В 2019 году россиянам начнут присваивать балльные рейтинги, рассчитанные на основе данных об их кредитной истории. Об этом исполняющий обязанности гендиректора Объединенного кредитного бюро Николай Мясников рассказал «Российской газете».
Речь идет о балле, «который рассчитывается автоматически на основе разных параметров из кредитной истории», разъяснил Мясников. На количество баллов повлияют, например, наличие просрочек по кредитный платежам, уровень долговой нагрузки, количество запросов на проверку кредитной истории и «возраст» этой истории. Чем выше рейтинг, тем ниже риск для его обладателя.
наколай мясников
И.о. гендиректора Объединенного кредитного бюро
«Часто кредитная история, особенно если она обширная, кажется людям очень запутанной, сложной и непонятной. В нашей практике есть случаи, когда кредитный отчет занимал 500 страниц формата А4. А скоринг — это некая агрегированная информация, по которой человек может понять, как он выглядит в глазах кредитора. При этом нужно понимать, что даже очень высокий скоринговый балл не является гарантией выдачи кредита. Решение всегда остается за кредитором, который использует не только информацию из бюро, но и собственные системы оценки рисков, включающие дополнительные источники информации».
Присваивать рейтинги начнут уже в следующем году, когда в силу вступят поправки в закон «О кредитных историях». Поправки не только помогут банкам принимать решения о выдаче кредитов, но и позволят россиянам узнать, как они выглядят в глазах кредиторов.
Сейчас информацией о кредитной истории граждан интересуются в основном банки и микрофинансовые организации, говорит Мясников. В последнее время растет интерес к «досье» и со стороны страховых компаний, поскольку «существует прямая корреляция между платежной и водительской дисциплиной».
Работодатели тоже хотят получать такую информацию: они проверяют кредитные истории сотрудников при найме на материально-ответственные или руководящие позиции. «Проблемы в личных финансах влияют на производительность труда и создают благодатную почву для махинаций», — объясняет Мясников.
Ранее американское агентство по поиску работы CareerBuilder провело исследование, которое показало, что 70% работодателей сегодня проверяют личные страницы кандидатов в социальных сетях. Более половины (57%) работодателей отказали потенциальным сотрудникам в устройстве после того, как изучили их личные страницы в Facebook и других сетях.