В правительстве обсуждается идея создания единой государственной системы учета просмотров контента и показов рекламы в интернете. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники в государственных ведомствах. Сама концепция находится на стадии обсуждения, однако чиновники уже успели проконсультироваться с представителями медиакомпаний.
Обсуждением занимаются представители федеральных ведомств, администрации президента и крупнейших медиакомпаний. В их число попали как телевизионные холдинги, так и интернет-площадки. Сотрудники трех медиакомпаний подтвердили изданию, что участвовали в таких обсуждениях. При этом источники пожелали остаться анонимными.
В качестве аналогов обсуждаемой концепции интернет-учёта источники привели систему измерений телевизионной аудитории и государственную систему учета проданных билетов в кинотеатры. Во втором случае кинотеатры сами предоставляют информацию правительству. Система же учёта телевизионной аудитории работает благодаря аналитической компании Mediascope, данными которой пользуются и каналы и рекламодатели.
Эта компания также считает пользователей рунета и аудиторию крупнейших интернет-площадок. Однако при размещении рекламы в сети рекламодатели вынуждены либо пользоваться данными самих площадок, либо специальными интернет-счетчиками. Всё дело в том, что интернет-площадки не желают делиться данными о своих пользователях. Помимо беспокойства о возможных утечках персональных данных, их останавливает нежелание терять свои доходы.
Однако одним из условий создания рынка совершенной конкуренции является транспарентность. То есть, участники рынка должны иметь свободный доступ к информации обо всех других участниках. Заместитель министра связи Алексей Волин также уверен, что универсальная и прозрачная система оценки интернет-аудитории необходима как рекламодателям, так и производителям контента. «Это необходимое условие развития индустрии», — считает чиновник.
Рекламодатели страдают из-за того, что в интернете им приходится иметь дело с разрозненными данными, соглашается руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров. «Это непроверяемые данные. Рекламодателям приходится верить на слово онлайн-площадкам, что они на самом деле открутили те самые купленные сотни тысяч показов баннера», — заявляет он.
Новая государственная система интернет-учета будет предназначена прежде всего для учета показов российского профессионального видеоконтента. В его состав входят сериалы и шоу отечественных телеканалов. Еще одна возможная задача системы заключается в мониторинге показов интернет-рекламы для целей налогообложения.
Новая инициатива правительства не единственная в этой области. Так, министерство культуры уже разрабатывает систему учета онлайн-показов отечественных фильмов и сериалов. Кроме того, в Государственную думу был внесен проект о единой системе онлайн-трансляции телеканалов. Обсуждение этих двух проектов и концепции интернет-учета происходит параллельно, сообщают источники издания.
Все источники издания уверены, что обеспечением работы новой системы займется уже упомянутая компания Mediascope. Генеральный директор Mediascope Руслан Тагиев никак не прокомментировал ситуацию.
Источники издания считают, что создание системы интернет-учета повлечет массу технических и организационных сложностей. Они уверены, что идея госсчетчика будет негативно воспринята интернет-компаниями, которых хотят заставить расстаться с неценовыми преимуществами. Однако, если счетчик установят несколько крупнейших площадок, он станет таким же «золотым стандартом» индустрии, как сейчас данные Mediascope для телевизионного рынка, уверен Волин.
Ранее Inc. сообщал, что в Совете Федерации поддержали идею ввести в законодательство понятие «интернет-преступление». Это поможет расширить возможности регулирования мессенджеров, надеется уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.