Российский предприниматель и основатель Национальной резервной корпорации Александр Лебедев в интервью Republic назвал санацию крупнейших частных банков Центробанком сомнительными прецедентами и обвинил акционера «Открытия» Александра Мамута в мошенничестве.
По словам Лебедева, санация крупнейших частных банков, проведенная в 2017 году, не являлась цивилизованным оздоровлением финансовых организаций.
АЛександр Лебедев
банкир
«Почему акционеры “Открытия” с ЦБ душа в душу живут, а Ананьев полез в бутылку? Возможно, есть вещи во внутренних взаимоотношениях [с регулятором], о которых мы не знаем. Что касается Ананьева, то, боюсь, что [его] отъезд в Лондон уже о многом говорит. Ананьева ведь никто даже ни в чем не обвиняет».
По мнению Лебедева, намерение Минфина выпустить суверенные облигации для репатриации капитала является «слишком теоретической посылкой» и врядли изменит ситуацию.
АЛександр Лебедев
банкир
«Во-первых, я не считаю, что санкции американцев затронут банкиров, не имеющих видимых связей с Кремлем. Чего им бояться? А во-вторых, сегодня на рынке и без того обращаются долговые инструменты на миллиарды долларов – суверенные или близкие к суверенным. Кто, допустим, до сих пор мешал покупатьбессрочные облигации у ВТБ? Никто. А разницы между эмиссией суверенных облигаций и бумагами госбанка, я вам скажу, нет почти никакой. Но главное, никакая морковка все равно не поможет. Нужна палка. Дубина».
Из каждого банка, подвергнутого санации, собственники вывели от 10–15% до 100% активов, считает Лебедев. Он привел в пример банк «Открытие», из которого выведено «около 30%» денег.
АЛександр Лебедев
банкир
«Покупаешь [частично принадлежащую одному из акционеров “Открытия” Александру Мамуту сеть магазинов игрушек, работающую по британской франшизе] Hamleys, у которого выручка 3 млрд рублей, и берешь на него кредит 5,5 млрд рублей. Нужно ли доказывать, что такой кредит никогда не будет возвращен? Или [также приобретенную Мамутом британскую книготорговую сеть] Waterstone – берешь на нее около £100 млн через Кипр ( сеть HMV была продана весной 2011 года за £52 млн). Или, допустим, покупаешь у “Лукойла” алмазное месторождение в Архангельской области. Или “Росгосстрах”, который банкрот и никому не нужен. Новые владельцы в общей сложности засадили в компанию около $1 млрд. И мы поверим, что из этих денег ничего не откатили? Конечно, не поверим».
Российских банкиров, живущих в Лондоне, Лебедев назвал владельцами «грязных денег». «Ну нет там практически честных денег. Большая часть вывезена [из России] и благополучно отмыта», — заявил он.
Ранее сообщалось, что Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сумело взыскать с владельцев обанкротившихся банков лишь менее 1% нанесенного ущерба. При этом в 80% случаев банкротство банка связано с выводом активов, когда похищенное банковское имущество было легализовано через фиктивные, по сути, сделки.