей (за 5 тыс. рублей предоплаты в день пробного урока — скидка 25%); занятия можно «замораживать» и переносить в личном кабинете на сайте. Чтобы ученики задерживались в школе дольше, программа песен постоянно обновляется (иногда по заявкам студентов), а для продолжающих вводятся специальные курсы с более сложным репертуаром. Но лучше всего, по словам основателя школы, если студенты монетизируют приобретенные навыки.

— У нас есть прецеденты, когда люди научились играть на гитаре, поехали в Питер, поиграли на Невском пару часов — и заработали 10 тыс. рублей. Мы хотим, чтобы люди понимали, что эти навыки можно превращать в деньги, можно договариваться о концертах и зарабатывать на этом, — говорит он.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

Секреты роста

Сегодня основные расходы Guitardo — это аренда (400 тыс. рублей ежемесячно за помещение в 300 кв. м, включая коммунальные платежи) и ФОТ (плата преподавателям почасовая). Около 20% выручки уходит на маркетинг — в основном, это всё та же контекстная реклама в Facebook и ВКонтакте, направленная на тех, кому 23-45 лет. Но по мере роста школы Казакову понадобились серьезные средства на создание собственной ERP-системы, чтобы автоматизировать управление школой, — администраторы не справлялись. Чем больше студентов, тем больше времени уходит на приём звонков, подписание договоров, контроль пройденных уроков, предупреждения о переносе занятий и т.п.

— Когда у нас было 200 студентов, мы справлялись, но когда их стало 500, как этим управлять? Рутинная работа по заполнению бумажек утомляет людей. Нужно было упорядочить процесс, чтобы администраторам было легче работать и улыбаться клиентам, — вспоминает Казаков.


Guitardo Records

В январе этого года Казаков запустил собственный музыкальный лейбл и студию полного цикла Guitardo Records, где

записывает как профессиональных музыкантов, так и своих учеников. Один из самых успешных проектов студии — видеоклип Expert ft. Swaggha — Дисс на Николая Соболева, снятый вместе с видеоблогером Декстером (Егором Дорофеевым). В главной роли в клипе снялась восьмилетняя сестра блогера Алиса, ролик собрал более 1,6 млн просмотров на YouTube.

Подходящих технических продуктов на рынке не было — и бизнесмен решил создать собственную систему, которая упорядочивает все процессы в школе. Задачу он поручил знакомому ИТ-специалисту, и школа через полгода получила первую рабочую версию продукта. На сайте есть личный кабинет каждого ученика, где можно видеть свой баланс и число пройденных уроков. Педагоги могут получать динамику и отчеты по студентам, а администраторы — подписывать договоры с планшетов (для звонков наняли удаленный колл-центр).

Два года спустя над системой работает команда разработчиков, а за развитие и поддержку продукта Казаков платит 150 тыс. рублей в месяц. Но экономия гораздо больше, говорит предприниматель:

— При 500 студентах нам было нужно восемь администраторов — а сейчас справляются двое, которые работают посменно.

Казаков планирует автоматизировать управление еще больше, поднять рентабельность школы до 50% (с нынешних 30%) и продавать свой продукт другим образовательным учреждениям.

Фото: Дарья Малышева/Inc.

Африканские барабаны будущего

По оценкам Алексея Дущинского, в Москве сегодня действует два-три десятка частных музыкальных школ для взрослых, как классические, так и с современными методиками, с упором на эстраду. По словам Дущинского, уроки музыки пользуются стабильным спросом у взрослой аудитории: основная клиентура — те, кто с детства мечтал научиться петь и играть на музыкальном инструменте, но не доходили руки.

Чтобы выделяться среди конкурентов, Александр Казаков предлагает своим клиентам больший выбор — как уроков (недавно появился курс игры на африканских барабанах, а с октября запускаются детские уроки), так и других услуг. Например, основал магазин музыкальных инструментов — поначалу как дополнительный элемент сервиса, но со временем — как самостоятельный бизнес (ООО «Все музыкальные инструменты»).

— В школе йоги можно купить коврик, а у нас — гитары, каподастры, пюпитры, пульты для ног и прочие аксессуары, — говорит Александр.

Сейчас в магазине продаются гитары, укулеле и другие музыкальные инструменты (под заказ). Ради скидки при закупке инструментов компания стала официальным дилером Yamaha и Casio. Выручку проекта Казаков не раскрывает, но говорит, что люди с улицы в магазин не заходят и потому это единицы процентов от общей выручки школы. В ближайшем будущем он планирует наладить трафик в магазин и увеличить обороты.

Но основной задачей школы Казаков сейчас видит рост числа клиентов — а в перспективе открытие филиалов в Москве, в регионах и за рубежом. Только в Москве можно открыть 3-10 точек, уверен он. Но для этого надо максимально автоматизировать и описать все процессы, поэтому сейчас предприниматель доделывает систему автоматизации управления.

В будущем Александр планирует создать международную сеть школ Guitardo — он уверен, что в отсутствие конкурентов и благодаря хорошему маркетингу такие школы будут пользоваться большим спросом. А еще он хочет развеять миф, что музыкой нельзя начать заниматься профессионально во взрослом возрасте:

— У музыкантов есть шутка, что если ты хочешь играть на скрипке и ты старше пяти лет — ты уже опоздал. А мы доказываем, что заниматься музыкой можно в любом возрасте. Мы создаем место, где можно учиться играть, находить людей, записывать песни или клипы — и при желании продвигаться и зарабатывать на этом.