Новости

Минсельхоз предложил блокировать сайты, на которых продаются вейпы

Минсельхоз предложил блокировать сайты и страницы в соцсетях, которые продают табачную и никотиносодержающую продукцию. Участники рынка приветствовали эту инициативу, но заявили, что к ней нужно приобщить и маркетплейсы, на которых селлеры могут продавать товары нелегально.

Что случилось

Министерство сельского хозяйства предложило блокировать сайты по продаже табачной и никотинсодержащей продукции, сообщает РБК со ссылкой на источник на рынке и подтверждением от пресс-службы ведомства. По данным издания, Минсельхоз уже подготовил соответствующий законопроект.

Законодательная инициатива будет представлена в виде поправок к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№ 149-ФЗ). Цель законопроекта — эффективная реализация нормы и блокировка сайтов, продающих табачную продукцию онлайн.

По данным «Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем» (ПАУРРЭНС), в крупнейшей российской соцсети «ВКонтакте» присутствует 191 ссылка на группы по продаже никотинсодержащей продукции, что составляет 55% от общего числа ссылок, обнаруженных за три дня.

Представитель «ВКонтакте» заявил РБК, что соцсеть оперативно блокирует такие группы и профили по жалобам регуляторов и пользователей. Исключения составляют официальные интернет-представительства табачных магазинов или магазинов с никотинсодержащей продукцией при отсутствии рекламы и информации об их дистанционной продаже. Дистанционная продажа электронных сигарет и других электронных систем доставки никотина запрещена законом.

Контекст

С 7 февраля Wildberries прекратила продажу безникотиновых вейпов и курительных смесей. В компании сказали Inc., что считают эти товары «потенциально опасными для клиентов, особенно для подрастающего поколения, так как они пропагандируют курение, что в конечном счете приводит к потреблению и никотиновых вейпов».

18 января за запрет вейпов в России высказался спикер Госдумы Вячеслав Володин, поручив профильным комитетам внести предложения об их запрете.

Почему это важно

По оценке Group-IB, в 2021 году объем теневого онлайн-рынка табака и электронных сигарет в российском сегменте интернета составил 5,6 млрд руб. На электронные сигареты и стики пришлось свыше половины рынка — 2,3 млрд и 1,1 млрд руб. соответственно. Через мессенджеры было продано табачной продукции на сумму более 3,5 млрд руб., через соцсети — на 314 млн руб.

Еще в конце октября 2022 года министр финансов Антон Силуанов призвал ужесточить контроль за рынком табака, поскольку в табачной отрасли по-прежнему остается много серых зон из-за отсутствия единой системы для контроля.

Участники рынка согласны с тем, что объявления о продаже никотинсодержащей продукции публикуются не только в мессенджерах и соцсетях, но и на маркетплейсах. Например, в январе 2023 года на Wildberries, по данным президента ПАУРРЭНС Льва Григорьева, по запросу «электронные сигареты» можно было найти более 12 тыс. товарных позиций, а по запросу «жидкости для электронных сигарет» — более 9 тыс.

Представитель Ozon сообщил, что на площадке действует постоянный запрет на продажу табачных изделий и любой никотинсодержащей продукции, а продажа устройств для курения ограничена условием отсутствия содержания табака, никотина или любой жидкости для электронных сигарет.

В «Яндекс.Маркете» запрещена продажа любых жидкостей и смесей для курения независимо от наличия в них никотина. При этом система проверок на маркетплейсе не даст опубликовать карточку товара с подобным содержанием, сказал представитель сервиса. Продажа вейпов на Wildberries уже запрещена.

Мнение

Источник на рынке уверен, что на запреты никто не будет обращать внимания, пока аналогичное по примеру алкогольной отрасли регулирование не будет принято в отношении никотинсодержащей и табачной продукции.

Президент ПАУРРЭНС Лев Григорьев заявил, что даже если поправки к закону будут приняты, то продавцы никотинсодержащей продукции все равно продолжат под видом безникотиновой продукции размещать товары на онлайн-площадках. Чтобы этого избежать, эксперт считает нужным ввести ответственность и для маркетплейсов, таким образом заинтересовав их в блокировках.