Комиссия Сбербанка для магазинов за платежи по QR-кодам увеличилась до 2,5%. Популяризовать этот формат оплаты пока не удается, поэтому банк хочет направить вырученные от повышения сборов деньги на преимущества клиентам при оплате по QR-коду.
Сбербанк повысил комиссии для магазинов за платежи по QR-кодам в сервисе SberPay до 2,5%, приравняв ее к сбору за оплату картами, сообщает РБК со ссылкой на соответствующее объявление на сайте банка. Представитель Сбербанка сказал РБК, что полученные от комиссии средства кредитная организация направит на дополнительные преимущества при оплате по SberPay QR для клиентов.
Оплата по QR-кодам была запущена Сбербанком в 2019 году: тогда комиссия составляла от 0,6% до 1,5% от суммы платежа в зависимости от сферы бизнеса. В ноябре 2022 года «Сбер» вернул SberPay для Android-устройств, а в январе 2023-го банк объявил, что установит замену «Сбербанк Онлайна» на iPhone в своих отделениях. Также QR-коды используются в рамках Системы быстрых платежей (СБП), за которые комиссия составляет 0% для государственных платежей, а для бизнеса не выше 0,4% или 0,7% в зависимости от категории.
Сбербанк планировал развивать тип оплаты по QR-кодам, из-за чего последние полгода платежи по ним были дешевле на 20%. Однако и этот дисконт теперь будет отменен. По статистике Центробанка России, в 2022 году россияне с помощью QR-платежей совершили покупки на 720,8 млрд руб., тогда как по картам — на 46,8 трлн руб. Оплату по QR-кодам сейчас принимают более 1,3 млн POS-терминалов Сбербанка, однако банк планирует до конца года оснастить таким способом оплаты весь свой парк, заявил его представитель.
Так как за счет банковских комиссий формируется кэшбэк, то «есть вариант либо снизить кэшбек, либо вернуть банковские комиссии до таких, которые есть у карт», чтобы сохранить уровень комиссий за оплату по QR-кодам, отмечает ведущий исследователь лаборатории блокчейн и финтех Школы управления Сколково Екатерина Семерикова.
Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова отмечает, что сложности с использованием QR-кодов не дают их популяризовать: сотрудники магазинов часто не понимают, как пользоваться QR-кодом. Эксперт предполагает, что «Сбер» может повысить комиссию, чтобы часть этих средств направлять на мотивацию покупателей платить по QR-кодам, допускает она.