Роскомнадзор по собственной инициативе заблокировал миллионы IP-адресов в попытке заблокировать Telegram. Генпрокуратура не давала санкции на блокировку адресов, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на возражения надзорного ведомства на иск компании «Живая фотография» к Роскомнадзору и Генпрокуратуре.
Компания (владеет сайтом posterslegends. com) требует признать незаконными действия Роскомнадзора, которые привели к блокировке ресурса, а также хочет обязать регулятор восстановить доступ к сайту. По информации сервиса проверки ограничения доступа к сайтам, площадку заблокировали на основании решения Генпрокуратуры от 16 апреля. Однако в прокуратуре заявили, что в требовании надзорного ведомства не говорилось о блокировке IP-адреса истца.
В требовании шла речь лишь об ограничении доступа к 7 аккаунтам в Telegram, которые пропагандировали запрещенные в России и Сирии организации. Генпрокуратура также требовала ограничить доступ к 4-м сервисам для обхода блокировок. В требовании также говорилось, что если материалы ресурсов скопируют на другие площадки, то необходимо принимать меры по ограничению доступа к новым ресурсом.
По мнению адвоката Данила Бухарина, представлющего интересы «Живой фотографии» в суде, если Генпрокуратура не требовала блокировки адресов, кроме указанных в документе, Роскомнадзор превысил полномочия: регулятор не может самостоятельно анализировать контент в сети и принимать решения о включении новых сетевых адресов в список заблокированных. Адвокат отметил, что сейчас не до конца понятно, по какой причине 16 апреля прокуратура потребовала заблокировать несколько аккаунтов мессенджера, если 13 апреля в Таганском суде решили заблокировать Telegram.
Юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян считает, что в этом деле конкурируют 2 нормы. Так, в соответствии с «законом Яровой», Роскомнадзор вправе самостоятельно определять домен и IP-адрес нарушителя. А механизм реализации «закона Лугового», который позволяет немедленно блокировать ресурсы по поручению Генпрокуратуры, не дает Роскомнадзору права самостоятельно определять адреса нарушителей.
Российский регулятор с 16 апреля пытается заблокировать доступ к мессенджеру Telegram из-за того, что разработчики приложения отказались передавать Федеральной службе безопасности (ФСБ) ключи шифрования, которые позволили бы силовикам читать личную переписку пользователей. В Telegram неоднократно заявляли, что мессенджер не пойдет на сделку с правительствами или спецслужбами.
Действия Роскомнадзора вызвали проблемы в работе поисковика Google, а также сказались на работе таких сервисов, как проект по доставке «Птичка», онлайн-школа английского языка Skyeng и кооператив «Чёрный». А сооснователь Weekend Agency Максим Полкунов рассказал, как блокировки Роскомнадзора ударили по интернет-бизнесу.
В попытке заблокировать Telegram регулятор ограничивал доступ к отдельным IP-адресам. Однако один IP-адрес может быть использован для десятков и сотен доменных имен различных сайтов, которые могут быть не связаны между собой, говорится в исковом заявлении.
Когда организация «Агора» запустила горячую линию для сервисов, пострадавших из-за блокировки Telegram, к ней обратились около 150 компаний. По словам юриста «Агоры» Дамира Гайнутдинова, каждый десятый был готов обратиться в суд, однако затем количество желающих снизилось.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews