Беларусь предложила Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) продлить до 31 декабря 2023 года действия нулевой ставки таможенной пошлины на ввоз электромобилей. Об этом «Ведомостям» рассказал директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.
По словам Казаряна, предложение было передано участникам Евразийского экономического союза (помимо России и Беларуси, в него входят Казахстан, Армения, Киргизия) для формирования позиций.
Пошлину обнулили в мае 2020 года, чтобы стимулировать создание зарядной инфраструктуры, а также из-за отсутствия производства в ЕАЭС электромобилей и скачка курсов нацвалют. Она действует до конца 2021 года.
В конце мая «Коммерсант» писал, что, несмотря на планы правительства России по поддержке развития рынка электромобилей, ни одна из стран союза не выступила за продление нулевой ставки пошлины и с 2022 года при ввозе придется заплатить 15% от таможенной стоимости машины.
Единственным активным проектом развития электротранспорта в России остается московский электробус. К концу 2021 года в столице появятся 600 электробусов «Камаз», более 200 уже поставила группа ГАЗ. С легковыми электромобилями ситуация сложнее.
По данным аналитического агентства «Автостат», за пять месяцев с начала года россияне купили всего 650 легковых электромобилей. Это в семь раз больше, чем в январе — мае 2020 года, и в 5,5 раза — чем за тот же период 2019 года.
Однако до масштабов европейского рынка далеко: по данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в 26 странах ЕС за первое полугодие было продано 356469 электромобилей, рост составил почти 130%.
Сейчас в России нет массового производства легковых электромобилей. В 2011 году «АвтоВАЗ» на базе Lada Kalina выпустил электромобиль Ellada. Он мог проехать на одной зарядке до 140 км и стоил более 1 млн руб. Всего было выпущено около 100 таких машин.
Существует еще два проекта компактных электромобилей — Zetta предпринимателя Дениса Щуровского и «Кама», разработанная «Камазом» совместно с Петербургским политехническим университетом (СПбПУ). Первый пока не может найти финансирование для старта производства, по второму проекту также идет проработка организации производства и привлечения инвестиций.
Минэкономразвития и Минпромторг разрабатывают концепцию производства и использования электротранспорта в России до 2030 года. Проект концепции, который есть у «Ведомостей», предполагает, что к 2024 году в стране будет не менее 25 тыс. электромобилей и не менее 9,4 тыс. зарядных станций. К 2030 году производители должны выпускать примерно 250 тыс. электромобилей в год (10% от общего объема в стране), а зарядных станций должно быть не менее 72 тыс.
«Считаем, что обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на автомобили с электродвигателем не способствует инвестициям в производство транспортных средств с низким углеродным следом, а также компонентов для них», — сказал «Ведомостям» представитель Минпромторга.
Ассоциация развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры, наоборот, поддерживает предложение белорусской стороны, сказала изданию ее председатель Ия Гордеева.
«Развитие рынка — первый этап развития электромобильности в любой стране. Чтобы люди попробовали и смогли понять, что такое электромобиль, нужно сначала продлить нулевую пошлину. Если сейчас вернуть пошлину, рынок прекратит расти», — сказала она.
При этом, по ее словам, продление нулевой пошлины на электромобили нужно лишь не более чем на 1–2 года, поскольку российским производителям необходимо развивать свое производство.