Взлететь

И целого мира мало. Топ-5 космических стартапов с амбициями создать новый рынок

И целого мира мало. Топ-5 космических стартапов с амбициями создать новый рынок
Фото: Flickr SpaceX

Космос — это клондайк, способный дать жизнь десяткам новых индустрий. Но если о суборбитальном туризме не слышал только ленивый, другие проекты и идеи еще ждут своего звездного часа. А амбиций у их основателей зачастую не меньше, а то и больше, чем у новоявленных светил космического бизнеса вроде Илона Маска или Джеффа Безоса. Вот пять самых перспективных и небанальных космических стартапов, которые могут создать новые рынки.

AMC (майнинг астероидов)

Идея добывать полезные ресурсы в космосе не нова — ее давно эксплуатируют в фантастике и видеоиграх. Но сегодня космическая индустрия уже вовсю готовится сделать эту сказку былью.

Японский аппарат Hayabusa еще в 2010 году успешно доставил на Землю образцы с астероида Итокава, но это была лишь научная миссия. В отличие от проекта британской компании с незамысловатым названием Asteroid Mining Сorporation (AMC), которая намерена использовать небесные «камни» в коммерческих целях. Она фокусируется на поиске астероидов, богатых металлами платиновой группы, и планирует добывать их посредством автономных космических аппаратов.

Схема работы примерно такая: присмотреть «ценный» астероид и изучить его, а затем начать разработку его ресурсов. Перспективы выглядят заманчиво: к примеру, астероид 2011 UW158 «стоит», благодаря содержащимся в нем металлам, около $5 трлн. Если AMC на самом деле сможет наладить работу, ее потенциальными заказчиками станут компании, работающие в космосе, — ведь доставлять ресурсы, пусть даже и ценные, на Землю слишком дорого.

Но столь технически и экономически сложный проект непросто претворить в жизнь. Запуск первого спутника-«разведчика» компания запланировала на 2023 год, и дальше этой даты в AMC пока не загадывают.

3D Bioprinting Solutions (печать еды на орбите)

Освоение ближнего космоса может озолотить и биологов. Российская 3D Bioprinting Solutions (дочерняя компания лаборатории «Инвитро») занимается разработкой и производством 3D-принтеров для печати из живой ткани в космосе.

С помощью этой технологии можно будет решить сразу две задачи: печатать еду для космонавтов и органы — для людей на Земле. Первое облегчит работу космических грузовиков (им не придется «таскать» для покорителей космоса тонны еды, как сейчас), а второе — спасти миллионы людей, нуждающихся в пересадке органов. А все потому, что в земных условиях соединению клеток мешает сила тяжести. На орбите, в условиях микрогравитации, с этим куда проще, а потому и перспективы 3D-печати из живых материй выглядят более чем притягательно.

Компания уже осуществила на МКС серию опытов по печати клеточных структур, в том числе с использованием клетки говядины, кролика и рыбы.

Avant Space (реклама в космосе)

Космос ускоренными темпами превращается в рынок, и без рекламы здесь не обойтись. Освоить именно эту перспективную нишу рассчитывает российская компания Avant Space.

Идея заключается в том, чтобы вывести на орбиту спутники, которые будут объединены в созвездия и выстроены так, чтобы, благодаря лазерам, образовывать логотип или надпись на ночном небе. Для пользователя с Земли это будет выглядеть как лого компании, сложенное из искусственных звезд. В Avant Space утверждают, что охваты такой рекламы могут достигать огромной цифры в 1 млрд человек, а ежегодная выручка компании приблизится к отметке в $100 млн в год.

Борьба за рынок рекламы в космосе уже началась — проекты по космической рекламе, хоть и не такие масштабные, есть и у других компаний. Avant Space же рассчитывает сыграть на опережение — первые спутники для показа рекламы из космоса компания планирует запустить уже в 2022 году.

Momentus (орбитальный буксир)

Momentus — один из многих американских стартапов с российскими корнями. Выделяет его из общего ряда перспективная идея и масштаб начинаний — компания рассчитывает занять нишу космических буксиров.

По информации Momentus, в случае доставки большого числа спутников в космос на тяжелой ракете они все оказываются на одной орбите, с которой их необходимо «развозить по сотням других орбит». Такая услуга кажется перспективной и более чем востребованной. Особенно если учесть, что тот же SpaceX уже сегодня с успехом выводит на орбиту сразу около сотни космических аппаратов.

Сейчас Momentus находится на относительно раннем этапе развития и тестирует свою технологию. Несмотря на то что основатель компании Михаил Кокорич был вынужден покинуть пост гендиректора, активная работа над проектом продолжается.

Mission Space (предсказание космической погоды)

Безопасность критически важных объектов инфраструктуры — один из основных вопросов, с которым сталкивается человечество в XXI веке. Эти риски существенно увеличивает солнечная активность: геомагнитные бури способны обесточить целые районы, причинив многомиллионные убытки, как во время знаменитого инцидента в Квебеке в 1989 году.

Как раз для того чтобы активность Солнца не могла внезапно нарушить работу электростанций, заводов, самолетов или ценного оборудования на буровых, латвийская компания Mission Space (MS) разрабатывает систему оперативного и точного предупреждения об опасных активностях на звезде. В MS отмечают, что ежегодно светило порождает от 10 до 50 вспышек. Если бизнес и государства вовремя оценят их угрозу, можно будет избежать разрушительных последствий для экономики. По подсчетам латвийцев, такой ущерб может достигать $2–3 млрд.