Новости

Падение спроса на потребительские товары побило антирекорд 2014 года

В 2022 году россияне покупали еще меньше продуктов, чем в предыдущий кризис 2014–2015 гг. Эксперты считают, что причиной нового антирекорда стало снижение доходов населения и режим экономии.

Спрос на потребительские товары в 2022 году упал ниже, чем во время кризиса 2014–2015 гг., сообщает РБК со ссылкой на данные аналитической компании NielsenIQ. В исследование вошли данные аудита более 200 торговых сетей, рынков и павильонов — всего более 120 тыс. торговых точек.

Из отчета компании следует, что в 2022 году номинальный рост рынка товаров повседневного спроса составил 13,6%, однако продажи росли преимущественно за счет инфляции — ее вклад составил 17%. В октябре 2022 года ретейлеры заявляли, что в ближайший год ожидают рост продаж только за счет инфляции.

Вклад реального потребления был отрицательным и составил -3,4%. В 2015 году продажи в натуральном выражении снизились на 1,5%, вклад инфляции составил 14,1%, за счет этого номинальный рост рынка год к году был 12,5%.

По мнению аналитиков, главной причиной снижения спроса стало падение реальных располагаемых доходов. Они напрямую зависят от темпов роста цен и влияния логистических цепочек для компаний. По данным Росстата, в 2022 году реальные располагаемые доходы населения снижались три квартала подряд и в июле — сентябре ускорили падение до 3,4% год к году.

Только в марте наблюдался ажиотажный всплеск на фоне новостей об уходе ряда зарубежных брендов FMCG, отметил директор по работе с ретейлерами NielsenIQ Константин Локтев. В это время потребители делали запасы продовольствия с длительными сроками хранения и непродовольственных товаров повседневного спроса.

Гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что снижение потребления товаров повседневного спроса составило 2%. Эксперт отмечает, что в 2022 году у производителей не было возможности держать стоимость продукции, как, например, было в 2014–2015 гг., — за счет снижения объемов упаковки.

По мнению Бурмистрова, в 2023 году потребление станет вынужденно децентрализованным на фоне снижения продаж в Москве и Петербурге из-за большого количества уехавших, а также из-за роста зарплат жителей отдаленных и бедных регионов за участие в «военной спецоперации».

Узнайте больше

В 2023 году X5 Group ускорит открытие новых «жестких» дискаунтеров «Чижик», количество которых в 2022 году выросло в семь раз, до 517, а выручка — в 12 раз. В компании считают, что в ситуации роста продовольственной инфляции покупатели ищут лучшее ценовое предложение.

В середине января о запуске еще одного дискаунтера в своей сети сообщил второй в России по объему выручки продуктовый ретейлер «Магнит». В компании заявили, что на фоне усиливающегося тренда на экономию дискаунтеры — один из самых быстрорастущих и перспективных форматов на рынке.