Несмотря на то что в российских регионах стала расти посещаемость торговых центров, в Москве показатель по-прежнему отрицательный. Эксперты предупреждают, что рынок не восстановится до уровня 2019 года, — и не только из-за экономических проблем.
Что случилось
В российских регионах начала восстанавливаться посещаемость торговых центров, сообщает «Коммерсант». По данным «1С-Рарус», в январе 2023 года показатель «1С-Рарус Индекс» (отражает число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) превысил уровень января 2022-го да на 4,7%, а января 2021-го — на 4,8%. В течение 2022 года динамика сохранялась отрицательной.
Показатель Mall Index (также отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) компании Focus Technologies свидетельствует о восстановлении посещаемости ТЦ малого и среднего формата площадью до 40 тыс. кв. м, тогда как у крупных ТЦ количество посетителей в январе было меньше прошлогоднего на 13%.
Тем временем у московских ТЦ негативные показатели посещаемости. По данным аналитиков, «1С-Рарус Индекс» в Москве в январе 2023 года оказался меньше прошлогоднего на 0,9%, а Mall Index — на 6%.
Контекст
За последние три года ТЦ испытывали проблемы: локдаун в связи с коронавирусной пандемией в 2020 году, коронавирусные ограничения в 2021-м, а затем уход иностранных брендов и снижение экономической активности населения после начала «военной спецоперации» России на Украине в 2022-м.
В октябре 2022 года ТЦ попросили регионы о поддержке из-за падения трафика. За неделю после объявления «частичной мобилизации» 21 сентября посещаемость торговых центров упала на 20% по сравнению с прошлым годом.
Кроме проблем с трафиком, ТЦ приходится требовать оплату аренды от ушедших ретейлеров. H&M задолжал российским торговым центрам более 1 млрд руб., а финская сеть супермаркетов Prisma, закрывшая в Санкт-Петербурге все 16 магазинов, получила три иска о взыскании задолженности по аренде площадей в ТЦ.
По состоянию на август 2022 года, всего зарубежные ретейлеры должны были заплатить около 30 млрд руб. за досрочное расторжение арендных договоров.
Мнение
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров сомневается, что трафик ТЦ вернется к уровню 2019 года, поскольку за это время значительно вырос рынок онлайн-ретейла, предпосылок для снижения которого уже нет. В 2022 году россияне покупали товары на маркетплейсах на 43% чаще, а Wildberries впервые показала оборот свыше 1 трлн руб.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев пояснил, что в небольших городах ТЦ располагаются на меньшем удалении от жилых домов и мест времяпровождения покупателей, а также на меньшей площади. Тогда как более крупные ТЦ часто удалены от источников постоянного трафика и являются местами, куда нужно ехать за покупками специально.
Узнайте больше
По данным Focus Technologies, посещаемость ТЦ в Москве и Санкт-Петербурге на новогодних каникулах 2023 года упала на 15% и 10% по сравнению с 2021 годом. В компании снижение трафика объяснили сохранением режима экономии у россиян и снижением привычного ассортимента из-за ухода иностранных брендов.