Деловые настроения малого и среднего бизнеса превысили показатели до пандемии и начали расти впервые с января 2020 года. Об этом свидетельствуют данные февральского замера индекса RSBI (совместного исследования «Опоры России», ПСБ и агентства Magram Market Research). Исследование есть в распоряжении Inc.
Опрос проводился среди 1,8 тыс. компаний сектора малого и среднего предпринимательства. По итогам февральского замера аналитики зафиксировали рост всех составляющих индекса (продажи, инвестиции, кадры и финансовая доступность). Это обеспечило рост показателя до 51,6 пункта (в январе — феврале 2020 года он составлял 51,4 п.).
Авторы исследования отмечают, что настроения малого и среднего предпринимательства плавно улучшаются с ноября 2020 года. Это связано с расчетами на восстановление потребительской активности на фоне вакцинации.
Рост оценок будущих продаж в последние месяцы обеспечен именно ожиданиями малого и среднего бизнеса: в марте на рост выручки рассчитывает треть респондентов (+12 п.), в реальности улучшение в феврале отметили лишь 11% компаний (–6 п.), а ухудшение — 53% (+7 п.).
Прочитайте также
Пессимизм российского бизнеса достиг исторического максимума
Ожидания бизнеса опережают реальное положение дел и в кадровом вопросе. Расширение штата планируют всё больше компаний (19% против 16% в январе). В реальности пока лишь 10% малых и средних предприятий наняли новых сотрудников (9% — месяцем ранее)
Наиболее значительный вклад в улучшение настроений обеспечили рекордные показатели финансовой доступности: доля удовлетворенного кредитованием спроса выросла с 28% до 32%, неудовлетворенного осталась без изменений — 11%.
Доступность финансирования обеспечила рост инвестактивности малых компаний: доля МСП, уже нарастивших инвестиции, выросла в феврале с 17% до 22%, о планах расширять бизнес сообщили 30% компаний (плюс 5%).
Прочитайте также
Если рассматривать отдельные сектора, уверенное восстановление демонстрирует производство (+4,1 п.), это происходит на фоне оживления спроса, отмечают аналитики. Сфера услуг, уязвимая к коронавирусным ограничениям, пока не вернулась в зону роста (аналитики зафиксировали +1,1 п. в этом сегменте).
Замер индекса в зависимости от размера бизнеса зафиксировал слабое восстановление пострадавшего микробизнеса (+0,9 п.), для малого показатель вырос на 4,1 п., для среднего — на 2,3 п.
«Февральский рост всех компонент Индекса RSBI привел к лучшим за последний год показателям и вывел их на докризисные уровни ― деловые настроения бизнеса наконец вышли в зону роста, ― говорит Кирилл Тихонов, вице-президент, директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса ПСБ.
Прочитайте также
«Однако, несмотря на явное оживление деловой активности и позитивные ожидания, фактические продажи малого и среднего бизнеса, а также микробизнеса всё еще отстают от других компонент и остаются низкими из-за частичного сохранения эпидемиологических ограничений и неполного восстановления потребительской активности, особенно в сфере услуг и торговли, ― рост продаж в прошлом месяце отметили только 11% предпринимателей, при этом 53% заявили о снижении выручки», ― добавляет он.
По словам Тихонова, анализ данных февраля говорит о том, что пока только средний бизнес имеет относительно высокий темп роста и выхода на докризисный уровень по выручке: 20% опрошенных в этой категории отметили увеличение продаж, а 44% ожидают их рост в ближайшие месяцы.
«В целом Индекс фиксирует позитивные ожидания бизнеса, однако на восстановление докризисных показателей в части продаж потребуется время», ― отметил Кирилл Тихонов.