Легендарная американская компания Uber отмечает в этом месяце свое десятилетие. Основанный в 2009 году в Сан-Франциско стартап за считанные годы стал крупнейшим в мире оператором такси (без единой машины в своем автопарке), а его капитализация достигла $120 млрд. Несмотря на ежегодные миллиардные убытки, противодействие властей и акции обозленных таксистов, сервис захватил практически весь мир и оброс многочисленными клонами. Даже имя компании превратилось в неологизм: слово «уберизация» вошло во многие языки мира и стало синонимом шеринг-экономики. Inc. решил вспомнить основные вехи развития Uber, а на пути стартапа к успеху было немало интересного и скандального (чего только стоят кража, убийство и обвинения в сексизме).
Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп основали компанию Uber в марте 2009 года. Первоначально это был сервис по заказу лимузинов в Сан-Франциско и назывался он UberCab. Фаундеры стартапа не были новичками в Кремниевой долине — каждый из них к тому моменту добился успехов в технологическом бизнесе и обладал солидным состоянием. Каланик запускал пиринговый файлообменник Red Swoosh (в 2007 году продан Akamai Technologies за $19 млн), а Кэмп основал смесь поисковика и соцсети StumbleUpon, за которую eBay в том же году выложил $75 млн.
Именно Кэмпу (кстати, канадцу по происхождению) пришла в голову идея создать Uber. В 2008 году он жил в Сан-Франциско, который был печально известен отвратительным качеством услуг такси. Обычной была ситуация, когда клиент ждал машину вдвое больше обещанного, после чего узнавал от диспетчера, что за ним так и не приедут. Если же отчаявшийся заказчик уезжал на другом такси, его телефонный номер могли занести в черный список. Одним из таких неугодных клиентов оказался и Кэмп: его отказались обслуживать сразу несколько местных компаний.
В то время многие американцы уже пользовались iPhone, в которые встроены GPS-чипы и акселерометры. Будучи инженером, Кэмп увидел в возможностях смартфонов способ сделать заказ такси комфортным. По его задумке, для вызова машины следовало нажать лишь одну кнопку в мобильном приложении, а передвижение водителя можно было отследить на карте — с прозрачным расчетом времени и стоимости поездки.
Название для нового сервиса появилось в августе 2008 года, когда Гаррет зарегистрировал домен ubercab.com. Однако дальше этого и обсуждения идеи в кругу друзей (среди них оказался и Трэвис Каланик) дело пока не пошло. Кэмп был слишком загружен на своей основной работе в eBay — он оставался CEO StumbleUpon, поглощенной онлайн-аукционом.
В декабре 2008 года Гаррет и Трэвис участвовали в цифровой конференции LeWeb в Париже. Из-за сильного мороза и снегопада большинство местных таксистов просто разъехались по домам. Оставив надежды вызвать машину, друзья решили прогуляться пешком и поднялись на Эйфелеву башню. Там они разговорились об UberCab. Кэмп полагал, что для запуска ему понадобится собственный таксопарк, а значит, придется арендовать гараж, купить машины и нанять водителей. Однако Каланик убедил собеседника, что без всего этого можно обойтись: достаточно дать водителям возможность скачивать приложение и работать по свободному графику в качестве независимых агентов. Зарабатывать же сервис мог на небольшом проценте от стоимости поездок. Предложение Каланика приблизило рождение Uber и стало его первым значительным вкладом в развитие будущего стартапа.
Весной 2009 года партнеры основали компанию и сразу начали работу над прототипом. Но дело двигалось медленно: из-за занятости Кэмпа в eBay и нежелания Каланика уделять много времени стартапу оба основателя занимались проектом нерегулярно и неполный день. Лишь спустя почти год, в январе 2010, Кэмп и Каланик устроили первые полевые испытания. Они поехали в Нью-Йорк и договорились с тремя местными водителями лимузинов, на которых несколько дней активно тестировали свой прототип. Испытания прошли успешно — сбоев было много, но в целом сервис работал.
Убедившись в работоспособности прототипа, фаундеры начали набирать сотрудников. Первым стал Райан Грейвс — в феврале 2010 года он откликнулся на твит Каланика о поиске руководителя для компании на период запуска и его назначили генеральным директором. Райану на тот момент было едва за 20, он мечтал о карьере в Долине и ужасно стеснялся своего опыта работы в General Electric — это отпугивало народ из стартап-индустрии. С самого первого дня он взял на себя все предстартовые процессы — от набора остальной команды до привлечения первых водителей.
К слову, перед тем как нанять Грейвса, Кэмп предлагал позицию генерального Каланику, однако тот по-прежнему не хотел уделять проекту много внимания. «Я еще не был готов к фулл-тайм вовлеченности — перезаряжался после 10 лет безостановочной стартаперской жизни в пиринговых технологиях. И мы оба думали, что этот бизнес будет не особенно технологичным, а больше операционным, — мы тогда мало что понимали», — признался позже Каланик.
Бета-тестирование UberCab сделали закрытым — оно стартовало в марте 2010 года в Сан-Франциско. Стратегия развития сервиса на первое время заключалась в завоевании какого-нибудь маленького сегмента огромного рынка такси. Таковым в итоге стал заказ лимузинов — почти все водители представительских авто имели iPhone и большую часть рабочего времени маялись от безделья в ожидании новых заказов.
31 мая 2010 года состоялся официальный запуск приложений UberCab и UberCab Driver — в этот день они появились в App Store. Первые же клиенты, пришедшие из твиттера Кэмпа, Каланика и Грейвса, быстро влюбились в сервис и стали активно рекомендовать его своим друзьям. Гиков из Кремниевой долины мало волновало, что средняя цена поездки была в 1,5 раза выше рыночной. Людей восхищала возможность вызвать представительское авто одним тапом, а потом следить за его приближением по карте в реальном времени и не париться с наличкой (оплата автоматически списывалась с банковской карты). Клиентам пришлась по душе и возможность поставить оценку водителю, чтобы таким образом улучшить качество услуг (за рейтинг ниже среднего таксистов отключали от сервиса).
Быстро растущую популярность UberCab оценили инвесторы. Уже в октябре 2010 года сервис получил $1,25 млн посевных и ангельских инвестиций (до этого компания жила на вложенные Кэмпом $250 тыс. его личных средств).
Вскоре обнаружилась и первая серьезная проблема: городская полиция обвинила UberCab в предоставлении услуг такси без лицензии — это грозило закрытием бизнеса, штрафами и тюремным заключением для руководства. Однако Каланику удалось убедить муниципальные власти в том, что его компания — не служба такси, а сервис для независимых водителей, после чего обвинения были сняты. Кстати, именно благодаря этой проблеме Uber обрел свое современное название — основателям пришлось избавиться от слова cab (такси, англ.), которое наводило чиновников на опасные ассоциации.
К концу 2010 года вышла версия приложения Uber для Android. К тому времени сервисом на обеих мобильных платформах ежедневно пользовалось около тысячи водителей. Убедившись в жизнеспособности модели, Каланик наконец решил, что готов возглавить этот бизнес и сместил Грейвса с должности генерального директора. Первым шагом Трэвиса у руля стала публичная демонстрация возможностей сервиса в Париже — во время очередной конференцией LeWeb он установил Uber Driver нескольким местным водителям люксовых авто. В результате его знакомые легко вызывали себе такси, пока остальным участникам форума приходилось стоять в очередях.
К февралю 2011 года Uber привлек $11 млн от венчурной фирмы Benchmark в рамках первого инвестиционного раунда. Это позволило стартапу начать экспансию в крупные города страны (первым уже в мае стал Нью-Йорк). К концу того же года Uber выбрался за границы США и полноценно запустился в Париже. Как раз в это время подоспел второй инвестиционный раунд, который принес стартапу еще $37 млн. На фоне быстрого расширения бизнеса в Uber вложились Goldman Sachs, Menlo Ventures и Bezos Expeditions.
Казалось бы, все шло хорошо: стартовая модель сервиса оказалась успешной, а значит, нужно и дальше концентрироваться на премиальном сегменте (например, добавить опции вызова вертолетов и бизнес-джетов). Но Каланик решил иначе — Uber неожиданно взял курс на масс-маркет. Логика гендиректора компании была простой: чем больше людей сможет пользоваться сервисом, тем чаще водители станут устанавливать себе приложение. Это обеспечит рост конкуренции между таксистами, что, в свою очередь, снизит стоимость услуг и сократит время подачи машины (а значит, сделает сервис еще доступнее). В пользу такой стратегии говорил и взрывной рост числа пользователей смартфонов по всему миру.
В июле 2012 года компания запустила новую опцию — UberX: поездки на обычных автомобилях стоили в среднем на 35% дешевле UberBLACK (так стал называться изначальный функционал сервиса). Теперь мобильный сервис мог побороться за массового клиента с классическими службами такси.
С этого момента экспансия Uber на новые рынки стала напоминать эпидемию. Сервис запустился в целом ряде стран Европы, Азии и Африки (в том числе в Индии и России) и к концу лета 2014 года оперировал уже в 205 городах. Инвестиции лились рекой: в Uber вложились Google, Summit, Menlo, Wellington и Sherpa (общая сумма составила около $1,2 млрд).
Все это время Uber продолжал вводить в свое приложение новые функции — на сегодняшний день их насчитывается более 20 (но некоторые предназначены только для отдельных рынков). Одной из самых популярных во всем мире опций стала запущенная в августе 2014 года UberPOOL — она позволяет нескольким пассажирам со сходными маршрутами пользоваться услугами одного водителя по меньшей цене. В числе самых экзотичных функций — UberAUTO для заказа рикши в Индии, uberESPAÑOL для заказа испаноговорящего водителя в Сан-Диего и UberBOAT для заказа водного транспорта в Стамбуле и на побережье Хорватии.
В 2014 году компания начала развивать логистическое направление: в Лос-Анджелесе запустился сервис доставки еды из кафе и ресторанов UberFRESH (сейчас называется UberEATS и доступен почти в 600 городах по всему миру). Тогда же в Нью-Йорке начала работу велосипедная курьерская служба UberRush, но она не особо прижилась. Недавно ее закрыли в целях экономии ресурсов.
К декабрю 2014-го стоимость компании взметнулась до $40 млрд, а на следующий год Каланик и Кэмп попали в список миллиардеров Forbes (состояние каждого из них издание оценило в $5,3 млрд).
Компания стремительно захватывала рынок такси по всему миру — и это не могло понравиться остальным игрокам. Во многих городах и странах сервис сталкивался и с противодействием со стороны местных властей. Регуляторы часто вставали на сторону официальных работников такси — те просто не выдерживали конкуренции с независимыми водителями Uber, избавленными от многих расходов и ограничений. С появлением сервиса еще и снижалась стоимость поездок — таксистам-профессионалам приходилось работать больше, чтобы поддерживать свой прежний уровень жизни.
С законодательными ограничениями своей деятельности Uber столкнулся в Индии, Китае, Великобритании, Франции и многих других странах. А из Венгрии, Дании и техасского Остина сервису даже пришлось уйти — из-за ужесточения правил частного извоза. В Болгарии, канадском Ванкувере и бразильском Рио-де-Жанейро деятельность компании напрямую запретили судебными решениями.
Не спали и конкуренты: во многих технологически развитых регионах у сервиса стали появляться клоны. В США и Канаде начал наступать на пятки Lyft (появился в июне 2012 года), но достичь объемов Uber в этих странах ему так и не удалось. Однако с самым серьезным противостоянием компания столкнулась в Китае — и проиграла его. Местные стартапы Didi Dache и Kuaidi Dache слились в единую Didi Chuxing. Чтобы противостоять этому региональному гиганту, Uber приходилось расходовать до $1 млрд в год, реинвестируя в свое китайское подразделение выручку с сотен городов по всему миру. Проблем с деньгами на развитие у Didi тоже не было — компанию подпитывали такие монстры, как Alibaba и Tencent. В таких условиях слишком долгая борьба могла обескровить Uber — поэтому летом 2016 года его китайский бизнес отошел местному конкуренту в обмен на долю 18% и $1 млрд инвестиций. На тот момент американский сервис функционировал в 100 городах Китая, тогда как Didi — уже в 400.
История с конкуренцией в России развивалась несколько иначе: в 2018 году Uber объединился с «Яндекс.Такси», но продолжил работать под своим брендом. При этом российскому поисковику досталось 59,3% объединенного бизнеса, а его американскому партнеру — 36,9%.
В феврале 2015 года Uber открыл в Питтсбурге (штат Пенсильвания) собственный робототехнический исследовательский центр для разработки автомобилей с автономным управлением. Чтобы обеспечить новое R&D-подразделение передовыми научными кадрами, пришлось переманить 50 сотрудников из расположенного рядом Национального центра робототехники Университета Карнеги-Меллона.
Первые беспилотники Uber начали курсировать по улицам Питтсбурга уже летом 2016 года. Это была сотня Volvo XC90, специально модифицированных в рамках совместного проекта с шведским автоконцерном (в него обе компании суммарно вложили $300 млн). Впоследствии машины на автопилоте от Uber стали появляться и в других городах США. И тут же породили у общественности опасения, что скоро всех таксистов заменят самоуправляемые автомобили.
В 2016 году Uber приобрел разработчика беспилотных грузовиков Otto и взял на работу основателя этого стартапа Энтони Левандовски. Последний раньше работал над автономным транспортом в Google и, как утверждает поисковик, украл у него 14 тыс. файлов с описаниями секретных технологий. Все закончилось судебным иском к Uber за кражу интеллектуальной собственности, который в итоге был отозван в обмен на увольнение Левандовски, обещание не использовать украденные технологии в разработках и 0,33% акций (на тот момент оценивались в $245 млн).
Еще одна крупная неприятность случилась с компанией в марте 2018 года: ее беспилотный автомобиль насмерть сбил женщину в Аризоне. После расследования местная полиция признала Uber невиновным, а претензии родственников жертвы аварии удалось удовлетворить в досудебном порядке. Этот инцидент заставил всех крупных разработчиков роботизированных авто (таких как Nvidia и Toyota) приостановить свои испытания. В декабре 2018 года Uber вернулся к тестам беспилотников на общественных дорогах, но значительно повысил требования к безопасности.
Еще в декабре 2015 года Uber отпраздновал миллиардную поездку, совершенную с помощью его сервиса, — на это у стартапа ушло около 6 лет. Второй миллиард набежал за куда меньший срок — для этого понадобилось всего 6 месяцев, а уже в мае 2017 года компания отмечала 5-миллиардную поездку. На тот момент Uber располагал сетью региональных офисов по всему миру, в которых работали 16 тыс. сотрудников. Сервис действовал уже в 500 городах 76 стран. Столь бурное развитие компании давалось недешево: 2016 год она закончила с убытком $2,8 млрд, а в 2017 году потеряла $4,5 млрд.
Живущий в основном на инвестиционные средства, Uber нес не только финансовые, но и репутационные убытки. В феврале 2017 года бывшая сотрудница компании в своем блоге пожаловалась на сексуальные домогательства и атмосферу сексизма в компании. Поскольку эта история широко разошлась в соцсетях и СМИ, Uber пришлось начать внутреннее расследование и пообещать улучшить свою корпоративную культуру.
Одновременно с этим большую популярность приобрело видео, на котором Каланик кричит на водителя Uber, — тот осмелился пожаловаться на снижение качества своей жизни из-за ценовой политики компании. Вдобавок в мае 2017 года Минюст США начал в отношении компании уголовное расследование: стало известно, что она позволяла водителям обходить решения местных органов власти в тех регионах, где ее работа была запрещена или находилась под ограничениями. Основанная на анализе пользовательских данных система Greybal распознавала чиновников и подменяла версии приложений, которыми они пользовались. Это мешало регуляторам отслеживать водителей Uber и препятствовать их деятельности — в том числе задерживать нарушителей и конфисковывать машины.
Из-за череды скандалов в июне 2017 года компания уволила 20 руководителей, а ее совет директоров заметно поредел. Сам Каланик взял отпуск на неопределенный срок, пообещав по возвращении улучшить сервис до версии 2.0. Однако инвесторы и правление Uber стали видеть в гендиректоре «слабое звено» — он больше не мог быть лицом их бизнеса, поскольку ассоциировался со всем негативом последнего времени. В конце концов Каланик уволился с позиции главы компании, но сохранил за собой место в совете директоров.
Компания оставалась «обезглавленной» недолго — спустя 2 месяца ее новым CEO стал ирано-американский бизнесмен Дара Хосровшахи (ранее возглавлял Expedia Group). Под его руководством годовые убытки Uber впервые удалось сократить: по итогам 2018 года они уменьшились на 26,7% и составили $3,3 млрд. В планах Хосровшахи — вывести компанию на безубыточность за 3 года. Для этого он занялся реструктуризацией зарубежных операций и развитием дополнительных направлений — таких как UberEATS. Объем заказов еды через этот сервис за год вырос вдвое и превысил $2 млрд.
В декабре 2018 года Uber подал документы на IPO (ожидается уже в этом году). Каланик не спешил идти на этот шаг и всегда говорил, что компания разместится на бирже «как можно позже». Хосровшахи, напротив, сделал это сразу же, как только была сформирована отчетность за 2018 год, показавшая положительные результаты взятого им курса. На фоне решения об IPO оценка Uber взлетела с $76 млрд до $120 млрд. Это превышает капитализацию General Motors, Ford и Fiat Chrysler вместе взятых (большая детройтская тройка суммарно стоит $112 млрд).
Сегодня Uber — самый большой стартап в США и один из самых высоко оцененных в мире. У компании – 20 тыс. сотрудников и 3 млн сотрудничающих с ней водителей. Сервис действует более чем в 600 городах — с его помощью ежедневно совершается 15 млн поездок. Оба основателя Uber до сих пор входят в его совет директоров, состояние Гаррета Кэмпа оценивается в $4,6 млрд, Трэвиса Каланика — в $5,8 млрд.
«Многие компании Кремниевой долины покупают знания высококвалифицированных инженеров, считая вторичным все остальное. Но мы не идем по такому пути. Uber вышел за рамки технологий и строит новую культуру потребления», — отмечал Каланик в одном из интервью несколько лет назад. Хосровшахи развил эту мысль в своем выступлении на TechCrunch Disrupt 2018: «В отличие от других цифровых компаний, мы управляем физической реальностью. Вы нажимаете на кнопку — к вам приезжает авто, вам привозят бургер. Сейчас перед нами стоит задача — сделать Uber не просто платформой для перевозки пассажиров, а транспортной компанией. Мы уверены, что главный транспорт — это не автомобиль. Мы собираемся выяснить, что его заменит, и стать лидерами в этом направлении».