Новости

Россияне стали на 20% чаще обращаться за гарантийным ремонтом малой бытовой техники

За 2022 год увеличилось число обращений по ремонту малой бытовой техники. Эксперты считают, что причина в низком качестве российской и китайской продукции, на которую перешли потребители.

Что случилось

За 2022 год в России выросло на 20% количество обращений по ремонту малой бытовой техники, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник в компании-производителе. По его словам, чаще всего обращения по гарантии касаются дешевой техники брендов типа Scarlett, Kitfort и Redmond. Ряд крупных компаний подтвердили информацию от источника.

Малой бытовой техникой называют чайники, утюги, фены и тому подобное. По данным Holodilnik.ru, в 2022 году в сегменте малой бытовой техники было продано 50,8 млн устройств, что на 1,4% больше год к году. В деньгах этот показатель увеличился на 1,7%, до 223,5 млрд руб. По данным пресс-службы «Ситилинк», чаще всего возвращают по гарантии активно используемые в быту устройства, такие как мультиварки, мясорубки, пылесосы и парогенераторы.

При этом представители «Ситилинк» и «М.Видео-Эльдорадо» отметили, что доля обращений по сдаче техники на гарантийный ремонт в 2022 году «соответствовала предыдущему периоду» и «осталась на уровне 2019–2021 годов». Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в которую входят «М.Видео-Эльдорадо», DNS и «Ситилинк», заявил, что «большинство федеральных торговых сетей не наблюдает роста подобных обращений по бытовой технике».

Почему это важно

Из-за ухода иностранных производителей российским покупателям пришлось переходить на отечественную и китайскую продукцию, которая ниже качеством. Из-за этого, по мнению коммерческого директора Holodilnik.ru Алексея Погудалова, увеличилось количество обращений по гарантии. «Российские производители стараются удешевить и увеличить производство продукции для наращивания присутствия на рынке», — пояснил источник среди поставщиков электроники.

Гендиректор «Сети компьютерных клиник» Александр Федоров добавил, что после ухода централизованных сервисов иностранных брендов гарантийные обязательства теперь должны выполнять продавцы. Эксперт подтвердил рост доли брака маловой бытовой техники в России из-за увеличения доли китайской продукции.

Контекст

После начала «военной спецоперации» России на Украине 24 февраля 2022 года многие зарубежные производители бытовой техники и электроники приостановили поставки в Россию. Например, такое решение приняли Panasonic, Toshiba, Dyson и Tefal. В результате на рынке остались в основном российские и китайские бренды.

Также за 2022 год на 20–25% вырос спрос на ремонт смартфонов и бытовой техники. Согласно данным российского сервиса объявлений «Юла», спрос на ремонт стиральных машин в IV квартале 2022 года подскочил по сравнению с январем на 180%, посудомоечных машин — на 100%, холодильников и телевизоров — на 50%.

В марте 2023 года поставщики бытовой техники сообщили о профиците товаров после крупных закупок весной и летом 2022-го на фоне ажиотажного спроса. Тогда ретейлеры заказали в больших количествах технику, опасаясь дефицита, перебоев поставок и прекращения сотрудничества.