Автодилеры в России начали ввозить иномарки по параллельному импорту, чтобы перепродавать их продавцам машин. Эксперты сочли эту схему «рабочей», так как многие продавцы машин не хотят брать на себя логистические задачи.
Что случилось
Крупные автодилеры начали ввозить новые иномарки по параллельному импорту для перепродажи мелким дилерам, сообщают «Ведомости». Об этом газете сообщила директор департамента оптовых продаж автомобилей группы «Авилон» Грацина Беленова.
По словам Беленовой, «Авилон» начал развивать у себя дистрибьюторское направление в 2022 году. Объем партии машин, заказываемых у компаний, составляет от 100 до 1 тыс. автомобилей. Машины в основном китайского производства: например, завоз в Россию более 850 Volkswagen Bora из Китая. «Авилон» также закупает для продавцов Mercedes, BMW, Audi, Toyota, Volvo, Volkswagen, Kia и другие.
«Механизм работает следующим образом: мы заключаем с автодилерами сделку о сотрудничестве, принимаем от них заказы на импорт определенных моделей. Затем закупаем эти автомобили и передаем их в дилерские центры. Мы осуществляем импорт только как юрлицо, что делает покупку более выгодной как для дилеров, так и для конечных клиентов», — объяснила Беленова.
15 февраля директор по развитию и инновациям «Ключавто» Юлия Овчинникова на форуме ForAuto сообщила о создании подразделения по работе с ввезенными по параллельному импорту автомобилями. Овчинникова рассказала «Ведомостям», что у компании в наличии около 4 тыс. машин, привезенных по параллельному импорту для других дилеров и собственных розничных продаж.
Контекст
После начала «военной спецоперации» России на Украине 24 февраля 2022 года ряд автомобильных зарубежных брендов покинули российский рынок. На декабрь 2022 года на местном авторынке остались 14 брендов из 60, причем 11 из них — китайские.
В конце марта 2022 года Минпромторг одобрил ввоз товаров по параллельному импорту: он начался в мае. За год было ввезено товаров на сумму $20 млрд. Автомобильные бренды, ушедшие из России, включены Минпромторгом в список параллельного импорта — например BMW, Lamborghini, Tesla, Land Rover, Jeep, Bentley и другие.
В ноябре 2022 года российский авторынок упал на 61,6% год к году, до 46,4 тыс. единиц. В топ-3 по продажам за месяц вошли «Автоваз», Haval и ГАЗ. Год к году они потеряли 18%, 7% и 22% соответственно. За период с января по ноябрь годовое снижение составило 60,9%, до 548,8 тыс. автомобилей.
Почему это важно
Автодилеры становятся альтернативным дистрибьютором брендов, ушедших с российского рынка. По данным аналитического агентства «Автостат», за 2022 год на долю параллельного импорта пришлись 12% из 626 тыс. проданных новых легковых машин в стране. Из проданных в январе 2023 года в России 45 тыс. новых легковых автомобилей 25 тыс. (39%) пришлось на импортированные, следует из данных «Автостата» и Системы электронных паспортов транспортных средств.
Мнение
Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов называет такую схему параллельного импорта для дилеров «рабочей», так как не все дилеры готовы связываться с логистикой и таможней. По его словам, по такой схеме в основном ввозятся машины премиум-класса, но при развитии каналов поставок в ассортимент могут войти и дешевые модели.
Директор юридического департамента, партнер Центра по работе с проблемными активами Константин Богородицкий считает, что сложно рассуждать о преимуществах и недостатках параллельного импорта при его безальтернативности.