Минфин объяснил, зачем хочет заставить сотрудников на удаленке за границей платить 30% НДФЛ. Сейчас доходы сотрудников российских компаний, которые живут за рубежом, не облагаются налогом, поскольку рассматриваются как полученные из источников вне страны. Регулятор предложил внести изменения в Налоговый кодекс, которые изменят этот пункт.
Минфин разъяснил инициативу о повышении НДФЛ до 30% для сотрудников на удаленке. Регулятор 26 июля представил законопроект, вносящий ряд поправок в Налоговый кодекс, в том числе по вопросам налогообложения физлиц. Минфин предлагается полностью пересмотреть налогообложение зарплат сотрудников российских компаний, которые переехали за рубеж.
Нововведение рассчитано на налоговых нерезидентов — граждан России, которые провели в стране в общем менее 183 дней в течение 12 месяцев. Если Госдума примет законопроект Минфина, таких россиян обложат налогом в 30%. Россиян, являющихся налоговыми резидентами, нововведение не коснется — они продолжат платить 13%.
Процедура общественного обсуждения законопроекта продлится до 12 августа, ввести новые нормы планируется 1 января 2023 года.
По закону повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов применяется к основным видам доходов из российских источников, например от продажи имущества. Однако зарплата сотрудников российских компаний, которые находятся за рубежом, Налоговым кодексом рассматривается как доходы, полученные из источников вне России, платить НДФЛ с них не нужно. Это касается в том числе сотрудников, работающих по договорам ГПХ.
«Это искусственно делает работу в России на российские компании — как в офисе, так и удаленно — менее привлекательной по сравнению с такой же работой, но дистанционно за пределами страны», — объясняет Минфин
В этот пункт регулятор и хочет внести изменения. В комментарии The Bell ведомство отметило, что поправки внесут изменения для сотрудников, «которые выполняют трудовые обязанности дистанционно за пределами России». Выплаты за исполнение таких обязанностей будут относиться к «доходам от источников в России». При этом для самозанятых лиц, работающих по специальному налоговому режиму «Налог на профессиональный доход», ничего не изменится.
Партнер Б1 (бывшая EY Russia) Антон Ионов считает, что таким образом Минфин хочет остановить отток кадров. Работники будут оценивать свои доходы с учетом повышенного налога и задумаются, а уезжать ли из страны вообще.
Если законопроект примут, часть компаний будет платить все взносы полностью, а другие попытаются перейти на сторонние сервисы, которые предоставляют услуги посредника, рассуждает руководитель налоговой поддержки Solar Staff (сервис сделок с фрилансерами) Анастасия Рязанцева.