В России более чем на треть снизился импорт крепких алкогольных напитков. Наибольшее сокращение коснулось виски, водки и ликеров — 48,4%, 41,7% и 36,6% соответственно. Эксперты рынка считают, что текущий кризис открывает возможности для местного производства и ввоза слабо представленных брендов.
Импорт крепких алкогольных напитков в Россию в первой половине 2022 года упал на 34,4%, до 32,65 млн л год к году, сообщает «Коммерсант». Официальная статистика внешней торговли не публикуется с весны, данные предоставили участники рынка.
Наибольшее снижение импорта зафиксировано для виски — 48,4%, до 11,8 млн л год к году, водки — на 41,7%, до 965,5 тыс. л, и ликеров — на 36,6%, до 2,25 млн л. Ром стал единственной категорией, поставки которого почти не изменились. Сокращение составило 1,8%, до 2,89 млн л год к году.
Участники рынка после начала «военной спецоперации» на Украине предполагали, что импорт алкоголя снизится вплоть до 40%. США в рамках санкций запретили поставлять спиртное в страну, а члены Евросоюза ограничили поставки: теперь в Россию экспортируют алкоголь дешевле €300 за единицу товара.
В июне российский рынок покинула компания Diageo, которая поставляла в страну виски Johnnie Walker, The Singleton, Talisker, Mortlach, бурбон Bulleit, ром Captain Morgan и ликер Baileys. А спустя месяц стало известно, что компании Beam Suntory и Edrington продадут совместный российский бизнес Maxxium Russia локальному топ-менеджменту. Maxxium Russia выпускает виски Macallan, The Famous Grouse, Highland Park, Auchentoshan Naked Grouse, бурбон Jim Beam и Maker’s Mark, коньяк Сourvoisier, джин Sipsmith, ром Brugal и текилу Sauza.
По словам президента Ladoga Вениамина Грабара, весь март поставок не было из-за неясности перспектив. По данным Алкогольной сибирской группы (АСГ), санкции США и приостановка поставок из Шотландии и Ирландии могут привести к сокращению объема импортного виски на 70%. В первую очередь речь идет о брендах среднего ценового сегмента, уточняет исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев считает, что в текущей ситуации импортеры могут перейти на ром из Латинской Америки, — эти бренды в России слабо представлены. Ассортимент виски может увеличиться за счет местного производства, добавил он.
У Luding Group уже готовится коллекция крепких напитков. Директор по маркетингу компании Андрей Ушаков рассказал, что на осень планируется запуск джинов под брендом Lockwood, а также создание новых марок виски William Watt и Eldermen.
По мнению Ставцева, кризис создает условия для увеличения доли собственных торговых марок (СТМ) сетей. До весны 2022 года, по данным NielsenIQ, доля СТМ в продажах крепкого алкоголя в стране занимала 3,2%.
Ранее тревогу из-за снижения импорта алкоголя начали бить рестораторы. Игроки рынка считают, что товар нужно включить в схему параллельного импорта, в противном случае страна столкнется с наплывом контрафактного алкоголя.